Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 августа 2015 г. N 2-57-6861/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Члена комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
при участии представителей:
ГБУ "Жилищник района Силино": Бойко Е.В., Купряковой Н.А.,
в отсутствие представителей ООО "АРМ-Строй" о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/31587 от 10.08.2015),
рассмотрев жалобу ООО "АРМ-Строй" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник района Силино" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству и ремонту дворовых территорий (Закупка N0373200622015000058) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NМГ/31587 от 10.08.2015 документы и сведения.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Форме 2 установлены такие требования по позиции:
п.8 "Щебень из естественного камня":
-Полные остатки на контрольном сите 55 мм: не более 60 % по массе,
-Полные остатки на контрольных ситах диаметром - 0,5(D+d): от 30 до 60 % по массе,
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к полному остатку на сите, так как, согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", отсутствует требование "Полные остатки на контрольном сите 55 мм: не более 60 % по массе", а также является идентичным требованию "Полные остатки на контрольных ситах диаметром - 0,5(D+d): от 30 до 60 % по массе", что является излишнем требование к товару, а также может вводить участников закупки в заблуждение.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лицо, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить, в соответствии с каким техническим регламентом и стандартам установлены вышеуказанные требования к товару по п.8 "Щебень из естественного камня", а также не представлено документов и сведений подтверждающих необходимость использования вышеуказанных показателей, требований для товаров п.8 "Щебень из естественного камня".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к вышеуказанному товару составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупок и препятствовать корректному формированию заявок на участие в электронных аукционах, что в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупок.
2. Также, согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Форме 2 установлены такие требования по позиции:
а) п.7 "Ксилол нефтяной" - Внешний вид и цвет: прозрачная жидкость, не содержащая посторонних примесей и воды, не темнее раствора 0,003 К2Сr2O7 в 1 дм воды.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком указана несуществующая формула, а именно "К2Сr2O7", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, а также препятствует корректному заполнению заявки на участие аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно п.1.2 ГОСТ 9410-78 "Ксилол нефтяной. Технические условия" формула для раствора соответствует К2Cr2О7.
б) п.10 "Смеси бетонные, БСГ на известняковом щебне":
-Группа по крупности: средний/крупный/повышенной крупности,
-Модуль крупности песка: от 2 до 3,25 вкл.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования для модуля крупности песка, согласно ГОСТ 8736-2014 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" для средней группы песка модуль крупности составляет св. 2,0 до 2,5, в то время как требование аукционной документации, по мнению Заявителя, противоречит требованиям ГОСТ 8736-2014, а также может вводить участников закупки в заблуждение.
в) п.10 "Смеси бетонные, БСГ на известняковом щебне":
-Фракция крупного заполнителя: 5-20мм.
-Полные остатки на контрольных ситах диаметром - 1,25 D: до 0,5 % по массе.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование для смеси бетонной, а именно фракции крупного заполнителя, согласно ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" фракции крупного заполнителя составляет от 5 до 10мм и св. 10 до 20мм, таким образом наибольшая крупность заполнителя должна составлять 20мм, при этом в аукционной документации Заказчика установлено требование о наличии частиц 1,25 D, что, по мнению Заявителя, противоречит ГОСТ 26633-2012.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с ГОСТ 26633-2012, согласно которому фракции крупного заполнителя составляет от 5 до 10мм и св. 10 до 20мм, а так же ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", согласно которому для смеси фракций от 5(3) до 20мм диаметр отверстий контрольных сит составляет 1,25 D, полный остаток на сите составляет до 0.5мм.
г) п.12 "Щебень из естественного камня" - Фракция щебня: 20-40 мм.
Согласно доводам жалобы Заявителя, заказчиком неправомерно установлено требование к фракции щебня, согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" Щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций св. 20 до 40 мм, таким образом установленные требования в аукционной документации Заказчика противоречат требованиям ГОСТ 8267-93.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно ГОСТ 8267-93 предоставляется возможным по согласованию изготовителя с потребителем выпускают щебень и гравий в виде других смесей, составленных из отдельных фракций, а также фракций от 80 (70) до 120 мм, св. 120 до 150 мм.
д) п.24 "Портландцемент общестроительный" - Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO 3 ): от 1 до 4 % по массе.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к химическому составу портландцемента используемому при изготовлении товара, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование к массовой доли ангидрита установлено в соответствии с п.1.11 ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия", на который имеется ссылка в аукционной документации.
е) п.21 "Смеси асфальтобетонные" - Марка асфальтобетонной смеси: II или III.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к марке асфальтобетонной смеси, так как согласно сметной документации Заказчику необходима III марка асфальтобетонной смеси.
Вместе с тем, согласно доводам Заказчика расчет начальной (максимальной) цены контракта является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, в то время как требования к минимальным, максимальным характеристикам товаров используемых при выполнении работ содержаться в Форме 2 согласно ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не предоставлены, а так же в составе жалобы Заявителя отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, а именно, каким образом вышеуказанные требования к товарам по п.10 "Смеси бетонные, БСГ на известняковом щебне", п.7 "Ксилол нефтяной", п.12 "Щебень из естественного камня", п.24 "Портландцемент общестроительный", п.21 "Смеси асфальтобетонные", не позволили подать заявку на участие в аукционе, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и нарушении Заказчиком норм Законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АРМ-Строй" на действия ГБУ "Жилищник района Силино", обоснованной в части неправомерного установления в аукционной документации требования к товарам используемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдать, так как по итогам проведения электронного аукциона заключен государственный контракт N2773559770015000057 от 20.07.2015, и восстановление законных прав и интересов участников закупки возможно исключительно в судебном порядке.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Члены Комиссии И.С. Максимов
Максимов И. С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 августа 2015 г. N 2-57-6861/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2015