Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 августа 2015 г. N 2-57-7067/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Члена Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения г. Москвы": В.В. Ильяшенко, А.И. Елагиной,
в отсутствие представителей ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/32617 от 14.08.2015),
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнения работ по замене уличных прожекторов освещения (Закупка N 0373200041515000121) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/32617 от 14.08.2015.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в технической части аукционной документации следующие требования к товарам:
- п. 1 "Песок для дорожных работ": "Песок горных пород должен быть с истинной плотностью зерен до 2 г/см", "Песок должен быть I или II класса, мелкий или средний или крупный", "Модуль крупности Мк не более 4", "Полный остаток песка на сите с сеткой N 063 должен быть не более 70% по массе", "Содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 6% по массе";
- п. 2 "Щебень из естественного камня для дорожных работ": "Фракция должна быть должна быть в диапазоне от 5 до 10мм", "Полный остаток на сите с диаметром отверстий 10мм должен быть до 15 % по массе", "Полный остаток на сите с диаметром отверстий 7,5мм должен быть от 25 до 65 % по массе", "Полный остаток на сите с диаметром отверстий 5 мм должен быть не менее 90 % по массе", "Щебень должен представлять собой неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия или валунов, 1-4 группы, марки по истираемости И1 или И2 или И3", "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы должно быть не более 35,5 % по массе", "Марка по дробимости щебня должна быть 1200 - 800", "Содержание зерен слабых пород не более 12 % по массе", "По морозостойкости щебень должен быть не ниже марки F50", "Щебень должен выдерживать не менее 50 циклов замораживания/оттаивания, при этом потеря массы должна быть не более 10%", "Вместе с тем щебень должен выдерживать насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание не менее 5 циклов, при этом потеря массы должна быть не более 11%", "Содержание глины в комках должно быть не более 0,3% по массе", "Потеря массы при распаде должна быть не более 7%";
- п. 4 "Семена (смесь универсальная) газонных трав": "Смесь должна состоять из: овсяница луговая и/или тимофеевка луговая и/или райграс пастбищный и/или овсяница тростниковая и/или райграс однолетний и/или фестулоллиум - и/или эквивалентные виды семян по ГОСТ Р 52325 - 2005", "Чистота семян должна быть: овсянница луговая не менее 92% и/или тимофеевка луговая не менее 90% и/или райграс пастбищный не менее 92% и/или овсяница тростниковая не менее 92% и/или райграс однолетний не менее 92% и/или фестулоллиум не менее 92% и/или мятлик луговой не менее 85% и/или регнерия не менее 92%";
- п. 5 "Кабели с поливинилхлоридной изоляцией": "напряжение 660В, марка ВББШВ, число жил и сечение 4х10мм", "Толщина изоляции жил должна быть не менее 0,7мм";
- п. 6 "Трубы напорные": "Расчетное напряжение не менее 6 Мпа", "Трубы напорные из полиэтилена (ПЭ-80) SDR", "Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80 °С при хрупком разрушении при начальном напряжении в стенке трубы 4,5 МПа не менее 160 ч.";
- п. 8 "Провода соединительные": "Провода соединительные со скрученными гибкими медными жилами в поливинилхлоридной изоляции в поливинилхлоридной оболочке напряжение до 660В, марка ПВС, число жил и сечение 3х1,5мм", "Номинальная толщина изоляции не менее 0,6мм, номинальная толщина оболочки не менее 0,9мм", "Минимальный наружный размер должен быть не менее 7мм", "Максимальная температура токопроводящей жилы при эксплуатации должна быть не более 75°С";
- п. 18 "Лампы натриевые с трубчатой формой колбы": "Эксплуатационные требования" или быть по другим техническим документам с показателями качества не ниже указанных";
