Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 июля 2015 г. N 2-57-6327/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Кондратьевой А.О.,
в отсутствие представителей ГБОУ города Москвы "ШКОЛА N 345 ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/28747 от 23.07.2015),
при участии представителей ГКУ города Москвы "Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы": Кравченко А.В., Головкина П.А.,
при участии представителя Департамент города Москвы по конкурентной политике: Сахно В.В.,
при участии представителя ООО "ЮгСпецСтрой": Цымбаловой В.И.,
рассмотрев жалобу ООО "ЮгСпецСтрой" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ "ШКОЛА N 345 ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право выполнения работ по текущему ремонту зданий для нужд образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы в 2015 году (Закупка N 0173200001415000418) (далее - аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.07.2015 N МГ/28747 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно не установлены ограничения на участие в аукционе.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствие с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе Информация об установленных требованиях в соответствии с , и ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно не установлено ограничение на участие в аукционе в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N99.
Согласно "Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД) код 45 включает строительные работы, в том числе: работы строительные подготовительные и вспомогательные, работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту реконструкции, реставрации жилых и нежилых зданий или инженерных сооружений.
На заседании Комиссии Управления установлено, что предметом закупок является выполнение работ по текущему ремонту, и данные работы включены в состав работ кода 45 ОКПД.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данная закупка является совместным электронным аукционом, при этом начальные (максимальные) цены Заказчиков: ГБОУ города Москвы "Школа N 345 имени А.С. Пушкина", ГБОУ города Москвы средняя общеобразовательная школа N 354 имени Д.М. Карбышева, ГБОУ города Москвы средняя общеобразовательная школа N 1247 имени Юргиса Балтрушайтиса, ГБОУ города Москвы средняя общеобразовательная школа N 1621 "Школа лидерства Лаудер Эц Хайм", ГБОУ города Москвы средняя общеобразовательная школа N 315, ГБОУ города Москвы "Школа с углубленным изучением английского языка N 1284" - не превышают 10 000 000 рублей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что начальная (максимальная) цена контрактов Заказчиков ГБОУ города Москвы "Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева", ГБОУ города Москвы средняя общеобразовательная школа N 2107 превышает 10 000 000 рублей, что свидетельствует о том, что Заказчиком, в нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении его законных прав и интересов при неустановлении в аукционной документации вышеуказанных требований к участникам закупки, а также доказательств, подтверждающих каким образом неустановление указанных требований к участникам закупки препятствует подаче заявки на участие в совместной закупке, а также повлечет ограничение участников закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 5 заявок на участие в аукционе, что свидетельствует о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя в п.17.2 Информационной карты аукционной документации установлены требования в нарушение ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
В п.17.2 Информационной карты аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица); идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона".
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных и ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования, указанные в п.17.2 Информационной карты аукционной документации нарушают ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены следующие требования к товару п. 2 "Краски водно-дисперсионные" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации: "Пожароопасные и токсичные компоненты краски: Дисперсия поливинилацетатная по винилацетату, дисперсия поливинилацетатная по ацетальдегиду, дисперсия поливинилацетатная по дибутилфталату, этиленгликоль, тиурам, аэросил, пентахлорфенолят, уайт-спирит, титана диоксид", "Класс опасности компонентов краски: 1-4", поскольку, согласно ГОСТ 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия" пентахлорфенолят относится к 1 классу опасности компонентов; Тиурам, поливинилацетатная по дибутилфталату относятся ко 2 классу опасности компонентов; дисперсия поливинилацетатная по винилацетату, дисперсия поливинилацетатная по ацетальдегиду, этиленгликоль, аэросил относятся к 3 классу опасности компонентов; уайт-спирит, титана диоксид относятся к 4 классу опасности компонентов, при этом, в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе указано: "Правила чтения символов (знаков): если требования к свойствам материала разделены знаком "-"(тире), необходимо указать конкретные показатели (конкретный показатель) из данного интервала (включая крайние значения)", "Если требования к свойствам материала в графе "Требуемое значение", разделены знаком "," (запятая), или союзом "и" необходимо предложить все значения из данного перечисления", что, по мнению Заявителя, может вводить участников закупки в заблуждение.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены следующие требования по п. 10 "Листы гипсокартонные" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации: "Толщина: 12,5-18,0 мм", "Разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе при переменном пролете (l = 40 s, где s - номинальная толщина листа в миллиметрах): Разрушающая нагрузка образцов поперечных: Должна составлять значение >/= 180(18); не испытывают", поскольку, по мнению Заявителя, данные требования не соответствуют ГОСТ 6266-97 "Листы гипсокартонные. Технические условия", согласно которому разрушительная нагрузка поперечных образцов толщиной 12,5-18,0 мм при испытании листов на прочность при изгибе при переменном пролете (l = 40 s, где s - номинальная толщина листа в миллиметрах) нормируется.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком единицы измерения в "мм" по характеристике "Сечение: Должно быть более 30х30х0,54" товара п. 5 "Профиль угловой" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации, поскольку, по мнению Заявителя, сечение измеряется в "мм2".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что по данной характеристике участнику закупки необходимо указать ширину профиля, а также толщину стенок профиля, которые, согласно международной системе единиц, измеряется в "мм".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в материалах жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанных доводов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮгСпецСтрой" на действия ГБОУ города Москвы "ШКОЛА N 345 ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА" обоснованной в части установления неправомерных требований по п. 2, 10 Приложения N1 к техническому заданию; в части установления неправомерных требований в п.17.2 Информационной карты аукционной документации; в части не установления дополнительных требований к участникам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 4 ст. 31, п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: А.О. Кондратьева
Д.А. Орехов
Исп. Р.Г. Осипов (495) 784-75-05 (166)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 июля 2015 г. N 2-57-6327/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2015