Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 августа 2015 г. N 44-2695/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрация Невского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
ООО "ДАР" (далее - Заявитель);
в отсутствие представителей:
СПб ГКУ "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик), надлежащим образом уведомленном о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 18165 от 19.08.2015) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворов, находящихся на придомовой территории, не входящей в состав общего имущества многоквартирных домов Невского района для нужд Санкт-Петербурга в 2015 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Изменения извещения о проведении аукциона размещено 24.07.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004715000099. Начальная (максимальная) цена контракта 19 652 162,00 руб.
В жалобе ООО "ДАР" указывает на неправомерные действия Заказчика, в части необоснованного отказа в допуске к участию в аукционе заявке с порядковым номером 4 (ООО "ДАР") по итогам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, заявка с порядковым номером 4 отклонена по следующим основаниям:
"Несоответствие пункту 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44. Представлены сведения несоответствующие требованиям ТЗ. Признать заявку N 4 не соответствующей требованиям, предусмотренным частью 4 статьи 67 Федерального закона N 44 и требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. П. 182 Брусья необрезные хвойных пород Требования ТЗ: Параметр шероховатости поверхности брусьев необрезных должен быть менее 1600 мкм. В заявке: Параметр шероховатости поверхности брусьев необрезных 1600 мкм. Несоответствие пункту 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44. Представлены сведения несоответствующие требованиям ТЗ. П. 188 Щебень Требования ТЗ: Содержание зерен слабых пород более 5% В заявке: Содержание зерен слабых пород 5%".
Заказчиком, в Приложении 4 к Части Ш "Техническое задание" к товару по позиции 182 "Брусья необрезные хвойных пород" установлено требование: "Параметр шероховатости поверхности брусьев необрезных должен быть менее 1600 мкм".
Согласно п. 3.1.3 Раздела 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" Части I документации о закупке, участнику при заполнении первой части заявки необходимо руководствоваться следующим правилом: "В случае установления (определения) в приложении N4 к Техническому заданию соответствующего значения показателя товара, где использованы слова "менее" участником закупки должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара меньшее значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в приложении N4 к Техническому заданию, не содержащее слова "менее".
Таким образом, участнику при предоставлении конкретных характеристик товара необходимо указать конкретное не интервальное значение показателя менее установленного Заказчиком предельного значения.
В ходе анализа заявки с порядковым номером 4 (ООО "ДАР") установлено, что к товару по позиции 182 "Брусья необрезные хвойных пород" представлена характеристика: "Параметр шероховатости поверхности брусьев необрезных 1600 мкм", что не соответствует положениям документации о закупке.
Таким образом, в действиях Заказчика не установлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, выраженное в необоснованном отказе в допуске заявок на участие в аукционе.
2. Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе.
Рассмотрение доводов жалобы на положения документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок не проводится в соответствии с частями 1, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе и пункта 3.38 Административного регламента ФАС России от 19.11.2012 N 727/14.
Следовательно, жалоба признанна необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
1. Заказчиком в Приложении 4 к Части Ш "Техническое задание" к товару по позиции 182 "Брусья необрезные хвойных пород" установлена характеристика: "Параметр шероховатости поверхности брусьев необрезных должен быть менее 1600 мкм".
Вместе с тем, Заказчиком в Приложении 4 к Части Ш "Техническое задание" к товару по позиции 198 "Брусья необрезные хвойных пород" установлена характеристика: "Параметр шероховатости поверхности брусьев необрезных должен быть не более 1600 мкм".
Так же, п. 3.5 Части Ш документации о закупке установлено требование к участникам закупки, согласно которому при выполнении работ участник должен использовать товары, соответствующие государственным стандартам, в том числе ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)".
Таким образом, документация о закупке и положения статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливают к Заказчику и участникам закупки взаимное требование о соответствии описания товара в Техническом задании и предоставленных в составе первой части заявки технических характеристик товара ГОСТ.
Согласно п. 2.5. ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", параметр шероховатости поверхности пиломатериалов не должен превышать для 4-го сорта - 1600 мкм.
Согласно п. 3.1.3 Раздела 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" Части I документации о закупке, участнику при заполнении первой части заявки необходимо руководствоваться следующими правилами:
"В случае установления (определения) в приложении N4 к Техническому заданию соответствующего максимального значения показателя товара (использованы слова: "не более", "до", "не выше") участником закупки должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара равное или меньшее установленного максимального значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в приложении N4 к Техническому заданию относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно максимальности его значения";
В случае установления (определения) в приложении N4 к Техническому заданию соответствующего значения показателя товара, где использованы слова "менее" участником закупки должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара меньшее значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в приложении N4 к Техническому заданию, не содержащее слова "менее".
Таким образом, в рамках Технического задания документации о закупке один и тот же показатель в рамках одного товара, характеризующегося одним ГОСТ (ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия") имеет различные значения показателя. Исходя из толкования п. 2.5 ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" крайним значением показателя "Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов" является значение "1600 мкм" включительно.
Так же Комиссия УФАС отмечает, что товар "Брусья необрезные хвойных пород" не предусмотрен Локальными сметными расчетами в рамках закупки в качестве товара, необходимого при выполнении работ, стоимость данного товара не включена в перечень локальных расчетов, в том числе при формировании начальной (максимальной) цены контракта. В ходе заседания Комиссии УФАС представителями Заказчика так же не даны пояснения необходимости указания технических характеристик товара, не предусмотренного Локальными сметными расчетами товаров, используемых при выполнении работ.
Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер, что подтверждаются существующим государственными техническими стандартами.
Следовательно, заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.
2. Заказчиком в Приложении 4 к Части Ш "Техническое задание" к товару по позиции 188 "Щебень" установлена характеристика: "Содержание зерен слабых пород более 5%".
Так же, п. 3.5 Части Ш документации о закупке установлено требование к участникам закупки, согласно которому при выполнении работ участник должен использовать товары, соответствующие государственным стандартам, в том числе ГОСТ 8267-93. "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия".
Таким образом, документация о закупке и положения статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливают к Заказчику и участникам закупки взаимное требование о соответствии описания товара в Техническом задании и предоставленных в составе первой части заявки технических характеристик товара ГОСТ.
Согласно п. 4.5. ГОСТ 8267-93. "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" содержание зерен слабых пород в щебне и гравии при марки по дробимости 800 не должно быть более 10 % по массе. В соответствии с положениями ГОСТ 8267-93 предел содержания зерен слабых пород не ограничен нижним пределом, как это установлено в Техническом задании документации о закупке, но ограничен верхним пределом, информации о чем в Техническом задании документации о закупке не содержится.
Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер, что подтверждаются существующим государственными техническими стандартами.
Следовательно, заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.
Выявленные нарушения являются существенными, повлияли на результаты рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке, повлекли отклонение ряда заявок исходя из вышеустановленного необъективного описания объекта закупки, что является основанием для выдачи предписания об устранении вышеуказанных нарушений.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДАР" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика, Уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 августа 2015 г. N 44-2695/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2015