- п. 19 "Щебень из естественного камня для строительных работ": "Щебень должен представлять собой неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм, получаемый дроблением горных пород, 1-4 группы, марки по истираемости И1 или И2 или И3", "Фракция должна быть в диапазоне от 5 до 10мм";
- п. 20 "Смеси бетонные, БСГ": "По морозостойкости бетон должен быть марки F50-100", "По водонепроницаемости бетон должен быть марки W0-2";
- п. 21 "Опоры с кронштейнами (торшеры) декоративные для наружного освещения города, металлические с горячим оцинкованием и лакокрасочным покрытием": "Допускается удаление несовершенств поверхности травлением и/или сплошной абразивной зачисткой, при условии, что они не выводят размеры профиля и толщину стенки за допустимые минимальные значения", "Допускается удаление несовершенств поверхности местной абразивной зачисткой, при этом глубина зачистки не должна выводить толщину стенки за допустимое минимальное значение";
- п. 22 "Светильники уличного освещения, торшерные": "Степень защиты должна быть не ниже IP43", "Степень защиты светильников должна быть не ниже IP53 по ГОСТ 14254";
- п. 31 "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие": "По морозостойкости щебень должен быть не ниже F25", "Смеси асфальтобетонные дорожные, мелкозернистые, марка I тип Б, с прерывистыми или не прерывными зерновыми составами, должны быть предназначены для устройства верхних слоев покрытий автомобильных дорог, городских улиц и площадей, для II дорожно-климатической зоны", "Предел прочности при сжатии, при температуре 50°С не менее 2 МПа", "Предел прочности при сжатии, при температуре 0°С не более 13 МПа", "Водостойкость не менее 0,85, а при длительном насыщении водой не менее 0,75", "Сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50°С не менее 0,3Мпа", "Водонасыщение должно быть не более 5% по объему", "Средневзвешенное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в смеси фракций щебня должно быть не более 35% по массе".
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены излишние требования к вышеуказанным товарам:
-по п. 1 "Песок для дорожных работ": в соответствии с ГОСТ 8736-2014 пески бывают с истинной плотностью зерен от 2 до 2,8 г/см, максимальный модуль крупности для крупного песка - 3,5, максимальный полный остаток песка на сите с сеткой N 063 должен быть 65% по массе, максимальное содержание пылевидных и глинистых частиц для мелкого песка II класса должно быть 5% по массе;
-по п. 2 "Щебень из естественного камня для дорожных работ": в соответствии с ГОСТ 8267-93 полный остаток на сите с диаметром отверстий 10 мм должен быть до 10% по массе, полный остаток на сите с диаметром отверстий 7,5 мм должен быть от 30 до 60% по массе, для щебня группы 4 максимальное возможное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы должно быть не более 35% по массе, для марки по дробимости 800 максимальное содержание зерен слабых пород может быть 10% по массе, насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание не менее 5 циклов соответствует марке по морозостойкости F25, при этом, потеря массы 11% не соответствует ни одной марке по морозостойкости, минимальная возможная марка по дробимости 800 не может содержать глины более чем 0,25% по массе, а также имеет значение потери массы при распаде не более 5%;
-по п. 4 "Семена (смесь универсальная) газонных трав": поскольку смесь должна состоять из "овсяница луговая и/или тимофеевка луговая и/или райграс пастбищный и/или овсяница тростниковая и/или райграс однолетний и/или фестулоллиум", участнику не представляется возможным указать чистоту семян регнерии и мятлика лугового;
-по п. 5 "Кабели с поливинилхлоридной изоляцией": в соответствии с ГОСТ 13996-2012 для кабеля соответствующего характеристикам указанным в техническом задании толщина изоляции должна быть 0,9 мм;
-по п. 6 "Трубы напорные": в соответствии с ГОСТ 18599-2001 для труб напорных из полиэтилена (ПЭ-80) SDR соответствует расчетное напряжение 6,3 МПа, значение стойкости при постоянном внутреннем давлении при 80 °С при хрупком разрушении при начальном напряжении в стенке трубы 4,5 МПа составляет 165 ч.
