Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 августа 2015 г. N 2-57-7312/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Дейнеги Е.А.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГКУ города Москвы Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы: Гавриленко С.Н., Тищенкова А.В., Головкина П.А., Лазарева Д.В., Буваевой Б.В.,
в отсутствие представителей ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/33741 от 24.08.2015),
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту в учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы в 2015 году (Закупка N 0373200173915000436) (далее - Аукцион) в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, а также действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка разъяснений положений аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 24.08.2015 NМГ/33741 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в аукционной документации установлены, в частности, следующие требования к товарам свидетельствующие о несоблюдении Заказчиком ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе:
- по п. 1 "Крепеж" установлено требование к показателю "Резьба" со следующие значением: "согласно ПСД", при этом по данному показателю установлены единицы измерения "мм", что не является показателем, позволяющим определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям;
- по п. 4 "Сварные арматурные и закладные изделия" установлено требование к показателю "Количество стержней в рулоне, продольных и поперечных", при этом в аукционной документации не установлены требования к значениям данного показателя;
- по п. 5 "Мастика" установлено требование к показателю "Срок хранения" со следующим значением: "гарантийный срок производителя", при этом Заказчиком установлены единицы измерения показателя "мес";
- по п. 8 "Проволока" установлены требования к следующим показателя, описывающих потребность Заказчика в применяемых материалах:
- "Относительное удлинение", при этом не установлено требование к значениям данного показателя;
- "Условное обозначение" установлено значение показателя "согласно ГОСТ";
- "Диаметр" установлено значение показателя "более 0,16, согласно ПСД", при этом установлены единицы измерения показателя "мм", однако размещенная в составе аукционной документации проектно-сметная документация не содержит значений данного показателя товара.
Таким образом, в аукционной документации Заказчика по указанным показателям товаров не установлены максимальные и (или) минимальные значения данных показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, что не позволяет участникам закупки определить значения показателей, соответствующие требованиям, установленным Заказчиком в аукционной документации, и не позволяет участникам закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционе указать конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием. Кроме того, Комиссией Управления установлено, что установление Заказчиком требований к товарам, используемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации, вышеуказанным образом повлекло отклонение заявок участников закупки NN1, 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12.
Также, Заказчиком по п. 2 "Гвозди" установлены следующие требования: "Тип головки: плоская, коническая", "Общая длина: не более 16, не более 50, но при этом не менее 16 мм". Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе символ "," (запятая) следует читать как "и", также в документации о закупке установлено требование о соответствии применяемых гвоздей ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", согласно которому гвозди с плоской головкой производятся длиной от 8 до 50 мм, гвозди с конической головкой производятся длиной от 32 до 250 мм. Таким образом требования аукционной документации к товару "Гвозди" не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в аукционе согласно требованиям аукционной документации с учетом требований ГОСТ 4028-63 и инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в аукционной документации установлены следующие требования к товарам:
- по п. 3 "Заполнитель искусственный пористые" установлено требование "Коэффициент размягчения: для цели применения в легких бетонах значение больше 0,2", при этом, в аукционной документации Заказчика установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 32496-2013 "Заполнители пористые для легких бетонов. Технические условия", согласно которому коэффициент размягчения гравия и щебня, применяемых для легких бетонов должен быть не менее 0,75;
- по п. 3 "Заполнитель искусственный пористый" установлено также требование "Марка по насыпной плотности: не менее М150", "Марка по прочности: не ниже П35", при этом установлено требование о соответствии товара ГОСТ 32496-2013, согласно которому заполнителям с маркой по прочности не менее П35 соответствуют заполнители с маркой по насыпной плотности не менее М300;
- по п. 5 "Мастика" установлено требование "Предел прочности при растяжении: не более 20 кгс/кв.м", при этом, в аукционной документации Заказчика установлено требование о соответствии товара ГОСТ 14791-79 "Мастика герметизирующая нетвердеющая строительная. Технические условия", согласно которому предел прочности при растяжении высшей категории качества мастики должен быть 0,10-0,15 кгс/см2, первой категории качества - 0,05-0,10 кгс/см2;
- по п. 6 "Материал для устройства кровли" установлено требование "Температура хрупкости покровного состава: выше -10 °С", при этом установлено требование о соответствии товара ГОСТ 30547-97 "Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия", согласно которому температура хрупкости покровного состава или вяжущего наплавляемых битумных рулонных материалов должна быть не выше минус 15 °С, битумно-полимерных - не выше минус 25 °С;
