Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 4 августа 2015 г. N 178
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России, начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, Осиповой А.О. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев в двух заседаниях (3,4 августа 2015 жалобу ООО "Оберон-Техно" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" членами аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ "ЦМТО" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу узлов учета тепловой энергии (реестровый N 0891200000315004513),
в присутствии представителя заявителя - Боборыгина В.Ю (доверенность от 03.08.2015) представителей заказчика: Годовых Л.А. (доверенность от 31.07.2015), Салмановой Е.С. (доверенность от 31.07.2015), представителей уполномоченного органа: Масюкова Д.М. (доверенность от 22.12.2015), Здорова А.В. (доверенность от 28.08.2015), Иващенко Д.О. (доверенность от 12.02.2015),
УСТАНОВИЛА:
28 июля 2015 года поступила жалоба ООО "Оберон-Техно" на неправомерные действия аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок.
Из жалобы следует, что заявитель считает отказ в допуске к участию в аукционе необоснованным и просит признать решение аукционной комиссии неправомерным.
По мнению заявителя, представленная заявка полностью соответствует требованиям аукционной документации. Количество товара, который будет использоваться при выполнении работ, не является функциональными, техническими и качественными характеристиками объекта закупки. Аукционная документация не содержит требования об указании участником закупки количество товара, который будет использоваться.
Представители уполномоченного органа не согласились с доводами заявителя по следующим основаниям.
В пункте 1 аукционной документация содержатся требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в соответствии, с которыми, первая часть заявки должна содержать согласие и конкретнее показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющий фактором при установлении им соответствующих требований. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к показателям, указывая их максимальные и (или) минимальные значения, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, обязанностью аукционной комиссии является проверка соответствия заявок на участие в аукционе формальным требованиям, установленным заказчиком в документации об электронном аукционе.
Отклонением заявки заявителя (N 2) явилось несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требованиям документации об электронном аукционе: в заявке участника не указано количество товара, который будет использоваться при работах, что не соответствует пункту 21 аукционной документации.
Для определения соответствия закупаемого товара, предлагаемого участником закупки, товару требуемому заказчику, в соответствии с требованиями части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в документации установлены максимальные и минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик в техническом задании аукционной документации установил технические характеристики и количество товара, который будет использоваться при выполнении работ (п.21 документации аукциона). Таким образом, в аукционной документации установлено требование к содержанию и составу заявки.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В спецификацию к контракту Заказчик включает те данные, которые указывает участник в составе первой части заявки. При описании характеристики без указания количества товара участник может поставить количество товара не соответствующее требованиям документации аукциона (п.21), так как в своей заявке он не обязался поставить требуемое количество.
Согласие является самостоятельной частью заявки и не исключает необходимости указывать в заявке показатели, в отношении предмета аукциона, предусмотренных аукционной документацией и установленных заказчиком в пункте 21 документации аукциона в соответствии с частью 1 части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика поддержали доводы представителей уполномоченного учреждения.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка размещения указанной закупки. В ходе проверки установлено следующее.
13 июля 2015 года заказчик опубликовал извещение о проведении указанного аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта 1 940 055,70 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 22.07.2015 на участие в аукционе поступило 5 заявок, из которых 4 отклонены. В соответствии с решением каждого члена комиссии заявка заявителя N 2 отклонена от участия в аукционе, так как в заявке не указано количество товара, который будет использоваться при работах, что не соответствует пункту 21 аукционной документации. По аналогичным основаниям отклонена заявка N 4.
Аукцион признан несостоявшимся, победителем признан ИП Айрапетян А.Г.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Таким образом, заказчик устанавливает совокупность свойств характеризующие объект закупки. В данном случае, объектом закупки является выполнение работ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки
указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться устанавливаются заказчиком при описании функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки.
Установлено, что требования к используемым товарам установлены в пункте 21 документации об аукционе, которые включают технические и качественные характеристики используемого товара. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком также указаны иные показатели: количество используемого товара по всем позициям, т.е. количественные характеристики используемого товара.
Кроме того, составной частью аукционной документации является локальный сметный расчет, который содержит количественные характеристики используемого товара.
В силу требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар участник закупки в составе первой части заявки обязан представить согласие на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В то же время, Закон о контрактной системе не регламентирует форму согласия и форму подачи конкретных показателей.
Пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе обязывает заказчика установить в аукционной документации требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к содержанию и составу заявки, а также инструкция по ее заполнению установлена в пункте 1 документации об аукционе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки не содержит конкретных требований, указывающих в соответствии с какими разделами документации об аукционе участникам закупки необходимо заполнить заявку на участие в аукционе, какие именно конкретные показатели необходимо указать в составе заявки.
Таким образом, поскольку инструкция не содержит требований об указании количества поставляемого товара, Комиссия пришла к выводу, что у участника закупки не имелось оснований для указания таких сведений при подаче заявки.
В составе заявки ООО "Оберон-Техно" представило согласие, из которого следует, что оно согласно на выполнение работ по монтажу узлов учета тепловой энергии, на условиях, предусмотренных документацией об аукционе и конкретные технические характеристики используемого товара.
Поскольку, условия о количестве используемого материала установлены в локально сметном расчете и требованиях к используемым материалам, Комиссия пришла к выводу, что представленное ООО "Оберон-Техно" согласие подтверждает его намерение на выполнение работ с использованием товара, в соответствии с заявленным заказчиком количеством.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что заявка ООО "Оберон-Техно" содержит информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, и соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе.
Проанализировав представленные заявки, Комиссия также пришла к выводу, что заявка N 4 содержит информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, и соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия отклонила заявку N2 (ООО "Оберон-Техно") и заявку N 4 по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, что является нарушением части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение содержит признаки административного правонарушения.
Выявленное нарушение повлияло на результаты допуска заявок на участие в аукционе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Оберон-Техно" обоснованной.
2.Признать аукционную комиссию уполномоченного учреждения нарушившей часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3.Выдать предписание ГКУ "Центр материально- технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края", аукционной комиссии:
- об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 22.07.2015 (реестровый N 0891200000315004513);
- о проведении повторного рассмотрения поступивших первых частей заявок с учетом выявленных нарушений в срок до 12.08.2015.
4. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Л.В. Терешина
А.О. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 4 августа 2015 г. N 178
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2015