-по п. 8 "Провода соединительные": в соответствии с ГОСТ 7399-97 провода ПВС 3х1,5 мм должны иметь толщину изоляции 0,7 мм, минимальный наружный размер составляет 7,4 мм, максимальная температура токопроводящей жилы при эксплуатации должна составлять не более 70°С;
-по п. 18 "Лампы натриевые с трубчатой формой колбы": участнику не представляется возможным идентифицировать требование заказчика;
-по п. 19 "Щебень из естественного камня для строительных работ": установлены противоречащие требования, вводящие участника закупки в заблуждение, поскольку не представляется возможным указать зерна размером 5 мм;
-по п. 20 "Смеси бетонные, БСГ": в соответствии с ГОСТ 26633-2012 в зависимости от классификационных признаков бетоны подразделяют по морозостойкости на марки F50, F75, F100, F150, F200, F300, F400, F500, F600, F800, F1000, при этом, марки морозостойкости 100 не предусмотрено, в зависимости от классификационных признаков бетоны подразделяют по водонепроницаемости на марки W2, W4, W6, W8, W10, W12, W14, W16, W18, W20, при этом, марки водонепроницаемости W0 и 2 не предусмотрено;
-по п. 21 "Опоры с кронштейнами (торшеры) декоративные для наружного освещения города, металлические с горячим оцинкованием и лакокрасочным покрытием": установлены противоречащие требования, которые вводят участника закупки в заблуждение;
-по п. 22 "Светильники уличного освещения, торшерные": в соответствии с ГОСТ 14254 степень защиты светильников должна быть не ниже IP53;
-по п. 31 "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие": в соответствии с ГОСТ 9128-2013 морозостойкость щебня, горячих асфальтобетонов типа Б марки I для II климатической зоны должно быть F50, предел прочности при сжатии, при температуре 50°С должен быть не менее 2,5 МПа, предел прочности при сжатии, при температуре 0°С должен быть не более 11 МПа, водостойкость для марки I тип Б, II климатической зоны должна быть не менее 0,90, а при длительном насыщении водой не менее 0,85, сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50°С должна быть не менее 0,37 МПа, значение водонасцыщения для плотных асфальтобетонов типов Б, образцов, отформованных из смеси должно быть '' 1,5 (1,0) '' 4,0, для вырубок и кернов готового покрытия, не более 4% по объему, средневзвешенное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в смеси фракции щебня должно быть не более 25% по массе для смесей типов Б.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п.1, 2 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе установлены требования к вышеуказанным товарам, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к товарам по п. 17 "Светильник под натриевую лампу ЖКУ 34-70-001", п. 18 "Лампы натриевые с трубчатой формой колбы".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару по п. 17 "Светильник под натриевую лампу ЖКУ 34-70-001" установлены в соответствии с ГОСТ 8045-82, требования к товару по п. 18 "Лампы натриевые с трубчатой формой колбы" установлены в соответствии с ГОСТ Р 52713.
Согласно доводам Заявителя, ГОСТ Р 52713 утратил силу 01 января 2014 года, ГОСТ 8045-82 утратил силу на территории Российской Федерации с 1 июля 2012 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 11.07.2011 N 176-ст.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данных доводов жалобы, а также свидетельствующие, что требования к вышеуказанным товарам установлены в нарушение положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам жалобы, Заказчиком не внесены изменения в техническую часть аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком 03.08.2015 в ответ на запрос Заявителя даны следующие разъяснения положений аукционной документации: "В техническую часть процедуры будут внесены изменения".
Согласно ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе, Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Вместе с тем, Комиссия Управления установила, что Заказчиком в техническую часть аукционной документации не внесены изменения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе не внесены изменения в аукционную документацию.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения г. Москвы" обоснованной в части неправомерного установления излишних требований к п. 1, п. 2, п. 4, п. 5, п. 6, п. 8, п. 18, п. 19, п. 20, п. 21, п. 22, п. 31 Формы 2 аукционной документации, а также в части невнесения изменений в аукционную документацию.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33, ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать дать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Член Комиссии С.И. Казарин
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 августа 2015 г. N 2-57-7067/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2015