Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июля 2015 г. N 2-57-5829/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Членов комиссии:
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Кондратьевой А.О.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ГКУЗ "Производственно- техническое объединение капитального ремонта и строительства департамента здравоохранения города москвы": Анохиной Е.С., Вальсамакина А.А., Сахарова С.А.,
при участии представителя ООО "ПГ и БО 8": Машковой Е.В.,
при участии представителя Департамента города Москвы по конкурентной политике: Сахно В.В.,
рассмотрев жалобы ООО "ПГ и БО 8" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ "Производственно- техническое объединение капитального ремонта и строительства департамента здравоохранения города москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий направленных на восстановление и устранение неисправностей элементов зданий, сооружений, систем, инженерного оборудования, в целях поддержания их эксплуатационных показателей в хосписах и научно-практических центрах Департамента здравоохранения города Москвы (Закупки NN 0173200001415000243; 0173200001415000227; 0173200001415000224; 0173200001415000228; 0173200001415000226; 0173200001415000232) (далее - Аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок, а именно, в части установления неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ, а также установления неправомерных требований в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 08.07.2015 NМГ/26366 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалоб Заявителя Заказчиком в Приложениях N4 к техническим заданиям аукционных документаций установлены следующие неправомерные требования к товарам:
п. 39 "Фланцы плоские стальные с соединительным выступом" установлены следующие требования: "Материал шпильки: Должна быть сталь марки 20; 25; 35", "Категория стали: Должна быть 2-7", "Материал гайки: Должна быть сталь марки 10; 20; 25", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием к материалу фланцев стальных;
п. 37 "Обои бумажные" установлено требование "Белизна бумаги основы: Должна быть более 64%", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием к материалу обоев бумажных;
п. 28 "Сифоны для моек и умывальников" установлены требования "Пластмассы для изготовления арматуры: Должны быть полиэтилен низкого давления суспензионный или газофазный марки 273-79 или 20308-005 рецептура добавок 01; 20; 79 первого или высшего сортов со стабилизирующими добавками; полиэтилен высокого давления марки 10204-003 или 15303-003 рецептура добавок 14; 19 рецептура окрашивания 301; 305; 703 первого или высшего сортов со стабилизирующими добавками; полипропилен литьевых марок 21060; 21100; 21180; 01010; 22007; 22015", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием к материалу софонов;
п. 54 "Болты" установлено требование "Массовая доля углерода в стали 40Х: должна быть >0,36 но <0,43"; не используется", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием к материалу товара "Болты", а не к самому товару.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару "Фланцы плоские стальные с соединительным выступом" установлены Заказчиком в соответствии с ГОСТ 12816-80 "Межгосударственный стандарт. Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на Pу от 0,1 до 20,0 МПа (от 1 до 200 кгс/см2). Общие технические требования", требования к товару "Обои бумажные" установлены в соответствие с ГОСТ 6810-2002 "Обои. Технические условия", требования к товару "Сифоны для моек и умывальников" установлены в соответствии с ГОСТ 23289-94 "Арматура санитарно-техническая водосливная. Технические условия", требования к товару "Болты" установлены в соответствии с ГОСТ Р 52643-2006 "Болты с покрытием исполнение 1 с гайками и шайбами".
Кроме того, согласно доводам жалоб Заявителя Заказчиком установлены следующие неправомерные требования к товару п. 28 "Сифоны для моек и умывальников" Приложений N4 к техническим заданиям аукционных документаций: "Высота сифона: должна быть н менее 500 но не более 530 мм", "Диаметр выходного отверстия: должен быть 32; 40 мм", "Диаметр входного отверстия: должен быть >59 но <66 мм", "Длина сифона: должен быть от 13 до 320 мм", поскольку из требований Заказчика и ГОСТ 23289-94 невозможно определить конкретные значения каких именно характеристик сифонов необходимо указывать при формировании заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования к размерам сифонов установлены в соответствии с ГОСТ 23289-94 и являются общепринятыми при описании требований к сифонам водопроводным.
