Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 июля 2015 г. N 2-57-5951/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов Комиссии:
Ведущего Специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
Ведущего Специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Смольянова А.А.,
при участии представителя Управы района Гольяново города Москвы : Сусова П.Ю.,
при участии представителя ООО "ЮгСпецСтрой": Цымбаловой В.И.,
рассмотрев жалобу ООО "ЮгСпецСтрой" (далее - Заявитель) на действия Управы района Гольяново города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по модернизации систем дымоудаления и противопожарной автоматики (Закупка N 0373200006215000237) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 10.07.2015 NМГ/26659 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование к товарам
- п. 7 "Оповещатель световой ГОСТ 14254-96" установлены следующие требования:
"Защита от вредного воздействия в рещультате проникновения воды", что не соответствует ГОСТ 14254-96, согласно которому используется характеристика "в результате проникновения воды".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив, что при составлении аукционной документации допущена техническая ошибка.
- п. 13 "Пульт контроля и управления тип 1" установлены следующие требования: "Средний ток потребления в дежурном режиме при напряжении питания 12 В: Не менее 25 и до 49 мА", "Средний ток потребления в дежурном режиме при напряжении питания 12 В: Не менее 45 и до 89 мА", таким образом, Заказчиком установлены противоречащие друг другу требования к одному и тому же показателю.
- п. 1 "Извещатель пожарный" установлены следующие требования: "Инерционность - Не более 10 сек", "Инерционность - Менее 10 сек", таким образом, Заказчиком установлены противоречащие друг другу требования к одному показателю. Данное противоречие вводит в заблуждение участников закупки.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п.1 ч.1 и ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно не установлены единицы измерения характеристик товаров, используемых при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком не установлены единицы измерения следующих характеристик товаров, используемых при выполнении работ:
- по п. 2 "Кабель контрольный, огнестойкий" в Форме 2 Заказчиком не установлены единицы измерения характеристик "Срок службы, Электрическое сопротивление изоляции жил при температуре 20 °C, Электрическая ёмкость пары, Коэффициент затухания при частоте 1 кГц, Наружный размер Dн";
- по п. 29 "Щит распределительный" в Форме 2 Заказчиком не установлены единицы измерения характеристик "Толщина металла, Угол открытия двери, Номинальный ток";
- по п. 14 "Прибор приемно-контрольный тип 1" в Форме 2 Заказчиком не установлены единицы измерения характеристик "Защита от проникновения внешних твердых предметов: Диаметр не должен быть более или равно 50 ".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что аукционная документация составлена таким образом, что содержит препятствия для корректного формирования заявки на участие в аукционе, а также может вводить участников закупки в заблуждение и повлечь за собой ограничение количества участников закупки, что нарушает п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
В Форме 2 установлены такие требования по позициям:
- п. 9 "Кабель тип 1": "ТПЖ: однопроволочная или многопроволочная медная жила круглого профиля, 1-5 класса".
- п. 10 "Провод тип 1": "Механизмов и станков на номинальное напряжение не более 450 В включительно частотой до 450 Гц включительно".
Согласно доводов жалобы, показатель "ТПЖ" для товара по п. 9 "Кабель тип 1" является нестандратным, поскольку указанный показатель отсутствует в ГОСТ. Кроме того, ГОСТ 6323-79, требование о соответствии которому установлено для товара для товара по п. 10 "Провод тип 1" распространяется на провода с медными и алюминиевыми или алюминиевыми плакированными медью жилами с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката, применяемые для электрических установок при стационарной прокладке в осветительных и силовых сетях, а также для монтажа электрооборудования, машин, механизмов и станков на номинальное напряжение до 450 В (для сетей до 450/750 В) частотой до 400 Гц или постоянное напряжение до 1000 В.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки. Таким образом требования к товару п. 9 "Кабель тип 1", п. 10 "Провод тип 1" в нарушение п.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе вводит в заблуждение и может повлечь ограничение количества участников закупки.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации не определены объёмы товаров, которые необходимо использовать при выполнении работ и требования к которым установлены в Форме 2, так, например, п. "Трансформатор тип 1".
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Форме 2 содержатся требования к товарам, используемым при выполнении работ, в частности по п. "Трансформатор тип 1".
