Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 августа 2015 г. N 2-57-7193/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Ермаковой М.В.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ГБУ города Москвы "Жилищник района Тропарево-Никулино": Жмакина В.А., Бартошко А.М.,
при участии представителя ООО "Юнтел": Высоких К.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Юнтел" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Тропарево-Никулино" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по выборочной герметизации межпанельных швов (Закупка N 0373200014215000553) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, нарушающей законодательство об осуществлении закупок, а именно в установлении неправомерных требований к товарам, влекущим ограничение количества участников закупки, а также размещения аукционной документации в формате, создающем препятствия для осуществления поиска и копирования фрагментов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.06.2015 NМГ/33220 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком размещена аукционная документация в формате, создающем препятствия при подготовке заявки на участие в аукционе, поскольку не позволяет надлежащим образом осуществить копирование фрагментов текста, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Комиссией установлено, что размещенная Заказчиком на официальном сайте аукционная документация, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе, создает препятствия при осуществлении копировании фрагментов текста, а именно, не позволяет осуществить надлежащим образом копирование фрагментов текста, что может повлечь ограничение количества участников закупки
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены избыточно детализованные требования к следующим товарам:
- п. 3 "Пенополиуретан" установлены требования: "Разрушающее напряжение при растяжении: Более 0,1 МПа", "Разрушающее напряжение при сжатии: не менее 0,05 МПа", "Относительное удлинение при разрыве: не менее 15%", "Кажущаяся плотность: от 24 до 95 кг/м3";
- п. 7 "Лента самоклеющаяся диффузионная гидроизоляционная бутилкаучуковая" установлены требования: "Сопротивление текучести: не более 2,0 мм", "Сопротивление отслаиванию от бетона, дерева: Не менее 0,3 ПВХ кгс/см", "Предел прочности при растяжении в поперечном направлении, МПа: не менее 0,1" "Относительное удлинение при максимальной нагрузке в поперечном направлении: не менее 50%", "Сопротивление паропроницанию: не менее 2,0 (м2*ч*Па)/мг", "Гибкость на брусе с закругленным радиусом 5 мм: отсутствие трещин на поверхности при t -35°С";
- п. 8 "Раствор цементно-известковый" установлены требования: "Марка по подвижности растворной: 1-4 Пк", "Норма по подвижности: Св. 8 до 12 включительно см", "Массовая доля ангидрида серной кислоты: не менее 1.0 и не более 4,0 % по массе", а также установлены требования к сырью, из которого будет изготавливаться раствор цементно-известковый.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования к п. 3, 7 установлены в соответствии с ТР 109-00 "Технические рекомендации по технологии применения комплексной системы материалов, обеспечивающих качественное уплотнение и герметизацию стыков светопрозрачных конструкций", требования по п. 8 установлены в соответствие с ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", ГОСТ 25328-82 "Цемент для строительных растворов", ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что технические рекомендации ТР 109-00 не предусматривают требования к показателям, установленным Заказчиком по товару "Лента самоклеющаяся диффузионная гидроизоляционная бутилкаучуковая".
Кроме того, представители Заказчика затруднились пояснить необходимость установления требований к растворам цементно-известковым в соответствии с ГОСТ 25328-82, распространяющимся на на цемент, получаемый на основе портландцементного клинкера и предназначенный для строительных растворов, применяемых при производстве кладочных, облицовочных и штукатурных работ, а также для изготовления неармированных бетонов марок М150 и ниже, к которым не предъявляются требования по морозостойкости и в соответствии с ГОСТ 10178-85, распространяющимся на цементы общестроительного назначения на основе портландцементного клинкера.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам "Лента самоклеющаяся диффузионная гидроизоляционная бутилкаучуковая", "Раствор цементно-известковый" составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронных аукционах, и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупок.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования:
- п. 1 "Клей мастика резиновая": "Категория качества: Высшая категория или I категория качества", "Вид упаковки: железные бочки или металлические бидоны или металические банки";
- п. 2 "Прокладки уплотнительные пенополиэтиленовые": "Тип жгутов: СП/СМ/Л";
- п. 4 "Герметик": "Должен быть: однокомпонентный или многокомпонентный";
- п. 5 "Мастика герметизирующая нетвердеющая строительная": "Категория качества: 1 категория качества или высшая категория качества";
- п. 9 "Песок": "Вид песка: природный или из отсевов дробления", "Класс песка: I или II", "Группа песка: крупный, средний, мелкий", "Генетический тип пород (только доя песка из отсевов дробления): Осадочные/изверженые эффузивные/ изверженные интрузивные/ метаморфические";
- п. 10 "Растворитель": "Должен быть: однокомпонентный или многокомпонентные", "Марка: Уайт-спирит нефрас-С4-155/200 или Р-4".
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены вышеуказанные требования, поскольку данные требования не являются минимальными или максимальными значениями показателя, а также значениями показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, вышеуказанные положения аукционной документации содержат показатели, позволяющие определить соответствие товаров, которые необходимо использовать при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием, потребностям Заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при установлении требований к товарам, используемым при выполнении работ вышеуказанным образом, свидетельствующих о том, что данные требования Заказчика могут вводить участников закупки в заблуждение, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юнтел" на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Тропарево-Никулино" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам "Лента самоклеющаяся диффузионная гидроизоляционная бутилкаучуковая" и "Раствор цементно-известковый", а также размещения аукционной документации в формате, препятствующем осуществлению копирования фрагментов текста.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: М.В. Ермакова
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 августа 2015 г. N 2-57-7193/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2015