Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 августа 2015 г. N 2-57-6774/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Члена комиссии - ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Министерства иностранных дел Российской Федерации": Соловьева Д.Н., Чикаевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей ООО "ЕВРОКАПИТАЛ", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/31002 от 05.08.2015),
рассмотрев жалобу ООО "ЕВРОКАПИТАЛ" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Министерства иностранных дел Российской Федерации" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнения работ по комплексному обслуживанию зданий (Закупка N 0373100047915000034) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок, а именно, в части установления неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 05.08.2015 NМГ/31002 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации не определен объём использования товаров при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием, а также установлены требования к товарам, не используемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя в аукционной документации Заказчика не определен объём использования товаров, требования к которым установлены в Приложении N1 к техническому заданию аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что закупка проводится на выполнение работ по комплексному обслуживанию зданий Министерства иностранных дел Российской Федерации, при этом, Заказчику невозможно определить объём использования материалов при обслуживанию зданий.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в аукционной документации Заказчика, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, не определено ни количество товаров, ни цена единицы товара, подлежащего использованию при выполнении работ, что не позволяет участникам закупки определить потребности Заказчика и сформировать ценовое предложение на участие в аукционе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к следующим товарам: п. 100 "Унитаз керамический", п. 119 "Блоки дверные", п. 240 "Подоконники ПВХ", п. 433 "Стеклообои", - поскольку техническим заданием аукционной документации предусмотрено только обслуживание данных товаров, установленных в заданиях Заказчика, при этом техническим заданием не предусмотрена замена данных материалов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что техническим заданием аукционной документации не предусмотрены работы по замене данных товаров, при этом требования к данным товарам установлены, поскольку замена данных материалов может понадобиться при исполнении государственного контракта на выполнение работ по обслуживанию зданий Министерства иностранных дел Российской Федерации. При этом, согласно устным возражениям представителей Заказчика, замена вышеуказанных товаров должна проводиться за счет исполнителя государственного контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе, и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам.
В соответствие с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены следующие требования к товарам:
- по п. 346 "Смесь сухая по ГОСТ 28013-98": "Мелкие заполнители должны иметь истинную плотность зерен от 2000 до 2800 кг/м3", "Класс песка I-II", "Содержание вредных примесей в песке, % по массе: слюда < 2 , уголь < 1, пирит в пересчете на SO3 < 4, сульфаты в пересчете на SO3 < 1, галлоидные соединения < 0,15", "Модуль крупности песка не должен быть больше 2,5", "Полный остаток на сите N 063 не должен быть более 45 % по массе", "Содержание глины в комках должно быть не более 0,5 % по массе", поскольку данные требования не предусмотрены ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия";
- по п. 349 "Раствор цементно-известковый по ГОСТ 28013-98": "Содержание вредных примесей в мелком заполнителе, % по массе: слюда не более 2, уголь не более 1, пирит в пересчете на SO3 не более 4, сульфаты в пересчете на SO3 не более 1, галлоидные соединения не более 0,15";
- по п. 63 "Казеиновый клей по ГОСТ 3056-90": "Для выработки казеинового клея должен применяться казеин технический кислотный в зерне высшего или 1 или 2 сорта по ГОСТ 17626-81. По химическим показателям технический казеин должен соответствовать требованиям: Свободная кислотность, не более , Т, 150; Свободная кислотность - объем раствора NaOH[c (NaOH); =0,1моль/дм3] на 1 г сухого вещества, не более, см, 1,70; Индекс растворимости - объем осадка на 1 г казеина, не более, см
, 0,8", "По физическим показателям технический казеин должен соответствовать требованиям: Внешний вид требуется сухое плотное или пористое зерно любой формы. Размеры зерна в максимальном поперечном разрезе не должны быть более 10 мм, Цвет нужен однородный по всей массе (категории А или Б) или от светло-желтого до желтого, возможно наличие пригорелых зерен до 5%; Чистота нужна не хуже группы 2 или возможна незначительная засоренность, не должно быть наличие частиц дерева, металла и др.".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к вышеуказанным товарам составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе, что в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЕВРОКАПИТАЛ" на действия ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Министерства иностранных дел Российской Федерации" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику по электронному аукциону с реестровым номером N 0373100047915000034 не выдавать, поскольку предписание выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "Современные системы" по делу N2-57-6836/77-15 от 10.08.2015.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии: Е.В. Гридина
Заместитель председателя комиссии: А.В. Гордуз
Член комиссии: Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д. А.
(495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 августа 2015 г. N 2-57-6774/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2015