Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 20 августа 2015 г. N 91
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - Г.П. Авраховой - зам. руководителя управления -
начальника отдела госзакупок и рекламы;
Членов Комиссии - Д.М Карасовой - зам. начальника отдела управления
- И.Р. Ахба - специалиста - эксперта;
- Ф.А. Кубановой - специалиста 2 разряда;
в отсутствии представителя ООО "Гидрострой 28" (368300, Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Ахмет-хан Султана, д.17) - не явился, извещен, в присутствии представителя Управления Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок (369000, КЧР, г. Черкесск, Кирова, 17) (далее - Уполномоченный орган)- Боташевой Л.С. по доверенности, вприсутствии представителейКарачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия "Дирекция капитального строительства" (369000, КЧР, г. Черкесск, Советская, 67) (далее -Заказчик)- Бедной Г.И., подоверенности(далее - представители Заказчика), электронная торговая площадка - ЭТП ММВБ http://www.etp-micex.ru,
рассмотрев жалобу Заявителя на действияЗаказчика, содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупокпри проведении открытого аукциона в электронной форме на: "Организацию выполнения строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 200 мест, с. Дружба, Прикубанский муниципальный район, Карачаево-Черкесская Республика" (уникальный номер на официальном сайте zakupki.gov.ru N0179200001915000607)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части15 статьи 99Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление ФАС по КЧР 14.08.2015 поступила жалоба от ООО "Гидрострой 28" на действия Заказчика.
ООО "Гидрострой 28" в жалобе указывает, что Заказчиком установлены необъективные требования к материалам в нарушение ч.1 ст.33 закона N44-ФЗ. Так, ООО "Гидрострой 28" указывает, что в техническом задании установлены подробные требования к материалам, из которых изготовлен товар при выполнении работ. Также им указано, что Заказчик в пункте "Проволока стальная низкоуглеродистая разного назначения оцинкованная" - "масса проволоки в мотке или на катушке не менее 5 кг". ООО "Гидрострой 28" считает, что данное требование является не правомерным, поскольку данный товар будет использоваться при выполнении работ и не будет передаваться заказчику и хранится у него. Далее, в пункте "Смесь песчано-гравийная природная" установлено требование к недействующему государственному стандарту ГОСТ 23735-79, который заменен с 01.07.2015г. на ГОСТ 23735-2014. В пунктах "доски подоконные ПВХ", "Плинтус ПВХ" установлены требования к материалам, из которых сделан требуемые товары, является не объективным описанием объекта закупки, поскольку производители данных товаров не доводят до сведения потребителей характеристики их которых изготовлены данные товары. Кроме того, в разделе "Изменение существенных условий контракта" информационной карты документации указано, что Заказчик вправе принять решение об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств, исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги. Однако согласно п.6 ч.1 ст.95 Закона N44-ФЗ указано, что в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
ООО "Гидрострой 28" просит провести проверку правомерности действий Заказчика и совершить все необходимые действия по устранению нарушений его прав и законных интересов.
Относительно жалобы ООО "Гидрострой 28" представители заказчика указывают следующее.
1. Требования к проволоке стальной низкоуглеродистой установлены в соответствии с ГОСТ 3282-74.
2. Относительно требования к смеси песчано-гравийной сообщают, что согласно инструкции по заполнению заявок аукционной документации "В случае, если ГОСТы, представленные в документации, утратили силу, то следует применять данный номер ГОСТа в действующей редакции (иным индексом после номера). ГСТ 23735-79 был переиздан в 2014 году с номером ГОСТ 23735-2014. Все характеристики сохранены в полном объеме.
3. Относительно установленных требований к доскам подоконным и плинтусу поливинилхлоридному поясняют, что данные требования были установлены на основании действующих стандартов, и необходимы Заказчику.
4. Указание в информационной карте, что "в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Государственный заказчик вправе принять решение об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств, исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, работы или услуги" вовсе не означает, что одностороннее право Заказчика на изменение условий контракта. В п. 8.2.1.3 аукционной документации указано: в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (п.6 ч.1 ст.95 Закона N44-ФЗ). Таким образом, перед согласованием изменения условий с Подрядчиком, заказчик принимает решение об измененийусловий контракта, а затем направляет данное решение на согласование Подрядчику.
Представители Заказчика указывают, что Закон N44-ФЗ не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Также указывают, что при формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара в наибольшей степени, удовлетворяющие его потребности.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, доводы участвующих в деле лиц Комиссия Управления ФАС по КЧР установила:
29.07.2015г. на официальном сайте zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведенииаукциона в электронной форме на:"Организация выполнения строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 200 мест, с. Дружба, Прикубанский муниципальный район, Карачаево-Черкесская Республика"" (уникальный номер на официальном сайте zakupki.gov.ru N0179200001915000607). Начальная максимальная цена составляет 126 406 246 (сто двадцать шесть миллионов четыреста шесть тысяч двести сорок шесть) руб. 00 коп.
