Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 августа 2015 г. N 44-2726/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды" (далее - Заказчик):
ООО "Строительная компания-Волга" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 17874 от 14.08.2015) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона на выполнение работ по подготовке к закрытию Самосыровской свалки твердых бытовых отходов по ул. Мамадышевский тракт г. Казани с последующей рекультивацией (Республика Татарстан) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 05.06.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0373100000215000020.
Начальная (максимальная) цена контракта - 141 500 000,00 рублей.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика в части признания второй части заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об аукционе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее.
В соответствии с уведомлением Санкт-Петербургского УФАС России о принятии жалобы к рассмотрению от 18.08.2015 N 07/20854 заседание Комиссии УФАС было назначено на 11:00 часов 20.08.2015. Однако после начала рассмотрения жалобы по существу, Комиссией УФАС было принято решение о переносе даты ее заседания на 15:00 часов 21.08.2015 для изучения материалов дела.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что требование ко второй части заявки на участие в электронном аукционе, которая должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов были установлены дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В части 2 документации об аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующее: "опыт (с учетом правопреемства) исполнения контракта на выполнение работ по профилю объекта закупки, относящихся к той же группе работ, на выполнение которых заключается контракт, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупок".
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Анализ второй части заявки Заявителя показал, что Заявителем представлены следующие договоры:
1. Договор N 0084 от 15.06.2012 "Реконструкция межхозяйственной оросительной системы "Алга-Тукай-Красный маяк" Комсомольского района Чувашской Республики. Лот N 3 - Оросительная сеть с сооружениями" на сумму 33 649 000,99 руб. Заказчик: ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Чувашской Республике".
ОКДП: 4525020 - Сооружения ирригационных и мелиоративных систем; сооружения тепличного хозяйства (ОКПД 45.24.12 Работы общестроительные по строительству плотин, каналов, оросительных каналов и акведуков). Вид деятельности - Гидромелиоративные работы.
2. Договор N 0115200001113000871_62254 от 05.07.2013 "Строительство защитных сооружений от паводковых вод на реке Цивиль г. Цивильска (II очередь) Чувашской Республики - 2 вариант" на сумму 204 221 459,70 руб. Заказчик: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
ОКПД: 45.24.13.110 - Работы общестроительные по строительству новых шлюзов, затворов и прочих гидромеханических сооружений. Вид деятельности - Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики).
3. Договор N24-с от 25.06.2013 "Выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Порецкое-Мочкасы" км 3+100-км 4+830 в Порецком районе Чувашской Республики" на сумму 35 550 000,00 руб. Заказчик: КУ "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
ОКПД: 4540040 - Устройство дорожных оснований и покрытий (ОКПД 45.23.11 Работы общестроительные по устройству оснований покрытий автомагистралей, дорог, улиц, прочих автомобильных или пешеходных дорог). Вид деятельности - Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
Таким образом, Заявителем представлены договоры на выполнение работ, включённые в код 45 ОКПД, что соответствует требованиям аукционной документации и Постановления Правительства РФ N 99.
Таким образом, у аукционной комиссии Заказчика не было оснований для признания заявки Заявителя несоответствующей. Следовательно, жалоба является обоснованной, а в действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Пунктом 5.4.8 Приложения N 2 "Проект государственного контракта" к документации об аукционе Заказчиком установлено требование к участникам закупки: "В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено лицензирование вида деятельности, являющегося предметом настоящего Контракта, а также, в случае, если законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ (оказание услуг), являющихся предметом настоящего Контракта, установлено требование об их обязательном членстве в саморегулируемых организациях, Подрядчик (Исполнитель) обязан обеспечить наличие документов, подтверждающих его соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в течение всего срока исполнения Контракта".
Пунктом 4.5 раздела 9 "Информационная карта документации об электронном аукционе" документации об аукционе Заказчиком установлено требование о предоставлении соответствующих документов в составе второй части заявки участника, а именно: "Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Копии лицензий (разрешений) на работы, подлежащие лицензированию и сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе действующего свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, в части выполнения видов работ, предусмотренных ведомостью работ представленной в Техническом задании".
Представителем Заказчика на заседании Комиссии УФАС представлено письмо от 04.08.2015 N 6030/07 Министерства экологии и природных ресурсов республики Татарстан, согласно которому работы, выполнение которых являются предметом рассматриваемой закупки, выполняются на объекте, который не относится к объектам капитального строительства.
Таким образом, Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии действующего свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, в чем усматривается нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Из пояснений представителя Заказчика, а также из представленного им письма от 04.08.2015 N 6030/07 Министерства экологии и природных ресурсов республики Татарстан следует, что в качестве документов, подтверждающих, соответствие участников закупки дополнительным требованиям должны быть представлены копии исполненных контрактов на выполнение работ по профилю объекта закупки, относящихся к той же группе работ, на выполнение которых заключается контракт, выполненные на объектах, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Однако положениями документации об аукционе не предусмотрено указаний участникам закупки о предоставлении копий исполненных контрактов на выполнение соответствующих работ именно на объектах, которые не являются объектами капитального строительства. Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в утверждении документации, в которой отсутствует надлежащая инструкция по заполнению второй части заявки.
Выявленные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 64, 66, 69, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания-Волга" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и членов его аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 августа 2015 г. N 44-2726/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2015