Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 августа 2015 г. N 2-57-6848/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Члена комиссии - ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя Администрации поселения Московский: Давыдовой С.Н.,
при участии представителя АО "СК ФЛАН-М": Артамоненкова М.М.,
рассмотрев жалобу АО "СК ФЛАН-М" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Московский (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнения работ по ремонту и благоустройству объектов дорожного хозяйства, объектов благоустройства на территории микрорайона 3 ("Юго -Западный", южная часть) поселения Московский (Закупка N 0148300014515000127) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 10.08.2015 NМГ/31561 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требования к следующим товарам: Колесоотбойники, Бетон, Профильные трубы для ограждения, Металлические стойки ограждения площадок ТБО, Трубы, Муфты, Сталь квадратная для поковок, Эмульсия, Битум, - поскольку, по мнению Заявителя, данные товары не учтены в локальном сметном расчете, являющемся обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, что не позволяет участникам закупки определить в каком объёме необходимо использовать вышеуказанные товары.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные товары, а также объёмы их использования при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации учтены в локальном сметном расчете, а именно:
- товар "Колесоотбойник" учетен в строке 1331 сметы;
- товар "Бетон" учтен в строке 319 ресурсной ведомости;
- товар "Профильные трубы" учтен в строке 546 ресурсной ведомости;
- товар "Металлические стойки ограждения площадок ТБО" учтен в строке 781 сметы;
- товар "Трубы" учтен в строке 625 ресурсной ведомости;
- товар "Муфты" учтен в строке 626 ресурсной ведомости;
- товар "Сталь квадратная для поковок" учтен в строке 644 ресурсной ведомости;
- товар "Эмульсия" учтен в строке 71 ресурсной ведомости;
- товар "Битумы" учтен в строке 254 ресурсной ведомости.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены следующие требования к товарам:
- п. 3 "Смеси асфальтобетонные тип 1" установлены требования "Класс крупного заполнителя по удельной эффективной активности должен быть I/ II/ III/ IV. Пористость минерального остова должна быть не более 30% по объему. Водонасыщение должно быть не более 1 % по объему. Минеральный порошок в составе смеси должен быть не активированный/ активированный. Порошок должен быть из осадочных горных пород. Содержание порошка из осадочных горных пород от общей массы минерального порошка должно быть не менее 20 %", что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями к щебню и минеральному порошку, которые не являются объектом закупки;
- п. 16 "Колесоотбойник" установлены требования "Колесоотбойники должны иметь трубное сечение диаметром от 4 до 16 см. Толщина стенки трубы должна быть в диапазоне 1,5-3 мм. Длинна должна быть не менее 150 см, высота от 10 см. Материал колесоотбойников должен быть сталь. Окраска должна быть порошковой краской. Металлические колесоотбойники должны иметь крепежные отверстия диаметром от 13 мм", что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями к трубам, а не к колесоотбойникам;
- п. 19 "Раствор цементный тип 1" установлено требование "Песок в составе раствора должен быть предназначен для строительных работ. Класс песка должен быть I/II. Модуль крупности,Мк должен быть менее 5, но быть более 1,5. Песок должен быть средний или мелкий или очень мелкий. Песок в зависимости от значений удельной эффективной активности естественных радионуклидов должен быть пригоден для применения : во вновь строящихся жилых и общественных зданиях, при Аэфф менее 740 Бк/кг\для всех видов строительства/ для дорожного строительства в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки, при возведении производственных зданий и сооружений, при Аэфф до 740 Бк/кг/ в дорожном строительстве вне населенных пунктов, при Аэфф менее 1500 Бк/кг", что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями к песку, не являющемуся объектом закупки;
- п. 3 "Смеси асфальтобетонные тип 1" установлены требования "Содержание зерен менее 20 мм* должно быть не менее 100%, содержание зерен менее 15 мм*должно быть не менее 90%, содержание зерен менее 10 мм* должно быть не менее 80%, содержание зерен менее 5мм* должно быть менее 88%, содержание зерен менее 2,5 мм* должно быть не менее 50%, содержание зерен менее 1,25 мм* не должно быть менее 30%), содержание зерен менее 0,63 мм* должно быть не более 60%, содержание зерен менее 0,315 мм* должно быть более 20%, содержание зерен менее 0,16 мм* должно быть более 20 %, содержание зерен менее 0,071 мм* должно быть менее 40%", что, по мнению Заявителя, является излишним требованием к смесям асфальтобетонным;
- п. 10 "Грунт" установлены требования "Содержание обменного калия должно быть в интервале от 100 до 400 мг/кг. Содержание общего азота должно быть более 10%. Содержание подвижного фосфора должно быть в интервале от 100 до 400 мг/кг. Содержание тяжелых металлов должно быть : кадмий - до 2 мг/кг, свинец - до 130 мг/кг, цинк - до 220 мг/кг, никель - до 80 мг/кг, ртуть - до 2 мг/кг, мышьяк - до 10 мг/кг. Содержание гептахлора должно быть менее 0,05 мг/кг. Содержание нефтепордуктов должно быть от О до 300 мг/кг", что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями к грунту.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования по п. 3 "Смеси асфальтобетонные" установлены в соответствии с ГОСТ Р 54401-2011 "Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования", ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия", требования по п. 10 "Грунт" установлены в соответствие с Постановлением Правительства Москвы N514-ПП "О повышении качества почвогрунтов в городе Москве", а также пояснил, что требования, установленные Заказчиком по п. 16 "Колесоотбойник" указываются производителями данного товара, что не противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено, в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе документов и сведений, подтверждающих обоснованность данных доводов жалобы Заявителя, в том числе подтверждающих невозможность формирования заявки на участие в аукционе и ограничении Заказчиком количества участников закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил требования по п. 19 "Раствор цементный тип 1" установлены в соответствии с ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия". Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления требований к растворам строительным в соответствие с ГОСТ, распространяющимся на природный песок и песок из отсевов дробления горных пород с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/см куб., предназначенные для применения в качестве заполнителя тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, приготовления сухих смесей, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования п. 19 "Раствор цементный тип 1" Формы 2 аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 2 заявки на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отклонении участников закупки от участия в аукционе на основании предоставления сведений, не соответствующих требованиям аукционной документации по п. 19 "Раствор цементный тип 1" Формы 2, что свидетельствует о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу АО "СК ФЛАН-М" на действия Администрации поселения Московский обоснованной в части установления неправомерных требований по п. 19 "Раствор цементный тип 1" Формы 2.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Член Комиссии: Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А (495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 августа 2015 г. N 2-57-6848/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2015