1.Согласно ч.1 ст.34 Закона N44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Указанная норма определяет соответствие условий контракта (договора) аукционной документации в каждой ее части (в извещении, в документации, в проекте контракта).
П.1 ч.1 ст.64 Закона N44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аук-циона, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условия кон-тракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
П.2 ст.42 Закона N44-ФЗ определено, что в извещении об осуществлении за-купки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным за-коном, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте до-ставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или ока-зания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена кон-тракта, источник финансирования.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64, п.2 ст.42 Зако-на N44-ФЗ в связи с тем, что им не прописаны надлежащим образом условия кон-тракта в части срока завершения работ.
В ходе заседания комиссии представители Заказчика пояснили, что несоответствие в части сроков работ вызвано допущенной технической ошибкой при размещении аукционной документации.
В силу п.1 ч.1 ст.64 Закона N44-ФЗдокументация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 указанного Закона предусмотрено, чтоописание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно ч.2 ст.33 закона N44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых ис-пользуется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна со-держать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным доку-ментацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначе-ние) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из указанных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом, Законом N44-ФЗ не допускается требовать от участников закупки указания химического состава веществ товаров, используемых при выполнении работ.
В техническом задании аукционной документации в описании таких материалов как: Доски подоконные ПВХ, Плинтус ПВХ, а также бетон тяжелый, класс В15, камни бортовые БР 100.20.8, БР 100.30.15, раствор готовый кладочный, бетон тяжелый, очес льняной, уайт-спирит Заказчиком установлены требования к химическому составу веществ, из которых состоит материал.
Изложение в документации требований к описанию участниками химического состава веществ, используемых при изготовлении вышеуказанных материалов ограничивает возможность участников закупок представить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
В технической части аукционной документации в требованиях к трубам из по-липропилена, которые будут использоваться при выполнении работ, указывается: "_На трубы должна наноситься маркировка с интервалом не более 1 м, которая со-держит наименование или товарный знак изготовителя (при наличии), условное обозначение изделия без слова "труба", дату изготовления. Требуется соответствие ГОСТ 32415-2013 и указано- "номинальная толщина стенки должна быть не менее 2.3 мм". Из данной формулировки следует, что участники закупки могут предложить товар, на котором указывается или не указывается наименование или товарный знак изготовителя, что не соответствует требованиям п. 5.6.1 ГОСТа 32415-2013.
В аукционной документации установлены значения показателей - номинальный наружный диаметр труб 32мм, 20мм, 40мм; максимальное рабочее давление 2,0 МПа; трубы должны быть серии S 4 (стандартное размерное отношение SDR 9); номинальная толщина стенки должна быть не менее 2,3 мм. Требуется соответствие ГОСТ 32415-2013.
Заказчиком предусмотрены показатели в соответствии с ГОСТ 32415-2013, но при этом в аукционной документации не предусмотрены значения показателей но-минальной толщины стенки для каждого диаметра трубы, что по мнению Комиссии УФАС по КЧР является необъективным описанием объекта закупки, поскольку со-гласно ч. 2 ст. 33 Закона указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из указанного, Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу, что данная формулировка в технической части аукционной документации носит необъективный характер, а именно в описании объекта закупки использованы не стандартные требо-вания и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные не в соответствии с техническими стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, при том, что использование стандартных показателей было возможно, т.к. технические требования к товару установлены на основании ГОСТа 32415-2013.
В техническом задании аукционной документации в пункте "Проволока стальная низкоуглеродистая разного назначения оцинкованная" - "масса проволоки в мотке или на катушке не менее 5 кг" нет ссылки на ГОСТ 3282-74.
В пункте "Смесь песчано-гравийная природная" ошибочно указан недействующему государствующий стандарт ГОСТ 23735-79, который заменен с 01.07.2015г. на ГОСТ 23735-2014.
В информационной карте аукционной документации не прописаны условия об изменении условий контракта в точном соответствии с требованиями ч.5 ст.95 Закона N44-ФЗ.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Заказчиком при формировании технического задания аукционной документации допущено нарушение ч.1 ст.33,п.2 ст.42, п.1 ч.1 ст.64Закона N44-ФЗ.
Указанные нарушения содержат признаки нарушения, предусмотренного ч. 4.2. ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гидрострой 28" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.33, п.2 ст.42, п.1 ч.1 ст.64Закона N44-ФЗ;
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что выдано на основании решения по делу N87от 20.08.2015 г.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу N87 от 20.08.2015 г. соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.П. Аврахова
Члены Комиссии Д.М. Карасова
И.Р. Ахба
Ф.А. Кубанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 20 августа 2015 г. N 91
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2015