- по п. 9 "Сжиженный газ" установлены требования "Массовая доля суммы непредельных углеводородов: более 0 %", "Марка: ПБТ", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 52087-2003 "Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия". Вместе с тем, согласно указанному ГОСТ массовая доля непредельных углеводородов в газе марки ПБТ не определяется, что свидетельствует об установлении Заказчиком нестандартных требований к товарам, используемым при выполнении работ;
- по п. 11 "Сталь для строительных работ" установлено требование "Ширина листа: более 500 мм", при этом установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия", согласно которому оцинкованную сталь изготавливают шириной от 710 до 1800 мм. Таким образом ГОСТ 14918-80 установлены минимальные и максимальные значения показателя ширины стального листа;
- по п. 12 "Цемент" установлены требования "Состав: с активными минеральными добавками не более 20%", "Обозначение: ПЦ-Д0, ПЦ-Д5, ПЦ-Д20, ПЦ-Д20-Б", при этом в аукционной документации установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия", согласно которому, вместе с тем, цемент ПЦ-Д0 выпускается без добавления активных минеральных добавок, следовательно использование цемента ПЦ-Д0 противоречит требованию об использовании цемента с активными минеральными добавками. Также, Заказчиком установлено требование "Марка по прочности при сжатии в 28-суточном возрасте: 300", при этом согласно ГОСТ 10178-85 цемент ПЦ-Д20-Б марки по прочности при сжатии в 28-сточном возрасте 300 не выпускается, что свидетельствует об установлении Заказчиком требований в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе;
Таким образом в аукционной документации Заказчика установлены противоречащие требования к товарам, поскольку аукционной документацией Заказчика предусмотрена возможность использования товаров, не соответствующих ГОСТ, однако, при этом установлено требование об соответствии используемых товаров соответствующим ГОСТ. Таким образом требования вводят участников закупки в заблуждение при определении значений показателей товаров, которые необходимо использовать при выполнении работ, и при формировании первой части заявки на участие в аукционе, а именно, в части предоставления в заявке конкретных значений показателей товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании установлены вышеуказанные требования к товарам, а также затруднился пояснить необходимость установления требования к товарам, используемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием таким образом, что данные товары не соответствуют ГОСТ, действующим на территории Российской Федерации.
Также, в аукционной документации Заказчика по п. 11 "Сталь для строительных работ" установлены требования "Описание: листовая или рулонная холоднокатаная сталь, оцинкованная горячим способом в агрегатах непрерывного цинкования, предназначенная для холодного профилирования, под окраску, изготовления штампованных деталей, посуды, тары и других металлических изделий", "Группа стали: ХШ; ПК; ОН", при этом в аукционной документации установлено требование о соответствии ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия", согласно которому сталь, предназначенная для холодной штамповки, относится к группе ХШ, сталь, предназначенная для холодного профилирования, относится к группе ХП, сталь под окраску(дрессированная) относится к группе ПК, сталь общего назначения относится к группе ОН.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, размещенной в составе аукционной документации, символы ";" (точка с запятой) следует читать как "или", символ "," (запятая) следует читать как "и". Следовательно, в аукционной документации Заказчика установлено требование об использовании стали для холодного профилирования (группа ХП) и стали под окраску (группа ПК), при этом в аукционной документации также установлено требование об использовании стали либо группы ХП, либо группы ПК, что не позволяет участникам закупки определить назначение и группу стали (согласно ГОСТ 14918-80), которые необходимо применять при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием, а также препятствуют формированию заявки на участие в аукционе в части предоставления характеристик стали для строительных работ, соответствующих требованиям Заказчика по показателям "Описание" и "Группа стали".
В нарушение ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком при установлении требований к товарам, используемым при выполнении работ к характеристике "lb: более 50" товара "Крепеж" и к характеристике "Массовая доля органических веществ: более 0" товара "Утеплитель" не установлены единицы измерения значений показателей; к товару "Цемент" установлено требование о предоставлении значений показателя характеристики "Предел прочности в возрасте 28 суток: более 4,4" в "кг/см3", поскольку согласно ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия" данная характеристика измеряется в "кг/см2".
Заказчиком в аукционной документации установлены, в частности следующие требования по п. 2 "Гвозди": "Общая длина: не более 16, не более 50, но при этом не менее 16 мм". Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, размещенной в составе аукционной документации, символ "," (запятая) следует читать как "и". Таким образом вышеуказанные требования с учетом положений инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не позволяют участникам закупки определить, какие сведения о длине гвоздей необходимо представить в первой части заявки на участие в аукционе: трех различных длин, соответствующих требованиям "Общая длина: не более 16 мм", "Общая длина: не более 50 мм", "Общая длина: не менее 16 мм", или двух различных длин, соответствующие требованиям "Общая длина: не более 16 мм", "Общая длина: не более 50 мм, но при этом не менее 16 мм", - что, также препятствует формированию заявки на участие в аукционе на основании требований аукционной документации.
