Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 24 июля 2015 г. N 74
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - Г.П. Авраховой - зам. руководителя управления -
начальника отдела госзакупок и рекламы;
Членов Комиссии - И.Р. Ахба - специалиста - эксперта;
- Ф.А. Кубановой - специалиста 2 разряда;
в присутствии представителя ОАО "Страховое общество газовой промышленности" в лице Ставропольского филиала (355006, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Голенева, 21) (далее - Заявитель)-Алферовой С.Е. по доверенности,в присутствии представителяМБУЗ "Черкесская городская поликлиника" (369000, КЧР, г. Черкесск, Ленина, 144) (далее -Заказчик)-Карданова З.А.по доверенности (далее - представитель Заказчика),
рассмотрев жалобу Заявителя на действияЗаказчика, содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупокпри проведении открытого аукциона в электронной форме на: "Оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)" (уникальный номер на официальном сайте zakupki.gov.ru N0379300002715000050) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части15 статьи 99Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление ФАС по КЧР 17.07.2015г. в 16.45 мин. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика. Уведомлением УФАС по КЧР рассмотрение дела назначено на 24.07.2015 г. на 14.30 ч. В соответствии с уведомлением Заказчику необходимо было приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены требования ст.ст.6, 8 и ч.5 ст.24 Закона N44-ФЗ.
Заявительтакже указывает, что в соответствии с ч.6 ст.9 Федерального закона от 25.04.20002 г. N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Страховые организации не вправе применять ставки отличные от ставок, установленных Указанием Банка России от 19.09.2014 г. N3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Начальная максимальная цена при проведении аукциона составила - 65 918,31 руб.
При этом в соответствии с техническими характеристиками автомобилей Заказчика и применяемых коэффициентов, в том числе КМБ цена не может быть ниже 63 913, 32 руб.
Однако, победителем аукциона предложена цена в размере 63 583, 73 руб., что не соответствует вышеуказанным требованиям законодательства.
Заявитель просит обязать комиссию Заказчика прекратить нарушение, отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в аукционе и выдать предписание об устранении нарушении законодательства в сфере закупок.
Представитель Заказчика несогласилсяс доводами жалобы, считает их необоснованными,по следующим основаниям.
При выборе способа закупки Заказчик руководствовался ч.1 ст.24 Закона N44-ФЗ, а также с ч.3 ст.59 Закона N44-ФЗ в соответствии с которой Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни,указанные в части 2 статьи 59 Закона N44-ФЗ.Обоснование начальной максимальной цены контракта осуществлялось методом сопоставимых рыночных цен.Представитель Заказчика также пояснил, что государственный контракт заключен в установленный законом срок 22.07.2015 г. в 10 ч. 40 мин.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, доводы участвующих в деле лиц Комиссия Управления ФАС по КЧР установила:
25.06.2015 на официальном сайте zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведенииаукциона в электронной форме на: "Оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)" (уникальный номер на официальном сайте zakupki.gov.ru N0379300002715000050). Начальная максимальная цена составляет 65 918(шестьдесят пять тысяч девятьсот восемнадцать) руб. 18 коп.
Согласно Протоколу подведения итогов от 07.07.2015 г.:
1. Страховым Акционерным Обществом "ВСК" предложена цена в размере - 63583.73 руб.
2. Открытым акционерным обществом "Страховое общество газовой промышленности" предложена цена в размере - 63913.32 руб.
3. Филиалом общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в Ставропольском крае предложена цена в размере - 63913.32 руб.
Согласно ч.1 ст.24 Закона N44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Ч.2 ст. 24 Закона N44-ФЗ установлено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с ч.1 ст.59 Закона N44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч.2 ст. 59 Закона N44-ФЗ, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.59 Закона N44-ФЗ заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе перечни.
Вместе с тем, в ч.4 ст.24 Закона N44-ФЗ указано, что под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Предметом аукциона в электронной форме N0112200000815000550 является оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Согласно п.1 ст.8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно п.2 ст.8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО.
Из п.1 ст.9 Закона об ОСАГО следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО.
В силу п.6 ст.9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Указанием Банка России от 19.09.2014 г. N3384-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Таким образом, исходя из анализа статей 8, 9, 15 Закона об ОСАГО цена не может быть ниже или выше применяемых базовых тарифных ставок и коэффициентов, утвержденных в установленном порядке Банком России, следовательно, участник закупки, добросовестно исполняющий требования Закона об ОСАГО, не вправе предлагать иную цену, в том числе рассчитанную без учета требований Указания Банка России от 19.09.2014 г. N3384-У, стремясь предложить наиболее низкую цену на электронном аукционе.
Размещение заказа на оказание услуг ОСАГО в порядке, предусмотренном статьей 59 Закона о контрактной системе (электронный аукцион), является неправомерным, поскольку исходя из смысла названной нормы, такой способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как электронный аукцион вынуждает участников размещения заказа конкурировать между собой, предлагая наименьшую цену контракта, что невозможно при добросовестном исполнении законодательства об ОСАГО.
Таким образом, выбор заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и списка транспортных средств, предлагаемых заказчиком к страхованию, а, следовательно, предопределенности цены контракта, не учитывает специфики услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств и не соответствует положениям ч.ч.1,4 ст.24 Закона N44-ФЗ. Указанные действия Заказчика содержат признаки нарушения предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ.
При этом следует указать, что согласно аукционной документации (N0379300002715000050) при обосновании начальной максимальной цены контракта осуществлялось методом сопоставимых рыночных цен.
Учитывая изложенное, следует вывод о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контактане соответствует требованиям действующего законодательства по применению страховых тарифов по ОСАГО, количеству и техническим характеристикам транспортных средств, представленных Заказчикомна страхование в рамках данной закупки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона N44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Таким образом Заказчик в нарушение п.1 ч.1 ст.33Закона N44-ФЗ, утвердил документацию об аукционе в электронной форме с недостоверной информацией о начальной (максимальной) цене контракта.
Указанные действия Заказчика содержат признаки нарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Необходимо отметить, протокол подведения итогов размещен на официальном сайте 07.07.2015 г. Жалоба Заявителем подана в УФАС по КЧР 17.07.2015г. в 16 ч. 45 мин. Заказчиком в установленный законом срок заключен контракт 22.07.2015 г. в 10 ч. 40 мин.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.24, п.1 ч.1 ст.33 Закона N44-ФЗ.
3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что контракт заключен.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.П. Аврахова
Члены Комиссии И.Р. Ахба
Ф.А. Кубанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 24 июля 2015 г. N 74
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2015