Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 июля 2015 г. N 2-57-5990/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГКУЗ "Производственно- техническое объединение капитального ремонта и строительства департамента здравоохранения города москвы": Анохиной Е.С., Сахарова С.А.,
при участии представителя ООО "ПО "Панорама": Саленко М.Ю.,
при участии представителя Департамента города Москвы по конкурентной политике: Сахно В.В.,
рассмотрев жалобы ООО "ПО "Панорама" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ города Москвы "Производственно-техническое объединение капитального ремонта и строительства Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий направленных на восстановление и устранение неисправностей элементов зданий, сооружений, систем, инженерного оборудования, в целях поддержания их эксплуатационных показателей в госпиталях Департамента здравоохранения города Москвы (Закупки NN 0173200001415000500; 0173200001415000501) (далее - Аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок, а именно, в части установления неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 13.07.2015 NМГ/26986 документы и сведения.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалоб Заявителя Заказчиком в Приложениях N4 к техническим заданиям аукционных документаций установлены следующие неправомерные требования к товарам:
п. 39 "Фланцы плоские стальные с соединительным выступом" установлены следующие требования: "Материал шпильки: Должна быть сталь марки 20; 25; 35", "Категория стали: Должна быть 2-7", "Материал гайки: Должна быть сталь марки 10; 20; 25", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием к материалу фланцев стальных;
п. 37 "Обои бумажные" установлено требование "Белизна бумаги основы: Должна быть более 64%", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием к материалу обоев бумажных;
п. 28 "Сифоны для моек и умывальников" установлены требования "Пластмассы для изготовления арматуры: Должны быть полиэтилен низкого давления суспензионный или газофазный марки 273-79 или 20308-005 рецептура добавок 01; 20; 79 первого или высшего сортов со стабилизирующими добавками; полиэтилен высокого давления марки 10204-003 или 15303-003 рецептура добавок 14; 19 рецептура окрашивания 301; 305; 703 первого или высшего сортов со стабилизирующими добавками; полипропилен литьевых марок 21060; 21100; 21180; 01010; 22007; 22015", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием к материалу софонов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару "Фланцы плоские стальные с соединительным выступом" установлены Заказчиком в соответствии с ГОСТ 12816-80 "Межгосударственный стандарт. Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на Pу от 0,1 до 20,0 МПа (от 1 до 200 кгс/см2). Общие технические требования", требования к товару "Обои бумажные" установлены в соответствие с ГОСТ 6810-2002 "Обои. Технические условия", требования к товару "Сифоны для моек и умывальников" установлены в соответствии с ГОСТ 23289-94 "Арматура санитарно-техническая водосливная. Технические условия".
Кроме того, согласно доводам жалоб Заявителя Заказчиком установлены следующие неправомерные требования к товару п. 28 "Сифоны для моек и умывальников" Приложений N4 к техническим заданиям аукционных документаций: "Высота сифона: должна быть н менее 500 но не более 530 мм", "Диаметр выходного отверстия: должен быть 32; 40 мм", "Диаметр входного отверстия: должен быть >59 но <66 мм", "Длина сифона: должен быть от 13 до 320 мм", поскольку из требований Заказчика и ГОСТ 23289-94 невозможно определить конкретные значения каких именно характеристик сифонов необходимо указывать при формировании заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования к размерам сифонов установлены в соответствии с ГОСТ 23289-94 и являются общепринятыми при описании требований к сифонам водопроводным.
Также, согласно доводам жалоб Заявителя Заказчиком неправомерно установлены следующие единицы измерения характеристик товаров:
п. 42 "Шпатлевка" по характеристике "Время высыхания до степени 3 при температуре 80-85°С" установлена единица измерения "мин.", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 10277-90 "Шпатлевки. Технические условия", согласно которому вышеуказанная характеристика измеряется в часах;
п. 56 "Олифа для окраски натуральная" по характеристике "Время высыхания при 202°С, до степени 3" установлена единица измерения "мин.", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 7931-76 "Олифа натуральная. Технические условия", согласно которому вышеуказанная характеристика измеряется в часах.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно международной системе единиц, СИ, часы и минуты являются абсолютно стандартными единицами измерения физических величин. Требования аукционных документаций к вышеуказанным товарам в части указания характеристик в производных величинах (часах и минутах), одной системы единиц измерения не нарушает нормы Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалоб Заявителя.
Кроме того, согласно доводам жалоб Заявителя Заказчиком неправомерно установлены единицы измерения характеристик, не соответствующие ГОСТ:
по п. 26 "Портландцемент" Приложений N4 к техническим заданиям аукционных документаций по характеристикам "Предел прочности при изгибе в возрасте 28 суток" и "Предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток" указаны единицы измерения "% по массе", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия", согласно которому единицей измерения данных характеристик является "МПа (кгс/см2)";
по п. 34 "Обои стеклотканевые под покраску" Приложений N4 к техническим заданиям аукционных документаций по характеристике "Ширина рулона стеклотканевых обоев" указана единица измерения показателя "М2", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ Р 52805-2007 "Обои стеклотканевые. Технические условия", согласно которому ширина рулона стеклотканевых обоев измеряется в "см".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами жалоб Заявителя, а также обосновал наличие вышеуказанных фактов следствием технической ошибки.
Также, в своих жалобах Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком следующих требований к товару п. 47 "Плиты древесностружечные", используемому при выполнении работ установлено требование "Класс эмиссии должен быть лучше Е2", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 10632-2007 "Плиты древесно-стружечные. Технические условия", согласно которому класс эмиссии формальдегида может быть типов Е1 и Е2.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость требования к классу эмиссии плит древесностружечных, а также пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании установлено данное требование.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования по п. 61, 62 "Уголки стальные равнополочные", п. 63, 64 "Уголки стальные неравнополочные" к характеристикам "Предел текучести", "Временное сопротивление", "Относительное удлинение", поскольку данные характеристики являются требованиями к стали, а не к уголкам стальным.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанным характеристикам установлены в соответствии с ГОСТ 535-2005 "Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия".
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления требований к уголкам стальным в соответствии с ГОСТ, распространяющимся на горячекатаный сортовой и фасонный прокат общего и специального назначения из углеродистой стали обыкновенного качества.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционных документаций Заказчика к вышеуказанным товарам составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупок и препятствовать корректному формированию заявок на участие в электронных аукционах, что в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупок.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "ПО "Панорама" на действия ГКУЗ "Производственно- техническое объединение капитального ремонта и строительства департамента здравоохранения города москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 26, 34, 47, 61, 62, 63, 64 Приложений N4 к техническим заданиям аукционных документаций.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии: Т.А. Логинова
Члены комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д. А.
(495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 июля 2015 г. N 2-57-5990/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2015