Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 июля 2015 г. N 2-57-6345/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Смольянова А.А.,
при участии представителей Администрации поселения Сосенское: Хайловой А.В., Слупского П.В.,
в отсутствие представителей ООО "Титан", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/28912 от 23.07.2015),
рассмотрев жалобу ООО "Титан" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Сосенское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту (Закупка N0148300008315000028) (далее - аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, нарушающей законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.07.2015 NМГ/28912 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя в Приложении N1 к техническому заданию аукционной документации Заказчика установлены требования, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя в Приложении N1 к техническому заданию аукционной документации установлено требование к минимальным и (максимальным) характеристикам товаров, а также содержится описательная часть выполняемых работ, которая также содержит минимальные и (максимальные) характеристики товаров, в описательной части к приложению N1 к техническому заданию аукционной документации содержится требование для товаров, в частности: "ПРИГОТОВЛЕНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ" - Асфальтобетонные смеси следует приготовлять в асфальтосмесительных установках, оборудованных смесителями принудительного перемешивания периодического или непрерывного действия. Битум, нагретый до рабочей температуры, следует использовать в течение 5 ч. При необходимости более длительного хранения температуру вязкого битума необходимо снизить до 80 °С, жидкого до 60 °С и хранить не более 12 ч. Битум с добавлением ПАВ, полимеров, разжижителей (пластификаторов) или структурообразующих компонентов следует перемешивать до получения однородной смеси в отдельной емкости, оборудованной паро-, электро- или маслоподогревом и насосной установкой. Готовое вяжущее перекачивают в расходную емкость и нагревают до рабочей температуры. При этом, Заказчиком в приложении N1 технического задания аукционной документации, установлены требования к товарам используемым при выполнении работ в частности по п. "СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ" - ТИП1: размера минеральных зерен до 40 мм Смеси должны быть горячие Смеси крупнозернистые/мелкозернистые/песчаные ТИП смеси Б или В или Г или Д содержания щебня (гравия) 30-50 % Смеси на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления Марка одна из: I, II, III Марка битума БНД 60/90 или БНД 90/130 или БНД 130/200 и БНД 200/300 Содержание битума не менее 5 % Смеси должны быть однородными. Смеси должны быть однородными.
Вместе с тем, согласно доводам жалобы Заявителя, в п.4 технического задания аукционной документации указано, что "Для качественного выполнения работ, применяемые материалы (товары) должны соответствовать требованиям к материалам, указанным в Техническом задании и его приложениях (Приложении N1 к ТЗ)", что может вводить участников Закупки в заблуждение, так как, минимальные (максимальные) характеристики товаров содержаться в описательной части выполняемых работ, а также Технических характеристиках приложения N1 технического задания аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установленные требования к используемым товарам в аукционной документации составлены Заказчиком в нарушение п.1 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, поскольку может вводить участников закупки в заблуждение и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком неправомерно установлены требования к заполнению первой части заявки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании комиссии, установлено что в инструкции по заполнению заявки, указано, что: "Заявка должна содержать конкретные показатели (сведения) товаров (материалов) соответствующие параметрам установленным заказчиком в столбцах "Требуемые параметры" и "Требуемые значения"".
Вместе с тем, согласно доводам жалобы Заявителя в приложении N1 технического задания аукционной документации, в котором установлены требуемые показатели, (сведения) товаров (материалов), содержит столбец "Технические характеристики" (Требуемые параметры), в то время как столбец "Требуемые значения" отсутствует.
Также представитель Заказчика согласился с данным доводам жалобы Заявителя.
Таким образом, Заказчиком неправомерно установлены требования в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в нарушение п.2 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки и препятствовать корректному заполнения заявки на участие в данном аукционе.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком нарушен порядок разъяснения положений аукционной документации.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно размещенному на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг Zakupki.gov.ru ответу на запросу о разъяснении положений аукционной документации от 16.07.2015 NРД2, Заказчиком не дан по существу ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации в части вопроса участника закупки: что является требуемым параметром, и что является требуемым значением.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в нарушение положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе не дан по существу ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя в аукционной документации Заказчика неправомерно установлены требования к товарам используемым при выполнении работ, которые противоречат ГОСТ.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены следующие неправомерные требования к товарам:
1) п. "СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ" - Смеси крупнозернистые/мелкозернистые/песчаные ТИП смеси Б или В или Г или Д содержания щебня (гравия) 30-50 %.