Также, согласно доводам жалоб Заявителя Заказчиком неправомерно установлены следующие единицы измерения характеристик товаров:
п. 42 "Шпатлевка" по характеристике "Время высыхания до степени 3 при температуре 80-85°С" установлена единица измерения "мин.", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 10277-90 "Шпатлевки. Технические условия", согласно которому вышеуказанная характеристика измеряется в часах;
п. 56 "Олифа для окраски натуральная" по характеристике "Время высыхания при 202°С, до степени 3" установлена единица измерения "мин.", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 7931-76 "Олифа натуральная. Технические условия", согласно которому вышеуказанная характеристика измеряется в часах.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно международной системе единиц, СИ, часы и минуты являются абсолютно стандартными единицами измерения физических величин. Требования аукционных документаций к вышеуказанным товарам в части указания характеристик в производных величинах (часах и минутах), одной системы единиц измерения не нарушает нормы Закона о контрактной системе.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком требований "Предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны производственных помещений компонентов грунтовки: крон цинковый и сольвент или крон цинковый и ксилол или крон цинковый и смесь сольвента с уайт-спиритом (нефрасом-С4-155/200) в соотношении по массе 1 : 1 или крон цинковый и смесь ксилола с уайт-спиритом (нефрасом-С4-155/200) в соотношении по массе 1 :1: 0,01-300 мг/м3", "Класс опасности компонентов грунтовки: крон цинковый и сольвент или крон цинковый и ксилол или крон цинковый и смесь сольвента с уайт-спиритом (нефрасом-С4-155/200) в соотношении по массе 1 : 1 или крон цинковый и смесь ксилола с уайт-спиритом (нефрасом-С4-155/200) в соотношении по массе 1 :1: 1-4" товара п. 6 "Грунтовка ГФ-0119" Приложений N4 к техническим заданиям аукционных документаций, поскольку, по мнению Заявителя, Заказчиком в графе "Требуемый параметр" указаны изменяемые характеристики товаров, а именно установлены требования к компонентам грунтовки, при этом, согласно инструкциям по заполнению первых частей заявок на участие в аукционах графа "Требуемый параметр" Приложений N4 к техническим заданиям аукционных документаций является неизменяемой участником.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования, указанные в графе "Требуемый параметр" Приложений N4 к техническим заданиям аукционных документаций, в соответствии с инструкциями по заполнению первых частей заявок являются неизменяемыми, и не подлежат корректировке участником закупки, при этом при заполнении заявок на участие в аукционах участникам закупок необходимо указать только конкретное значение характеристики, указанной в графе "Требуемое значение".
Также, по мнению Заявителя, Заказчиком по п. 28 "Сифоны для моек и умывальников" Приложений N4 к техническим заданиям аукционных документаций неправомерно установлены требования к латунным, пластмассовым, стальным и чугунным деталям сифонов, поскольку, согласно доводам жалоб Заявителя, из аукционных документаций Заказчика следует, что сифоны должны быть изготовлены из сплава латуни, пластмассы, стали и чугуна, что, по мнению Заявителя, является неисполнимым требованием.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что сифоны для моек и умывальников являются узлом водосливной арматуры, который состоит из нескольких деталей, которые производятся из различных материалов.
Помимо вышеуказанного, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком следующих требований к товару п. 4 "Лампы электрические" Приложений N4 к техническим заданиям аукционных документаций: "Тип ламп: БК125-135-40, Б215-225-40-1, БК215-225-40-1, Б220-230-40-1, БК220-230-40-1, Б215-225-60-1, БК215-225-60-1, БК230-240-60-1, В215-225-15-1, В220-230-15-1, В215-225-25, В230-240-25, Б235-245-25", "Световая отдача: должна быть >6,7 Лм/Вт", поскольку, по мнению Заявителя, ГОСТ 2239-79 "Лампы накаливания общего назначения. Технические условия" не нормирует световую отдачу ламп марки Б235-245-25.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил ГОСТ 2239-79, согласно которому для ламп марки Б235-245-25 световая отдача нормируется.
