Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 августа 2015 г. N 2-57-7031/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Члена комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У.Несиева,
при участии представителей:
ГБУ "Инфогород": Елизаровой М.Н., Ухина А.В., Чукарина А.В.,
ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи":Туманова С.В.,
рассмотрев жалобу ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Инфогород" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по сбору, обработке, исследованию данных и подготовке аналитических материалов о состоянии и перспективах развития отрасли информационных технологий и связи города Москвы (Закупка N0373200640915000011) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/32301 от 13.08.2015) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя нарушение его прав и законных интересов выразилось в утверждении конкурсной документации в нарушение положений Закона о контрактной системе, а именно в части указания срока выполнения работ, которые по мнению Заявителя ограничивают круг участников закупки.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы в Техническом задании Конкурсной документации указано, что работа должна исполняться в два этапа, в один из этапов которого исполнитель должен подготавливать аналитические записки согласно предмету конкурса, при этом в самом Техническом задании сроки подготовки аналитических записок не указаны.
Комиссией Управления установлено, что согласно п.3.3 "Работы по разработке порядка сбора и обработки данных и форматов предоставления отчетности" Технического задания Конкурсной документации: "Разработка порядка сбора и обработки данных и форматов предоставления отчетности проводится в рамках Этапа 1 выполнения работ и должна предусматривать: Согласование с Заказчиком порядка сбора и обработки данных и форматов предоставления отчетности".
Согласно ч.7 ст.50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с ч.8 ст.50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в ответ на запрос о разъяснении положений конкурсной документации указано: "Срок подготовки аналитических записок и их объем определяется потребностями Заказчика в информационно-аналитическом обеспечении. В зависимости от важности и срочности аналитических записок сроки подготовки могут составлять от 1 астрономического часа календарного дня, в течении которого Заказчиком направлена заявка. Точные сроки (минимальные сроки) подготовки аналитических записок Техническим заданием не определяются и подлежат согласованию с Заказчиком в рамках выполнения этапа 1, в соответствии с п. 3.3 Технического задания". Таким образом, в разъяснении указано минимально возможное время подготовки аналитической записки - 1 час. Точные сроки подготовки аналитических записок различных типов могут превышать указанный срок.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также каким образом вышеуказанные положения могут повлечь к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в конкурсе участниками закупки подано 2 заявки, что свидетельствует о возможности выполнения работ в сроки установленные Техническим заданием Конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
2. Согласно доводам жалобы Заказчиком даны разъяснения положений конкурсной документации, которые в свою очередь вводят участников закупки в заблуждение.
Согласно ч.7 ст.50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с ч.8 ст.50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
На заседании Комисии Управления представитель Заявителя пояснил, что в ответе Заказчика на запрос разъяснений, поступивший от одного из участников конкурса от 07.08.2015. Заказчик указал что в рамках этапа 3 предусмотрена подготовка регулярных A3 о состоянии и перспективах развития отрасли информационных технологий, при этом во всем Техническом Задании заказчика указано что вся работа Исполнителя в рамках исполнения государственного контракта осуществляется в два этапа.
Комиссией Управления установлено, что согласно п. 1.5., раздела 1 и разделами 4 "Порядок выполнения работ" и 7 "Состав и содержание работ" Технической части Конкурсной документации предусмотрено выполнение работ в два этапа.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив, что при подготовке разъяснений на запрос от участника конкурса от 04.08.2015 допущена техническая ошибка.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения могут вводить участников закупки в заблуждение, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закон о конкратной системе.
3. Вместе с тем, в дополнение к доводам жалобы, на Заседании Комиссии Управления, представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком неправомерно установлено требование к товарному знаку, без сопровождения словами "или эквивалент", что в свою очередь ограничивает количество участников закупки.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п. 3.4. Технического задания Аукционной документации, Заказчиком в нарушение ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено требование к товарному знаку информационного источника, что влечет за собой ограничение количества участников закупки, а именно: "Источниками данных должны являться: официальная статистика, СПАРК, Интернет, публичные данные компаний, отчеты консультантов и регуляторов отрасли информационных технологий и связи, исследования, опросы и другие источники данных".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку позволяют участникам закупки использовать эквивалентные источники данных и данные источники не являются закрытыми, в виду наличия указания на "другие источники данных".
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в конкурсе участниками закупки подано 2 заявки, что свидетельствует о возможности формирования предложения и отсутствия ограничения количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" на действия ГБУ "Инфогород" обоснованной в части предоставления разъяснений положений конкурсной документации (при указании срока выполнения работ 3 этапа), которые могут вводить участников закупки в заблуждение.
2.Признать в действиях Заказчика, Аукционной комиссии нарушение положений ч.8 ст.50 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Член Комиссии З.У. Несиев
Исп.: Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 августа 2015 г. N 2-57-7031/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2015