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в каком объеме и при выполнении каких работ используется товар "Трансформатор тип 1".
При этом, в аукционной документации не определено ни количество товаров, ни цена единицы товара, подлежащего использованию при выполнении работ, что не позволяет определить потребности заказчика и сформировать ценовое предложение, что нарушает п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
5. По мнению Заявителя, требования инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе влекут ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе указано, что: "Если требования, указанные в Техническом задании, прописаны перечислением, то есть требования к показателям и/или свойства товара, материала перечислены через "," и/ или через союз "и" (в том числе марки, типы, виды, сорта, размеры, цвета и т.д.), то участник закупки должен представить конкретные сведения по параметрам эквивалентности, установленным Заказчиком, в случае если эти сведения не являются общими для всех перечисленных требований".
В Форме 2 Заказчиком установлено требование к товару "Накладки на стык кабель-каналов ГОСТ 19111-200": "Марка: Ж, ПЖ". Кроме того, к указанному товару установлены требования "Изделия марки Ж выпускаются в виде мерных отрезков длиной: "не более 6м/не применяются", "Изделия марки ПЖ в виде мерных отрезков длиной не более 6 м/не применяются".
Согласно довода жалобы, вышеуказанные требования инструкции о заполнению заявки на участие в аукционе вводят в заблуждение участников закупки и препятствуют корректному формированию заявки на участие в аукционе, поскольку участнику закупки не представляется возможным определить потребность заказчика при подготовке заявке на участие в Аукционе.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Комиссия Управления приходит к выводу, что в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе требования к товарам, а также требования инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе составлены Заказчиком таким образом, что не позволяют определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям и корректно сформировать заявку на участие в Аукционе, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
6. Также, Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка разъяснения положений аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участи е в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что запрос разъяснений положений аукционной документации направлен 04.07.2015, при этом 06.07.2015 Заказчиком на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов Zakupki.gov.ru дано разъяснение положений документации об электронном аукционе NРД1 без указания предмета запроса, а также не по существу поданного участником закупки запроса, что нарушает ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
7. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
В Форме 2 установлены такие требования к:
- п. 25 "Реле": "Габаритные размеры - Не менее 15 х 54-7 х не более 124"
- п. 9 "Кабель тип 1": "Материал жил - Алюминиевые или медные", требование о соответствии ГОСТ 16442-80, ГОСТ 22483-2012.
Согласно довода жалобы, значение показателя "54-7" для товара по п. 25 "Реле" в отношении характеристики "Габаритные размеры" препятствует корректному оформлению заявки на участие в аукционе; показатель "Алюминиевые или медные" для характеристики "Материал жил" и требование о соответствии ГОСТ для товара по п. 9 "Кабель тип 1" ограничивают количество участников закупки.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода, в том числе в части невозможности подготовить заявку на участие в аукционе, а также представитель Заявителя затруднился пояснить какая норма закона о контрактной системе нарушена Заказчиком.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в закупке подано 6 заявок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
8. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
В Форме 2 по п. 3 "Извещатель охранный" установленно требование "Корпус белый". Согласно доводам Заявителя Заказчиком применяется английские символы в слове "Корпус", что, по мнению Заявителя, не позволяет корректно подготовить заявку на участие в аукционе.
Вместе с тем, представители Заказчика пояснили, что Заявитель использует нелицензионным программным обеспечением, которое некорректно отображает символы.
Комиссией Управления установлено, что размещенная Заказчиком на официальном сайте аукционная документация, не создает препятствий при осуществлении поиска фрагментов текста, в том числе слова "Корпус", что не противоречит ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе и позволяет участнику закупки подготовить заявку в соответствии с требованиями аукционной документации.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода, в том числе в части невозможности подготовить заявку на участие в аукционе, а также представитель Заявителя затруднился пояснить какая норма закона о контрактной системе нарушена Заказчиком.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в закупке подано 6 заявок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮгСпецСтрой" на действия Управы района Гольяново города Москвы обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, в части установления неправомерных требований в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, а также в части нарушения порядка разъяснений положений аукционной документации
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33, ч.4 ст.65, п.2 ст.42, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: И.С. Максимов
А.А. Смольянов
Исп. Бруев Д.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 июля 2015 г. N 2-57-5951/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2015