Заказчиком в аукционной документации установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации, препятствующие определению участником закупки характеристик данных товаров, что препятствует также формированию заявки на участие в аукционе:
- по п. 3 "Заполнитель искусственный пористые" установлено требование "Массовая доля зерен мелкой и крупной фракции: не более 10-15%", что препятствует участникам закупки определить характеристики используемого при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации заполнителя, поскольку из аукционной документации не следует какому диапазону значений показателя должна соответствовать массовая доля зерен мелкой и крупной фракции: "не более 10%", "не более 15%", "10-15%", что, также не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в аукционе;
- по п. 6 "Материал для устройства кровли" по показателю "Длительность водонепроницаемости" установлено требование "положительное значение при давлении не менее 0,01 кг/см2, ч", что препятствует определению характеристик товаров используемых при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации, поскольку ГОСТ 30547-97 "Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия" требование к водонепроницаемости установлено следующим образом "Гидроизоляционные материалы должны быть водонепроницаемыми при испытании в течение не менее 2 ч при давлении не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2), если иные условия испытания не установлены в нормативных документах на конкретные виды материала", что не позволяет участникам закупки определить какие значения показателя соответствуют требованию Заказчика "положительное значение", а также не позволяет корректно заполнить заявку на участие в аукционе, поскольку согласно ГОСТ 30547-97 водонепроницаемость определяется при давлении измеряемом в "МПа (кгс/см2)", при этом в аукционной документации Заказчика установлено требование об измерении водяного давления в "кг/см2", что может вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать формированию заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам "Крепеж", "Гвозди", "Заполнитель искусственный пористые", "Сварные арматурные и закладные изделия", "Мастика", "Материал для устройства кровли", "Утеплитель" "Проволока", "Сжиженный газ", "Сталь для строительных работ", "Цемент" составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товару "Крепеж": "r: не менее 4,00 мм", "Р: менее 1,5", "Тип: крепежное изделие для образования соединения или фиксации, выполненное в форме стержня с наружной резьбой на одном конце и конструктивном элементом для передачи крутящего момента на другом", поскольку согласно ГОСТ 27017-86 "Изделия крепежные. Термины и определения" указанный тип материала является винтом, при этом, согласно ГОСТ Р ИСО 8676-2013 "Винты с шестигранной головкой с мелким шагом резьбы. Классы точности А и В" характеристика "r" винтов с шагом резьбы (Р) менее 1,5 должна быть не менее 0,4 мм, что, по мнению Заявителя, свидетельствует о том, что в аукционной документации Заказчика установлены завышенные требования к применяемым товарам.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о неправомерности установления Заказчиком вышеуказанных требований к материалу "Крепеж", в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
Также, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком по показателю "Предел прочности в возрасте 28 суток более 4,4 кг/см3" товара "Заполнитель искусственный пористые" единиц измерения "кг/м3", поскольку данная характеристика, согласно ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия" измеряется в "кг/м3", и на неправомерное установление Заказчиком по п. "Материал для устройства кровли" единиц измерения "0С" по позиции "Температура хрупкости покрывного состава", поскольку, согласно ГОСТ 30547-97 "Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия" данная характеристика измеряется в "°С".
Вместе с тем, требование Заказчика позволяет идентифицировать единицы измерения показателя при формировании заявки на участие в аукционе, при этом, Заявителем в жалобе, не указано каким образом установление единиц измерения вышеуказанных характеристик указанным не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в аукционе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком нарушена процедура разъяснения положений аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителем 17.08.2015, в соответствие с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе направлен Заказчику запрос на разъяснения положений аукционной документации, при этом Заказчиком не направлен ответ на указанные разъяснения.
Комиссией Управления установлено, что разъяснения положений аукционной документации, размещенные в ответ на запрос Заявителя размещены в единой информационной системе 20.08.2015, что нарушает ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия ГКУ города Москвы Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы обоснованной в части неправомерного установления требований к товарам "Крепеж", "Гвозди", "Заполнитель искусственный пористые", "Сварные арматурные и закладные изделия", "Мастика", "Материал для устройства кровли", "Утеплитель" "Проволока", "Сжиженный газ", "Сталь для строительных работ", "Цемент", а также нарушения порядка разъяснения положений аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку Заказчику предписание выдано в рамках рассмотрения жалобы ЗАО "Гарант и К" от 27.08.2015 N 2-57-7334/77-15.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 августа 2015 г. N 2-57-7312/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2015