Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июля 2015 г. N 44-2328/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры" (далее - Заказчик):
ООО "Клинлайф" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 14980 от 10.07.2015) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по благоустройству территории Сада, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Дворец Юсуповых" (Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 21) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 29.06.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200231715000136. Начальная (максимальная) цена контракта 25 447 921,00 руб.
В жалобе ООО "Клинлайф" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе и конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Описание объекта закупки, выраженное в материалах (товарах), предлагаемых для выполнения работ по контракту указано в техническом задании конкурсной документации.
В приложении N 2 к тому 2 конкурсной документации указано, что материалы (товары), предлагаемые для выполнения работ по контракту (таблица заполняется в случае, если участник предлагает для выполнения работ товары (материалы), эквивалентные товарам (материалам), указанным в техническом задании).
Таким образом, конкурсная документация содержит инструкцию по заполнению заявки в части предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Следовательно, данный довод жалобы является несостоятельным.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Анализ конкурсной документации показал, что в приложении N 2 к техническому заданию представлены требования к материалам (товарам) с учётом возможности предложения эквивалентных товаров участником, в случае, если участник предлагает для выполнения работ товары (материалы), эквивалентные товарам (материалам), указанным в данном приложении.
Следовательно, данный довод жалобы является также несостоятельным.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
В проекте государственного контракта содержится приложение N 1 "Техническое задание", которое в свою очередь содержит требования к товарам, которые используются при выполнении работ.
Следовательно, данный довод жалобы является также несостоятельным.
4. Согласно п. 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе и предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с конкурсной документацией одним из нестоимостных критериев оценки заявки является критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"
Предметом оценки по данному критерию является качество работ, выраженное в представленных участником конкурса в порядке, установленном конкурсной документацией, предложениях и сведениях о системе контроля качества за выполняемыми работами, также сведениях и предложениях о порядке выполнения работ по контракту, содержащим описание предложений и сведений по организации работ по контракту и описание технологии выполнения работ по контракту, направленных на обеспечение полной и эффективной технологии проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, являющегося предметом конкурса, и обеспечение высокого качества результата выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно подразделу 11 конкурсной документации под предложениями и сведениями о системе контроля качества за выполняемыми работами для целей предмета оценки понимается описание участником конкурса существующей и применяемой участником конкурса системы по контролю за качеством выполняемых работ по сохранению объектов культурного наследия, а также описание конкретных предложений участника конкурса по организации системы по контролю за качеством выполняемых работ по сохранению объекта культурного наследия, являющихся предметом конкурса, при исполнении контракта, направленных на обеспечение и улучшение качества работ. Предложения по организации системы по контролю за качеством выполняемых работ по сохранению объектов культурного наследия должны включать описание порядка проведения участником конкурса проверки при контроле и приемке работ за соответствием материалов, изделий и конструкций требованиям технического задания; соответствием состава и объема выполненных работ требованиям технического задания; за своевременностью и правильностью оформления производственной документации; за устранением недостатков, отмеченных в журналах работ в ходе контроля и надзора за выполнением работ. Полным описанием предложений и сведений о системе контроля качества за выполняемыми работами для целей предмета оценки является описание участником конкурса в заявке существующей и применяемой участником конкурса системы по контролю за качеством выполняемых работ по сохранению объектов культурного наследия, а также описание всех указанных в предмете оценки в отношении системы контроля качества за выполняемыми работами конкретных предложений участника конкурса по организации системы по контролю за качеством выполняемых работ по сохранению объекта культурного наследия, являющихся предметом конкурса. Неполным описанием предложений и сведений о системе контроля качества за выполняемыми работами для целей предмета оценки является описание участником конкурса существующей и применяемой участником конкурса системы по контролю за качеством выполняемых работ по сохранению объектов культурного наследия без описания конкретных предложений участника конкурса по организации системы по контролю за качеством выполняемых работ по сохранению объекта культурного наследия, являющихся предметом конкурса, при исполнении контракта, направленных на обеспечение и улучшение качества работ и/или Предложения по организации системы по контролю за качеством выполняемых работ по сохранению объектов культурного наследия не включают описание порядка проведения участником конкурса проверки при контроле и приемке работ за соответствием материалов, изделий и конструкций требованиям технического задания и/или соответствием состава и объема выполненных работ требованиям технического задания и/или за своевременностью и правильностью оформления производственной документации и/или за устранением недостатков, отмеченных в журналах работ в ходе контроля и надзора за выполнением работ.
Вместе с тем в данном случае в составе конкурсной документации размещена проектная документация производства работ, которая учитывает все виды, сроки, технологию производства работ, особенности организации системы контроля качества и т.д. Таким образом, заказчик в конкурсной документации изначально установил требования к работам и их качеству и предлагает участникам конкурса для получения максимального балла по рассматриваемому критерию повторить положения проектной документации.
Следовательно, в данном случае оценка заявок осуществляется не между собой (кто из участников закупки предложит лучшие условия исполнения контракта), а на соответствие заявок техническому заданию (насколько подробно участник скопировал положения технической части конкурсной документации в свою заявку), что, в свою очередь противоречит пункту 1 Правил N 1085, согласно которому целью Правил является, в том числе, выявление лучших из предложенных участниками условий исполнения контракта при проведении закупки.
Также анализ конкурсной документации показал, что в ней содержится определение понятий "конкретное предложений участника конкурса по организации системы по контролю за качеством выполняемых работ по сохранению объекта культурного наследия, являющихся предметом конкурса", что не позволяет участникам заполнить заявку надлежащим образом, а конкурсной комиссии объективно оценить заявки участников закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика усматриваются нарушения п. 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
При установленных обстоятельствах допущенные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 50, 53, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Клинлайф" обоснованной в части доводов об установлении Заказчиком порядка оценки заявок на участие в конкурсе с нарушением законодательства о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 4,9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июля 2015 г. N 44-2328/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2015