Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 июля 2015 г. N 2-57-6289/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.О. Кондратьевой,
при участии представителей:
ФКУ "Дирекция Программы ПБДД в 2006-2012 годах": А.В. Бобровского, ,
ООО "Перспектива": Е.А. Ковалевой, А.Б. Познышевой,
ООО Предприятие "ПИК": А.Ю. Шмелева,
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Дирекция Программы ПБДД в 2006-2012 годах" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право оснащения участков улично-дорожной сети городов и населенных пунктов пешеходными ограждениями, в том числе в зоне пешеходных переходов (не менее 809 км) для
Пензенской области (Закупка N 0348100073015000047) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в отказе в допуске Заявителю к участию в вышеуказанном аукционе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/28546 от 22.07.2015.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе N 0348100073015000047 от 22.07.2015 Заявителю (заявка N1379764) отказано в допуске к участию в аукционе, на основании: 1) "По показателю Класс прочности болтов ГОСТ 1759.4 (строка 33) участником закупки дано значение, не соответствующее ГОСТ 1759.4 и инструкции о порядке заполнения заявки, а именно "4,8", то есть четыре целых восемь десятых. В соответствии с инструкцией о порядке заполнения заявки: "Точка (.) - знак препинания, который в русском языке ставится в конце законченного повествовательного предложения, как полного, так и неполного, а равно в конце рубрик перечисления, если рубрики эти являются развитыми и внутри них уже есть какие-либо знаки препинания. В соответствии с общепринятыми правилами точка между числами при отсутствии между ними пробела играет роль десятичного разделителя - знака, используемого для разделения целой и дробной частей вещественного числа в форме десятичной дроби в системе десятичного исчисления в отношении чисел, используемых со значениями из англосаксонской системы измерений, однако, Заказчиком использование точки для обозначения класса прочности крепежных деталей заимствовано из ГОСТ, поэтому читается по правилам ГОСТ, например "Механические свойства болтов должны соответствовать классам прочности 3.6, 4.6, 4.8, 5.6, 5.8, 8.8". Согласно "Правилам русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник" Под ред. В.В. Лопатина запятая играет роль десятичного разделителя между целым числом и его дробной частью. Согласно терминологии ГОСТ в обозначении класса прочности болтов (например, 5.6) первое число, умноженное на 100, определяет номинальное временное сопротивление в Н/мм, второе число (отделённое точкой от первого), умноженное на 10, - отношение предела текучести к временному сопротивлению в процентах. Произведение чисел, умноженное на 10, определяет номинальный предел текучести в Н/мм
. 2) В соответствии с инструкцией о порядке заполнения заявки: "Точность указания характеристик, установленная в требованиях к товару, является минимально допустимой обязательной, а именно количество знаков после запятой в предложении участника закупки должно быть не менее указанного Заказчиком в документации по соответствующей характеристике. Заказчик вводит данные требования для отсутствия разночтений максимальных и минимальных значений показателей товара, расхождения взаимосвязанных параметров". Изложенное требование не исполнено по показателям в отношении габаритов трубы, мм, "более 1,5" - "2" (строка 11). Изложенное также является неконкретным указанием показателя, так как согласно ГОСТ 8639, например, труба изготавливается как с толщиной стенки 2,0 мм, так и с толщиной стенки 1,4 мм, 1,5 мм, 2,5 мм и далее с шагом по 0,5 мм. При отсутствии правил округления (к большему, к меньшему, к ближайшему четному и т.д.) невозможно установить конкретность предложенного участником закупки значения. 3) По показателю "Угол сужения подголовника к стержню" (строка 32) участником закупки дано значение, не соответствующее требованиям документации, а именно "30". В соответствии с инструкцией о порядке заполнения заявки: "Разновидностью неизменного значения является примерное значение по ГОСТ, которое указывается в том случае, если в ГОСТ также указано примерное значение со словами / знаками "примерно", "приблизительно равно", "округленно равно" и т.п. В этом случае участник закупки должен выбрать товар по ГОСТ и указать соответствующее значение дословно как в документации с такими словами / знаками." 4) По показателю "Качество цинкового покрытия" (строка 48) участником закупки дано предложение, не соответствующее требованием заказчика, а именно указано: "При внешнем осмотре поверхность цинкового покрытия гладкая, покрытие сплошное. Цвет покрытия серебристо-блестящий. На поверхности изделий нет трещин, забоин, вздутий". В соответствии с инструкцией о порядке заполнения заявки: "В случае, если заказчик устанавливает требуемую характеристику как неизменное значение в кавычках, то участник закупки должен воспроизвести требование заказчика дословно, однако, в цитатах из нормативных документов должен исключить указания на долженствование или условия (например, вместо "должен быть устойчив _" необходимо указать "устойчив _"). Таким образом, участником закупки не воспроизведены дословно следующие показатели: "При внешнем осмотре поверхность цинкового покрытия должна быть гладкой или шероховатой, покрытие должно быть сплошным. Цвет покрытия от серебристо-блестящего до матового темно-серого. На поверхности изделий не должно быть трещин, забоин, вздутий". 5) В соответствии с инструкцией о порядке заполнения заявки: "Заказчик устанавливает требования к маркам стали, так как планирует таким образом определить порядок разрушения элементов ограждения. Все одинаковые элементы должны состоять из стали одного условного номера марки, однако, если по условиям документации возможен выбор нескольких марок стали по химическому составу, то пределы текучести и временного сопротивления в обязательном порядке повышаются по мере повышения ответственности элемента, а при неприменимости такой характеристики - степени раскисления, с соблюдением единообразия в рамках группы ответственности элемента". Заказчиком выделены "Основные элементы конструкции высокой ответственности" и "Основные элементы конструкции рядовой ответственности". Таким образом, участнику закупки было необходимо предложить не менее двух марок стали, например, ст.245 и ст.255 с повышением механических свойств либо сталь 3 пс и сталь 3 сп (с повышением степени раскисления)".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в технической части аукционной документации указано:
-Крепеж элементов между собой: п.Болт с полукруглой головкой и квадратным подголовником, класс прочности болтов ГОСТ 1759.4 от 4.6 до 6.8.