Также, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в Приложениях N4 к техническим заданиям аукционных документаций неправомерно установлены следующие требования по п. 18 "Трубы чугунные": "Диаметр условного прохода: должен быть 50, 100 мм", "Размер диаметра D3: 127, 76 мм", "Размер диаметра D2: 72, 123 мм", "Тип раструба фасонной части: должен быть I, II", что, по мнению Заявителя, не соответствует табл. 4 п. 4.2.2 ГОСТ 6942-98 "Трубы чугунные канализационные и фасонные части к ним. Технические условия", согласно которому размеры диаметра D2 для труб типа II должны быть 81, 133 мм, размеры диаметра D3 для труб типа I должны быть 79, 128 мм, труб типа II - 90, 145 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в таблице 4 п. 4.2.2 ГОСТ 6945-98 установлены требования к раструбам фасонных частей трубы, при этом требования к п. 18 Приложений N4 к техническим заданиям аукционных документаций установлены в соответствии с табл. 2 п. 4.1.1 ГОСТ 6945-98.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалоб Заявителя.
Кроме того, согласно доводам жалоб Заявителя Заказчиком неправомерно установлены единицы измерения характеристик, не соответствующие ГОСТ:
по п. 26 "Портландцемент" Приложений N4 к техническим заданиям аукционных документаций по характеристикам "Предел прочности при изгибе в возрасте 28 суток" и "Предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток" указаны единицы измерения "% по массе", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия", согласно которому единицей измерения данных характеристик является "МПа (кгс/см2)";
по п. 34 "Обои стеклотканевые под покраску" Приложений N4 к техническим заданиям аукционных документаций по характеристике "Ширина рулона стеклотканевых обоев" указана единица измерения показателя "М2", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ Р 52805-2007 "Обои стеклотканевые. Технические условия", согласно которому ширина рулона стеклотканевых обоев измеряется в "см".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами жалоб Заявителя, а также обосновал наличие вышеуказанных фактов следствием технической ошибки.
Также, в своих жалобах Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком следующих требований к товарам, используемым при выполнении работ:
по п. 47 "Плиты древесностружечные" установлено требование "Класс эмиссии должен быть лучше Е2", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 10632-2007 "Плиты древесно-стружечные. Технические условия", согласно которому класс эмиссии формальдегида может быть типов Е1 и Е2;
по п. 21 "Битум кровельный" Приложений N4 к техническим заданиям аукционных документаций по характеристике "Глубина проникания иглы при 25°С в остатке после прогрева" указана единица измерения "0,1 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 9548-74 "Битумы нефтяные кровельные. Технические условия", согласно которому указанная характеристика измеряется в "%".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость требования к классу эмиссии плит древесностружечных, а также пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании установлена единица измерения характеристики "Глубина проникания иглы при 25°С в остатке после прогрева" в "0,1 мм".
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования по п. 61, 62 "Уголки стальные равнополочные", п. 63, 64 "Уголки стальные неравнополочные" к характеристикам "Предел текучести", "Временное сопротивление", "Относительное удлинение", поскольку данные характеристики являются требованиями к стали, а не к уголкам стальным.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанным характеристикам установлены в соответствии с ГОСТ 535-2005 "Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия".
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления требований к уголкам стальным в соответствии с ГОСТ, распространяющимся на горячекатаный сортовой и фасонный прокат общего и специального назначения из углеродистой стали обыкновенного качества.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционных документаций Заказчика к вышеуказанным товарам составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупок и препятствовать корректному формированию заявок на участие в электронных аукционах, что в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупок.
2. Согласно доводам жалоб Заявителя Заказчиком установлено неправомерное требование в инструкции по заполнению первой части заявки
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в инструкциях по заполнению первых частей заявок на участие в аукционах неправомерно установлено следующее требование "Марки по морозостойкости разных марок по прочности растворов цементных должны быть разными", поскольку данное требование не предусмотрено ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что ГОСТ 28013-98 предусмотрены различные марки по морозостойкости и прочности, при этом, техническим заданием аукционной документации предусмотрены работы, при выполнении которых необходимо использовать растворы строительные у которых марки по морозостойкости различных марок по прочности должны отличаться.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что в жалобах Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности использовать растворы строительные с различными марками по морозостойкости при различных марках по прочности, свидетельствующих о неправомерности установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалоб Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "ПГ и БО 8" на действия ГКУЗ "Производственно- техническое объединение капитального ремонта и строительства департамента здравоохранения города москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 21, 26, 34, 47, 61, 62, 63, 64 Приложений N4 к техническим заданиям аукционных документаций.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии: Т.А. Логинова
Члены комиссии: А.О. Кондратьева
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д. А.
(495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июля 2015 г. N 2-57-5829/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2015