Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 августа 2015 г. N 513
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А.
Субботиной А.С. |
-
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО "Уралспецсервис" на действия заказчика при проведении электронных аукционов на строительство объекта "Газоснабжение жилых домов по улице Ленина в с. Кунашак Челябинской области" (изв. N 0369300187815000026), на строительство объекта "Газоснабжение жилых домов по ул. Коммунистической в с. Кунашак Челябинской области" (изв. N 0369300187815000028), на строительство объекта "Газоснабжение жилых домов по ул. Пионерской в с. Кунашак Челябинской области" (изв. N 0369300187815000027) (далее - аукционы), в присутствии:
- представителей Управления по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению Администрации Кунашакского муниципального района (далее - заказчик), действующих на основании доверенности N 12 от 15.11.2014, распоряжения N 39 от 25.08.2014,
в отсутствие представителя ООО "Уралспецсервис" (далее - заявитель), уведомленного о месте, дате и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступили жалобы ООО "Уралспецсервис" (вх. N 11880, N 11879, N 11878 от 05.08.2015) на действия заказчика при проведении электронных аукционов на строительство объекта "Газоснабжение жилых домов по улице Ленина в с. Кунашак Челябинской области" (изв. N 0369300187815000026), на строительство объекта "Газоснабжение жилых домов по ул. Коммунистической в с. Кунашак Челябинской области" (изв. N 0369300187815000028), на строительство объекта "Газоснабжение жилых домов по ул. Пионерской в с. Кунашак Челябинской области" (изв. N 0369300187815000027).
Извещение N 0369300187815000026 опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 28.07.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 430 250,00 рублей.
Извещение N 0369300187815000028 опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29.07.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 214 430,00 рублей.
Извещение N 0369300187815000027 опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 28.07.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 582 920,00 рублей.
По состоянию на 11.08.2015 года контракты по предметам рассматриваемых закупок не заключены.
Доводы жалоб ООО "Уралспецсервис" аналогичны по рассматриваемым аукционам заключаются в следующем.
При составлении документаций об аукционах заказчик не учел требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в части включения в проекты контрактов обязательного условия о сроках оплаты работ, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненных работ в части соответствия их объема требованиям, установленным контрактами, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно пункту 4.5 проектов контрактов оплата производится в течение 30 дней после подписания сторонами акта технической готовности. Вместе с тем, не указано, в каких днях ведется отсчет - рабочих, банковских, или календарных.
Кроме того, в жалобах содержатся дополнительные доводы о том, что строительство газопровода, являющегося объектом по рассматриваемым закупкам, осуществлено частично за счет средств населения. При этом заявитель ставит вопросы о возврате населению указанных денежных средств, а также об экономном и целесообразном расходовании бюджетных средств заказчиком.
Доводы заказчика относительно жалоб ООО "Уралспецсервис" заключаются в следующем.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) срок определяется днями. При этом отсутствует указание на рабочие или банковские дни, что подразумевает исчисление в календарных днях.
Согласно Постановлению Правительства Челябинской области N 365-П от 16.07.2015 Кунашакскому муниципальному району выделены денежные средства в размере 14 000 000 рублей на строительство газопроводов и газовых сетей.
Данные денежные средства распределены в том числе на объекты рассматриваемых закупок. При подготовке документаций о закупках и обосновании начальных (максимальных) цен контрактов учтены все выполненные работы, возврат денежных средств населению будет решаться Администрацией Кунашакского муниципального района с каждым жителем в индивидуальном порядке на законных основаниях.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. При этом законодатель не указывает, о каких днях идет речь - календарных или рабочих. Из анализа статей 190, 192 ГК РФ следует, что законодатель связывает сроки именно с календарными периодами.
Кроме того, в статье 193 ГК РФ прямо говорится о том, что последний день срока может приходиться на нерабочий день, из чего следует, что нерабочие дни (календарные) учитываются при исчислении сроков. Данный вывод подтверждается и тем, что случаи исчисления сроков в рабочих днях оговариваются законодателем отдельно (например, в статьях 60, 884 ГК РФ).
Таким образом, по мнению Комиссии, в пункте 4.5 проектов контрактов заказчиком указаны сроки в календарных днях, что не является препятствием для понимания указанного срока участниками закупок и его исчисления.
2. Согласно части 3 статьи 98 Закона о контрактной системе, для достижения целей, указанных в части 2 данной статьи Закона о контрактной системе, органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области не является федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок и одним из органов, перечисленных в части 1 статьи 98 Закона о контрактной системе, а следовательно, не производит мониторинг и аудит в сфере закупок и не уполномочено давать оценку степени достижения целей осуществления закупок и производить экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия, с учетом исследования обстоятельств и доказательств по делу в совокупности и взаимосвязи, приходит к следующим выводам.
3. Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом и устанавливает, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 7.10 проектов контрактов заказчик установил пеню для подрядчика в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
4. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта, установленный в Законе о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8.1 проектов контрактов, контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения обязательств.
Таким образом, из сведений, содержащихся в проекте контракта, документации о закупке, извещении о закупке невозможно сделать вывод о требованиях заказчика к минимальному сроку действия обеспечения исполнения контракта, что не соответствует требованиям пункта 8 статьи 42, пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной сторонами, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы "Уралспецсервис" на действия заказчика при проведении электронных аукционов на строительство объекта "Газоснабжение жилых домов по улице Ленина в с. Кунашак Челябинской области" (изв. N 0369300187815000026), на строительство объекта "Газоснабжение жилых домов по ул. Коммунистической в с. Кунашак Челябинской области" (изв. N 0369300187815000028), на строительство объекта "Газоснабжение жилых домов по ул. Пионерской в с. Кунашак Челябинской области" (изв. N 0369300187815000027) необоснованными.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 7 статьи 34, пункта 8 статьи 42, пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии В.А. Ливончик
А.С. Субботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 августа 2015 г. N 513
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2015