-Основные элементы конструкции высокой ответственности: п.Номинальные габариты трубы поперечины ребро толщина стенки S х наружные размеры А более 1,5х40.
-Крепеж элементов между собой, болт с полукруглой головкой и квадратным подголовником: угол сужения подголовника к стержню примерно 30 градусов.
-Гайка шестигранная антивандальная: характеристики стали и защитного покрытия: качество цинкового покрытия, при внешнем осмотре поверхность цинкового покрытия должна быть гладкой или шероховатой, покрытие должно быть сплошным. Цвет покрытия от серебристо-блестящего до матового темно- серого. На поверхности изделий не должно быть трещин, забоин, вздутий; Марка стали для изготовления деталей ограждения по ГОСТ 380-2005 допускается "ст.З" любого типа кроме "Зкп". по ГОСТ 27772-88 допускается любая сталь с номером марки от "245" до "285" включительно.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в Технической части аукционной документации указано: "Точка (.) - знак препинания, который в русском языке ставится в конце законченного повествовательного предложения, как полного, так и неполного, а равно в конце рубрик перечисления, если рубрики эти являются развитыми и внутри них уже есть какие-либо знаки препинания. Таким образом, точка означает конец рубрики перечисления. В этой связи заказчик разграничивает точкой самостоятельные рубрики перечисления из каждой из которых может быть сделан самостоятельный выбор. В соответствии с общепринятыми правилами точка между числами при отсутствии между ними пробела играет роль десятичного разделителя - знака, используемого для разделения целой и дробной частей вещественного числа в форме десятичной дроби в системе десятичного исчисления в отношении чисел, используемых со значениями из англосаксонской системы измерений, однако, Заказчиком использование точки для обозначения класса прочности крепежных деталей заимствовано из ГОСТ, поэтому читается по правилам ГОСТ, например "Механические свойства болтов должны соответствовать классам прочности 3.6, 4.6, 4.8, 5.6, 5.8, 8.8"; "Разновидностью неизменного значения является примерное значение по ГОСТ, которое указывается в том случае, если в ГОСТ также указано примерное значение со словами / знаками "примерно", "приблизительно равно", "округленно равно" и т.п. В этом случае участник закупки должен выбрать товар по ГОСТ и указать соответствующее значение дословно как в документации с такими словами / знаками либо, если Заказчик предоставил ему право выбрать товар по ТУ, а участник закупки выбрал такое право, то указать точное значение по ТУ или точное значение в пределах предельных отклонений (в зависимости от того, как это указано в ТУ), соответствующие примерному значению по ГОСТ, при этом по умолчанию считается, что примерное значение по ГОСТ означает промежуток чисел, каждое из которых округляется до указанного примерного значения пот правилам к ближайшему целому. В случае, если заказчик устанавливает требуемую характеристику как неизменное значение в кавычках, то участник закупки должен воспроизвести требование заказчика дословно, однако, в цитатах из нормативных документов должен исключить указания на долженствование или условия (например, вместо "должен быть устойчив _" необходимо указать "устойчив _")"; "Знак (/) (косая черта, слэш) в русском языке используется в значениях близких к союзам и (или), в связи с чем заказчик использует указанный знак, чтобы обозначить право участника закупки выбрать одно из двух или оба из перечисленных значений по одной и той же характеристике в рамках одного элемента товара. При выборе участник закупки должен убрать указанный знак, в противном случае предложение будет считаться неконкретным. Указанный знак сохраняется при стандартном написании названий и характеристик в соответствии с обычаями производителя, деловой переписки, в соответствии с правилами ГОСТ. В этих случаях он читается и применяется в соответствии с обычаями производителя, деловой переписки, в соответствии с правилами ГОСТ. Например, посадка в резьбовом соединении обозначается дробью, в числителе которой указывают обозначение поля допуска внутренней резьбы, а в знаменателе - обозначение поля допуска наружной резьбы. Во избежание путаницы Заказчик вправе указать на документ, содержащий правила такого прочтения"; "Заказчик устанавливает требования к маркам стали, так как планирует таким образом определить порядок разрушения элементов ограждения. Все одинаковые элементы должны состоять из стали одного условного номера марки, однако, если по условиям документации возможен выбор нескольких марок стали по химическому составу, то пределы текучести и временного сопротивления в обязательном порядке повышаются по мере повышения ответственности элемента, а при неприменимости такой характеристики - степени раскисления, с соблюдением единообразия в рамках группы ответственности элемента".
