Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 августа 2015 г. N 2-57-6606/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Члена комиссии:
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок А.О. Кондратьевой,
при участии представителей Администрации поселения Сосенское: Ковалевского С.Н., а также, ООО "Сибирский строитель": Магазеевой А.Е.,
рассмотрев жалобы ООО "Сибирский строитель" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Сосенское (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по ремонту и утеплению фасадов (Закупки NN0148300008315000035, 0148300008315000036) (далее - Конкурсы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении открытых конкурсов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении порядка оценки заявок по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показатели: "Качество работ" и "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема")
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 30.07.2015 NМГ/30189 документы и сведения.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно пп. а) п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть: качество товаров (качество работ, качество услуг).
Кроме того, согласно п. 26 Правил Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
В соответствии с пп. б) п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
П. 28 Правил устанавливает, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного Правил.
Согласно доводам жалоб Заявителя, указанный порядок оценок заявок по показателю "Качество работ" является исключительно субъективным, так как все требования по технологии и методам выполнения работ сформулированы в п. 5-8 Технических заданий аукционных документаций и не предусматривают иных вариантов. Таким образом, не понятно, каким образом Заказчик будет оценивать "детализацию" и "вариативность" поступивших предложений.
В Конкурсных документацииях установлен, в том числе, порядок оценок по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показатели: "Качество работ" (значимость - 20) и "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (значимость - 20)).
Заказчиком в конкурсных документациях по показателю "Качество работ", указано, в частности, следующее:
"оценка в 100 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технологии и методам выполнения работ в полном объеме, предусмотренным технической документацией и с учетом специфики по объекту закупки. Предложение содержит ссылки на нормативную документацию, Государственные Стандарты, Строительные нормы и правила, Санитарные нормы и правила. Предложение является наиболее вариативным, а именно содержит наибольшее количество вариантов предложений по порядку взаимодействия Исполнителя и Заказчика, по корректирующим и предупреждающим действиям руководства, характеризующих наиболее разносторонний, комплексный, расширенный, квалифицированный подход к обеспечению потребности заказчика. Максимальная оценка (100 баллов) может быть присвоена заявке только в случае наличия сертификата о соответствии системы менеджмента качества участника требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2011".
Также, по мнению Заявителя, по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" Заказчик предполагает выставлять баллы в зависимости от предоставленных копий исполненных договоров и актов выполненных работ. При этом, Заказчик выставляет баллы только в случае, если договора являются государственными или муниципальными контрактами, что ограничивает количество участников закупки.
Согласно п. 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В конкурсных документациях по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" предусмотрена оценка по наличию выполненных участником закупки работ на сумму превышающую начальную максимальную цену контракта, подтвержденные копиями исполненных договоров(контрактов), копиями актов сдачи-приемки (КС-2, КС-3).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалоб Заявителя, поскольку конкурсные документации по показателю "Качество работ" позволяют участнику закупки определить содержание показателя "Качество работ", в том числе содержание понятия "вариативность", при этом, оценка по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" на основании наличия у участников закупок выполненных государственных (муниципальных контрактов) не противоречит Закону о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобах Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы о неправомерном установлении Заказчиком порядка оценок конкурсных заявок, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Сибирский строитель" на действия Администрации поселения Сосенское необоснованными.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России N МГ/3085 от 30.07.2015.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Член Комиссии: А.О. Кондратьева
исп. Кондратьева А.О. (495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 августа 2015 г. N 2-57-6606/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2015