Согласно доводам жалобы Заявителя, данное требование может повлечь за собой ограничение количества участников, так как согласно ГОСТ 9128 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия" тип смеси Г и Д являются песчаными, вместе с тем, смеси Г и Д не содержат щебень и гравий.
2) п. "СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ" - Марка одна из: I, II, III
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании комиссии, установлено что в инструкции по заполнению заявки, указано, что: "Знак ",", "\" и знак ";" разделяющий характеристики товара (материала) свидетельствует о том, что необходимо перечислить все указанные типы или виды, или марок и т.п. товаров (материалов), и в отношении каждого из которых необходимо предоставить сведения о показателях качества", а также "Если в Приложении N1 указано, что тип, марка, сорт и т.п. должны быть "одним из", значит следует выбрать одну из предложенных типов, марок, сортов и т.п".
Согласно доводам жалобы Заявителя, данное требование может повлечь за собой ограничение количества участников, так как согласно инструкции по заполнению заявки участник закупки должен предоставить марки всех видов, в то время как согласно приложению N1 к техническому заданию указано, что Марка одна из, что может вводить участников закупки в заблуждение.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации, в том числе, требования инструкции по заполнению заявки, составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, и в нарушение положений п.1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, в приложении N1 к техническому заданию аукционной документации объединены технические характеристики для товаров по п. "Анкер-болт оцинкованный" и "Опорные рамы под корпус дождеприемника".
Комиссией Управления установлено, что в Приложении N1 технического задания аукционной документации п. "Анкер-болт оцинкованный" и "Опорные рамы под корпус дождеприемника" максимальные (минимальные) характеристики данных товаров объединены, что может вводить в заблуждение участников закупки, также повлечь ограничение количества участников закупки, и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем, представитель Заказчика согласился с данным доводам жалобы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе, и в нарушение положений п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
6. Согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционной документации Заказчика установлен ГОСТ 9128-84 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия", который является недействующим на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании комиссии установлено что, в инструкции по заполнению заявки указано, что: "В случае если госты представленные в этом списке являются устаревшими, то следует применять данный номер госта, но в действующей редакции ( с иным индексом после номер - ..)".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, в части невозможности корректно сформировать заявку на участие в аукционе.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
7. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к материалам в приложении N1 технического задания аукционной документации, которые не являются объектом закупки.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N1 технического задания аукционной документации установлены требования:
-для плотного асфальтобетона типов А и Б и для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня более 40 % скорость укладки должна составлять 2-3 м/мин.
-смеси для плотного асфальтобетона типов Д, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня менее 40 %.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в проекте и сметном расчете используются "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие крупнозернистые, тип I" и "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые, марка II, тип В", в связи с чем, Заказчиком неправомерно в приложении N1 технического задания установлены требования к "плотному асфальтобетону типа А и Б", а также к "плотному асфальтобетону типа Д", которые, по мнению Заявителя, не является объектом закупки.
Вместе с тем, согласно доводам Заказчика расчет начальной (максимальной) цены контракта является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, в то время как требования к минимальным, максимальным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, содержатся в Приложении N1 технического задания аукционной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Титан" на действия Администрации поселения Сосенское обоснованной в части неправомерного установления в аукционной документации требования к заполнению заявки на участие в аукционе, установления неправомерных требований к товарам, а также в части нарушения порядка разъяснения положений аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 и ч.2 ст.33, ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "Лайф-А" по делу N 2-57-6360/77-15 от 28.07.2015.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: И.С. Максимов
А.А. Смольянов
Исп. Максимов И.С. (495) 784-75-05 (189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 июля 2015 г. N 2-57-6345/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2015