В соответствии с пп.б п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар согласие, предусмотренное пунктом 2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Комиссией Управления установлено, что в составе первой части заявки Заявителя дано согласие на выполнение работ на условиях аукционной документации и указаны характеристики товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ, в частности:
-п.Болт с полукруглой головкой и квадратным подголовником, класс прочности болтов ГОСТ 1759.4 - 4,8, что позволяет идентифицировать предложение и не противоречит требованиям аукционной документации и пп.б п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.
-Номинальные габариты трубы поперечины ребро толщина стенки S х наружные размеры А - 2х40 (в соответствии с чертежом ограждения (спецификация (секции| СЕ-0,85 (поз. 1))), что не противоречит требованиям аукционной документации и пп.б п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.
-Угол сужения подголовника к стержню 30 градусов, что не противоречит требованиям аукционной документации и пп.б п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.
-Качество цинкового покрытия, при внешнем осмотре поверхность цинкового покрытия будет гладкая, покрытие будет сплошное. Цвет покрытия серебристо-блестящее. На поверхности изделий не будет трещин, забоин, вздутий, что не противоречит требованиям аукционной документации и пп.б п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.
-Марка стали для изготовления деталей ограждения ГОСТ 380-2005 Ст3сп, что не противоречит требованиям аукционной документации и пп.б п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя представлен документ "Классификация промышленных болтов", согласно которой возможно указание показателя "класс прочности болтов" с использованием знака ",".
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя указано:
-"п.Болт с полукруглой головкой и квадратным подголовником, участником закупки было предложено конкретное значение класса прочности: "4,8". При этом указанный знак в указании класса прочности болтов не изменяет конкретность приведенного параметра, а указывает конкретное значение показателя из диапазона представленных значений "от 4.6 до 6.8", участник указывает конкретное значение: "4.8".
-"Указанное значение: Номинальные габариты трубы поперечины ребро толщина стенки S х наружные размеры А "2x40", где "2" - толщина стенки в мм., является точным и конкретным значением и соответствует представленному чертежу, согласно которому обозначение размеров трубы указано: "40x40x2"".
-"п.Крепеж элементов между собой, болт с полукруглой головкой и квадратным подголовником, слово "примерно" не является конкретным показателем, и не могло быть применено при составлении заявки, поскольку это могло ввести ъ заблуждение Заказчика. В связи с чем участник закупки указал конкретное значение: 30, что соответствует ГОСТу и порядку подачи заявки для участия в электронном аукционе, соответствующее ст. 66 Закона о контрактной системе".
-"п.Качество цинкового покрытия. Согласно инструкции по составлению заявки: "Знак (/) (косая черта, слэш) в русском языке используется в значениях близких к союзам и (или), в связи с чем заказчик исцользует указанный знак, чтобы обозначить право участника закупки выбрать одно из двух или оба из перечисленных значений по одной и той же характеристике в рамках одного элемента товара. При выборе участник закупки должен убрать указанный знак, в противном случае предложение будет считаться неконкретным". В связи с чем, участник закупки, воспользовавшись своим правом выбора одного из двух значений, указал одно значение". Также, согласно инструкции: "указанием на промежуток значений является запись "от ... до..." (максимальное и минимальное значения включены в промежуток и отвечают потребности заказчика). В связи с чем показатели: "от серебристо-блестящего до матового темно-серого" указывают на промежуток значений, а указание участником закупки: "серебристо-блестящее" включены в указанный промежуток, а следовательно отвечают потребностям Заказчика".
-"п.Марка стали для изготовления деталей ограждения. В указанной строке в графе 4: "Требуемое значения (согласно нормативных требований, технического задания, ведомости объемов работ)" и в графе 2: "Показатель" Заказчиком не указано на необходимость предложения участником закупи значений для "конструкций высокой ответственности" и для "конструкций рядовой ответственности". Кроме того, в графе 4 указано, что допускается "ст.3" любого типа кроме 3кп. Таким образов, значение, предложенное участником закупки, удовлетворяют потребностям Заказчика".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, а также не представил доказательств, каким образом представленные в заявке показатели по вышеуказанным товарам противоречат требованиям аукционной документации.
Ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, действия аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске Заявителю к участию в электронном аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе нарушает положения ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия ФКУ "Дирекция Программы ПБДД в 2006-2012 годах", Аукционной комиссии обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Аукционной комиссии нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
А.О. Кондратьева
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 июля 2015 г. N 2-57-6289/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2015