Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 августа 2015 г. N 2-57-6729/77-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок О.А. Каплина,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГБ N56 ДЗМ": Ш.М. Блохиной,
ООО "Кристальная Сила": Е.Г. Силантьева,
рассмотрев жалобу ООО "Кристальная Сила" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГБ N56 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по уборке помещений во 2 полугодии 2015 г. (Закупка N 0373200003515000059) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/31180 от 06.08.2015.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации неправомерных и излишних требований к товарам и положения Инструкции по заполнению первой части заявки.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы жалобы Заявителя на предмет установления в аукционной документации неправомерных и излишних требований, установленных в аукционной документации, в частности:
- в Форме 2 указаны требования к товарам таким образом, что при заполнении первой части заявки не представляется возможным указать состав компонентов, сумма которых будет равна 100%. В частности, по п.18 "Средство для дезинфекции рук" - состав: пропиловый спирт 30%, изопропиловый спирт
30%, алкидиметилбензиламмоний хлорид <5%, неионогенные ПАВ <5%, структурообразователь <5%, вода. А также по п.8, п.9, п.22, п.27, п.37, п.42, п.47. Тогда как по другим позициям предоставляется возможным указать 100% состав. Заказчик пояснил, что указание 100% состава во всех позициях не требуется, участникам закупки необходимо предоставить характеристики товаров согласно требуемым значениям;
- по мнению Заявителя жалобы, Заказчик неправомерно устанавливает требования по п.4, п.9, п.22, п.23, п.24, п.26, п.29 об указании в каких объемах (в процентном соотношении в миллилитрах / граммах к литрам используемой воды) используются средства в различном виде применения (поломоечные машины, однодисковые уборочные машины, ручной способ, для стен, для пола). Указанные требования являются излишними, так как при оказании услуг по данному аукциону исполнитель исходя из спецификации помещения и наличию тех или иных условий будет использовать данные средства, кроме того, предъявление таких требований увеличивает объем Формы 2. Заказчик пояснил что указание используемых объемов средств для уборки необходимо для определения их количества, таким образом, данные показатели являются объективными и необходимыми;
- Заявитель обжалует установление в аукционной документации требований, что значения, указанные участниками закупки должны соответствовать как методикам расчета, указанных в действующих ГОСТ, так и общепринятым математическим формулам, с округлением по правилам математики. По мнению Заявителя данное требование является излишним, так как Заказчиком не обозначены конкретные математические формулы и не указано к каким позициям Формы 2 их необходимо применять. Представитель Заказчика пояснил, что под общепринятыми математическими формулами понимаются формулы сложения, вычитания, умножения, а также формулы расчета площади и формула вычисления процентного выражение одного числа от другого.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлено документов и сведений, подтверждающих вышеуказанные доводы жалобы, а также документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки на участие в аукционе, а также о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
2. Согласно доводам жалобы, в Инструкции по заполнению первой части заявки неправомерно установлены следующие положения:
- если перечисление значений требуемого параметра производится как через знак ";", так и через знак ",", то Участник должен указать по одному значению, среди значений, разделенных знаком (знаками) ",". Знак ";" является аналогом союза "или";
- в случае указания значений показателей, сопровождающихся словами "значение должно быть в диапазоне", участник размещения заказа должен указать один конкретный показатель, соответствующий требуемого диапазону значений. Используемое обозначение "..." следует читать как диапазон значений, включающий граничные значения, которое должно указываться участником в виде диапазона значений.
По мнению Заявителя, данные требования неправомерны и противоречивы, так как не позволяют корректно сформировать заявку на участие в аукционе, в частности по позициям:
- п.42 "Очиститель кожи от индустриальных загрязнений" - состав: неионогенные ПАВ от 5%; анионные ПАВ до 5%, амфотерные ПАВ менее 5%, жирные кислоты менее 5%, аминоспирт менее 5%, абразив от 5 до 15%; скраб в виде микрокганул до 17%, структурообразователь, антисептик (бриллиантовый зеленый), консервант, отдушка, краситель, вода.
- п.49 "Низкопенное кислотное средство для удаления мочевого камня и соответствующих запахов" - температурный режим разведения и применения в диапазоне: от 19... до 31°С.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушения Заказчиком п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, так как Инструкция по заполнению первой части заявки содержит противоречивое положение и может вводить в заблуждение участников закупки.
3. На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы жалобы Заявителя на предмет установления в аукционной документации неправомерных и излишних требований к товарам, в частности по п.68, п.71, п.79, п.81, п.95, а также:
- п.1 "Универсальное средство для очистки" - плотность при 20°С, динамическая вязкость при 20°С, кинематическая вязкость при 20°С;
- п.2 "Салфетки для монитора" - удельное электрическое поверхностное сопротивление;
- п.6 "Универсальное средство для очистки" - соединение твердых частиц, температура кипения, плотность при 20°С, динамическая вязкость при 20°С, кинематическая вязкость при 20°С;
- п.23 "Универсальное средство для дезинфекции поверхностей" - ПДК ЧАС в воздухе рабочей зоны, ПДК триамина в воздухе рабочей зоны;
- п.61 "Средство для дезодирования методом протирки" - насыпная плотность, температура вспышки.
Представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки, а также указать в соответствии с какими нормативами и регламентами установлены данные требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования установлены в нарушение ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что может вводить участников закупки в заблуждение и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Комиссией Управления 17.07.2015 Заказчику выдано предписание по жалобе ООО "Кристальная сила" по делу N2-57-6075/77-15 об отмене Протокола подведения итогов и Протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, а также внесении изменений в аукционную документацию.
На заседании Комиссии Управления также установлено, что срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 03.08.2015. Вместе с тем, Заказчиком 05.08.2015 на официальном сайте опубликовано Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании исполнения предписания Московского УФАС России по делу N2-57-6075/77-15 от 17.07.2015.
Согласно ч.1 ст.36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о неправомерной отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по данному аукциону и о нарушении Заказчиком положений ч.1 ст.36 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Кристальная Сила" на действия ГБУЗ "ГБ N56 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных положений в Инструкции по заполнению первой части заявки, а также требований по товарам п.1, р.2, п.6, п.23, п.61, п.68, п.71, п.79, п.81, п.95.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.1-ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64, ч.1 ст.36 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии О.А. Каплин
Е.А. Дейнега
исп. Е.А. Дейнега
тел. 8-495-784-75-05, доб. 179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 августа 2015 г. N 2-57-6729/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2015