Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 августа 2015 г. N 497-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу АО "Газпром газораспределение Челябинск" в лице филиала "Газпром газораспределение Челябинск" в г. Кыштыме на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по газоснабжению жилых домов по пер. Проезжий,ул.1 Мая, Октябрьская, Свердлова, Ленина, Коммуны в с. Кузнецкое Аргаяшского района Челябинской области (изв. N 0169300010315000172) в присутствии:
- представителя Администрации Аргаяшского муниципального района (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности от 05.08.2015 N 3297;
- представителей Администрации Кузнецкого сельского поселения (далее - заказчик), действующих на основании приказа от 15.03.2010 N 14, приказа от 08.04.2009 N 19;
в отсутствие представителя АО "Газпром газораспределение Челябинск" в лице филиала "Газпром газораспределение Челябинск" в г. Кыштыме (далее - заявитель),
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 31.07.2015 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по газоснабжению жилых домов по пер. Проезжий,ул.1 Мая, Октябрьская, Свердлова, Ленина, Коммуны в с. Кузнецкое Аргаяшского района Челябинской области (изв. N 0169300010315000172) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 09.07.2015 уполномоченный орган объявил о проведении аукциона путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0169300010315000172 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 22 364 798, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 27.07.2015 09:00.
На момент рассмотрения жалобы контракт на выполнение работ по газоснабжению жилых домов по пер. Проезжий,ул.1 Мая, Октябрьская, Свердлова, Ленина, Коммуны в с. Кузнецкое Аргаяшского района Челябинской области не заключен.
Согласно доводам жалобы в извещении об осуществлении закупки некорректно указана информация относительно времени окончания принятия заявок, а именно: не уточняется по какому времени местному или московскому завершается прием заявок.
Кроме того, заявка, поданная заявителем на участие в аукционе, 27.07.2015 в 06:59 по московскому времени не была принята.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
Законодательством о контрактной системе предусмотрена обязанность указания как в извещении, так в документации о закупке, информации относительно даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. При этом не уточняется по какому времени местному или московскому необходимо указать данную информацию. Аналогичная ситуация обстоит и с функционалом официального сайта www.zakupki.gov.ru. Однако согласно пункту 9.17 Регламента организации и проведения открытых аукционов в электронной форме для размещения заказов на поставку товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного генеральным директором ООО "Индексное агентство РТС", в форме извещения о проведении электронного аукциона время окончания подачи заявок отображается по местному времени организатора торгов. При этом автоматизированная система оператора автоматически указывает смещение местного времени относительно московского времени.
Заслушав пояснения заказчика, уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должны содержаться срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Во исполнение указанных требований законодательства о контрактной системе заказчиком при формировании аукционной документации определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 27.07.2015 09:00 (пункт 3 Информационной карты аукциона).
Кроме того, уполномоченным органом при формировании извещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru также указаны дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 27.07.2015 09:00.
Согласно пояснениям представителя уполномоченного органа при заполнении формы извещения на электронной площадке ООО "РТС-тендер" дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе указаны аналогичным образом. При этом формировании извещения уполномоченный орган руководствовался пунктом 9.17 Регламента организации и проведения открытых аукционов в электронной форме для размещения заказов на поставку товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного генеральным директором ООО "Индексное агентство РТС", согласно которому в форме извещения о проведении электронного аукциона время окончания подачи заявок отображается по местному времени организатора торгов. При этом автоматизированная система оператора автоматически указывает смещение местного времени относительно московского времени.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствия в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе.
Следует отметить, что доводы жалобы относительно непринятия заявки заявителя, направленной 27.07.2015 в 06:59, не могут быть рассмотрены в рамках заседания Комиссии Челябинского УФАС России, поскольку заявки на участие в аукционе подаются посредством электронной площадки.
С учетом подпункта 1.4. пункта 1 Приказа ФАС России от 11.02.2014 N 83/14 "О координации деятельности центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалоба для рассмотрения и принятия решения по существу подлежит направлению в ФАС России.
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупке и извещения о закупке, в ходе которой установлено следующее:
1. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0169300010315000172 от 09.07.2015 и в пункте 12.1 части 2 Информационной карты установление требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 по видам работ:
- 19.Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных;
- 19.1. Укладка газопроводов с рабочим давлением до 0,005 МПа включительно;
- 19.2. Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,005 МПа до 0,3 Мпа включительно;
- 19.3.Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,005 МПа до 0,3МПа включительно;
- 19.5. Монтаж и демонтаж газорегуляторных пунктов и установок;
- 19.7. Ввод газопровода в здания и сооружения;
- 19.9.Врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих водопроводов;
- 19.10. Очистка полости и испытание газопроводов.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В указанный перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определенный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства" включен пункт 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
На основании изложенного следует, что заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещение, аукционной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Кроме того, заказчиком не установлен конкретный вид допуска к работам согласно объекту закупки, а именно: 33.6 Объекты газоснабжения.
2. В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В настоящее время такие дополнительные требования установлены постановлением Правительства N 99.
Так, в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливается требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом в сноске к Приложению N 1 Постановления Правительства N 99 указано следующее.
"<*>Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Как следует из извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0169300010315000172 от 09.07.2015 наименованием объекта закупки является выполнение работ по газоснабжению жилых домов. При этом данные виды работ по ОКПД относятся к коду 45.21.42.112. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 22 364 798, 00 рублей.
С учетом изложенного, заказчиком в нарушение частей 2, 4 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки и в аукционной документации не установлены дополнительное требование к участникам закупки, а также требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки пункту 2 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99.
3. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 8.5 проекта контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, исполнитель выплачивает заказчику штраф в размере 10% цены контракта и составляет ______________.
Следовательно, в пункте 8.5 проекта контракта заказчиком установлен размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не в соответствии частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. В силу части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Согласно пункту 9.1 проекта контракта стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное невыполнение обязательств по контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), а именно: пожара, наводнения, землетрясения, войны, военных действий, блокады, эмбарго, общих забастовок, запрещающих (либо ограничивающих) актов властей, и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего контракта.
Между тем, условие относительно того, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло по вине другой стороны, в противоречие части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе не нашло своего отражения в проекте контракта.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы АО "Газпром газораспределение Челябинск" в лице филиала "Газпром газораспределение Челябинск" в г. Кыштыме на действия заказчика, уполномоченного органа необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 2, 4 статьи 31, части 8 статьи 34, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Направить решение, принятое по делу N 497-ж/2015, в ФАС России.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 августа 2015 г. N 497-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2015