Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 сентября 2015 г. N 2-57-7434/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Члена комиссии - ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ФГБОУ ВПО "Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)": Федюнина М.Н.,
при участии представителя ООО "Климатек": Иконниковой Е.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Климатек" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВПО "Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа зданий института (Закупка N 0373100065615000121) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 27.08.2015 NМГ/34375 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к упаковке и фасовке товаров: "Клей для обоев Bostik FLIZILEX или эквивалент", "Смесь фуговочная цветная", "Грунт Бетон-контакт", "Органо-минеральные удобрения", что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями к товарам, используемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно по п. "Оконные отливы из оцинкованной стали", "Катанка по ГОСТ 30136-94" установлены требования к химическому составу стали, что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием к товару, не являющемуся объектом закупки.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления требований к материалам, применяемым при изготовлении товаров, используемых при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации, а не к самим товарам. Кроме того, согласно ГОСТ 30136-94 "Катанка из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия" катанка производится из стали по ГОСТ 380, в соответствии с которым Заказчиком установлены требования к химическому составу материала, из которого производится катанка. Таким образом катанка, произведенная из стали, не соответствующей ГОСТ 380 не будет соответствовать ГОСТ 30136-94, что свидетельствует о том, что Заказчиком установлены избыточные требования к товару, используемому при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товару "Оконные отливы из оцинкованной стали", "Клей для обоев Bostik FLIZILEX или эквивалент", "Смесь фуговочная цветная", "Грунт Бетон-контакт", "Органо-минеральные удобрения", "Катанка по ГОСТ 30136-94" составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Также, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком по п. "Сталь арматурная класса А-III по ГОСТ 5781-82" неправомерно установлены требования к химическому составу стали, из которой изготавливается катанка, что, по мнению Заявителя, является избыточными требованиями к товарам.
Вместе с тем, вышеуказанные требования установлены к стали арматурной, а не к катанке, при этом требования к химическому составу стали установлены Заказчиком в соответствие с ГОСТ 5781-82, что не противоречит п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком требований о соответствии товаров ГОСТ 530-2007 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия", ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия", ГОСТ 18300-87 "Спирт этиловый ректификованный технический. Технические условия", ГОСТ 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", ГОСТ 24045-94 "Профили стальные листовые гнутые с трапециевидными гофрами для строительства. Технические условия", ГОСТ 51692-2000 "Олифы. Общие технические условия", поскольку данные ГОСТ утратили силу на территории Российской Федерации, что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в аукционе, согласно требованиям аукционной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности использования при выполнении работ товаров с характеристиками, соответствующими требованиям вышеуказанных ГОСТ, используемому при выполнении работ, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя в аукционной документации Заказчика не определен срок действия государственного контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта не установлены сроки действия государственного контракта, что не позволяет участникам закупки корректно определить срок, на который необходимо получить банковскую гарантию.
На заседании Комиссии Управления установлено, что проект государственного контракта содержит следующие положения: "Контракт вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения", при этом в проекте государственного контракта не определен срок действия контракта, а именно момент окончания действия государственного контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку в проекте государственного контракта отсутствует указание на срок действия контрактов, что не позволяет определить срок действия банковской гарантии, а также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
3. По мнению Заявителя, в документации об аукционе отсутствует требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к следующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: 16.1 "Укладка трубопроводов водопроводных", 7.2 "Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок", 17.1 "Укладка трубопроводов канализационных безнапорных", 17.2 "Укладка трубопроводов канализационных напорных".
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 и (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в аукционной документации установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к виду работ 7.2 "Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок", которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что работы предусмотренные п. 16.1, 17.1, 17.2 Перечня относятся к работам по устройству наружных сетей канализации и водопровода, при этом техническим заданием аукционной документации и сметным расчетом не предусмотрены работы с наружными сетями канализации и водопровода.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при не установлении вышеуказанных требований.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя в аукционной документации Заказчика отсутствует инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе содержится в п. 8 технического задания аукционной документации, что не противоречит п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнении работ для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать в частности: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Климатек" на действия ФГБОУ ВПО "Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам "Оконные отливы из оцинкованной стали", "Клей для обоев Bostik FLIZILEX или эквивалент", "Смесь фуговочная цветная", "Грунт Бетон-контакт", "Органо-минеральные удобрения", "Катанка по ГОСТ 30136-94".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии: А.В. Гордуз
Заместитель председателя комиссии: Т.А. Логинова
Член комиссии: Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д. А.
(495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 сентября 2015 г. N 2-57-7434/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2015