Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 июля 2015 г. N 426-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "СИБАЙГАЗСПЕЦСТРОЙ", в присутствии:
- представителя Администрации Приморского сельского поселения, действующего на основании доверенности N 13 от 15.07.2015;
- представителя Администрация Приморского сельского поселения, действующего на основании Распоряжения N 2 от 22.03.2010;
- члена аукционной комиссии, личность удостоверена на основании паспорта;
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "СИБАЙГАЗСПЕЦСТРОЙ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на газоснабжение жилых домов в поселке Приморский Агаповского района Челябинской области (извещение N 0169300028215000071) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 16.06.2015 Управление по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступила Администрация Приморского сельского поселения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 901 100, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 02.07.2015 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СИБАЙГАЗСПЕЦСТРОЙ" контракт не заключен.
В жалобе ООО "СИБАЙГАЗСПЕЦСТРОЙ" указано, что заявка общества неправомерно подлежала отклонению, так как заявка содержит конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Кроме того, в составе заявки представлено свидетельство СРО с допуском к работам по организации строительства по объектам газоснабжения, что свидетельствует о правомочности заявителя выполнять работы, указанные в документации об аукционе.
Представители заказчика пояснили, что в составе первой части заявки отсутствуют сведения о всех материалах, которые будут использоваться при выполнении работ, в том числе в отношении напорных и стальных труб различных марок и диаметров, информация о которых указана в пояснениях по жалобе, что послужило основанием отклонения данной заявки.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направляет заказчику обе части этой заявки, а также документы подавшего ее участника такого аукциона, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 настоящего Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 03.07.2015 (далее - протокол) единственная поданная заявка ООО "СИБАЙГАЗСПЕЦСТРОЙ" (порядковый номер заявки N 1) подлежала отклонению ввиду несоответствия заявки требованиям, установленным документацией о закупке, в части непредоставления конкретных показателей товара, а также ввиду непредставления во второй части заявки свидетельства СРО на отдельные виды работ, указанные в документации об аукционе.
В пункте 15 информационной карты документации об аукционе указаны требования к составу первой части заявки о предоставлении согласия на выполнение работ на условиях документации, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным приложением к техническому заданию и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара. (характеристики применяемых товаров и материалов указаны в техническом задании).
В приложении к техническому заданию содержится таблица с материалами с указанием их технических характеристик, в отношении которых участник закупки должен предоставить конкретные показатели.
В первой части заявки заявителя не содержатся в полном объеме сведения о конкретных показателях материалов, указанных в таблице, а именно: труб напорных из полиэтилена для подземных газопроводов (ГОСТ Р 50838-95) труба типа SDR 11 ПЭ 80 рабочим давлением 0,64 МПа, ПЭ 100 рабочим давлением 0,8 МПА, диаметром , мм: 40х3,7, а также напорных труб с диметрами: 75х6,8 (технического назначения); 90х8,2; 110х10,0; 110х6,3; 160х14,6; 160х9,1; 180х10,2; 32 мм; труб стальных; компрессоров, материалов рулонных, бобышек, фланцев, что не соответствует пункту 15 информационной карты документации об аукционе.
В составе второй части заявки участника закупки представлено свидетельство саморегулируемой организации N 0277.03-2010-0267009325-С-025 от 18.12.2012 в котором отсутствуют допуски к работам по пунктам 3.5, 24 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень), установленные в пунктах 15,18 информационной карты документации об аукционе.
На основании изложенного, решение аукционной комиссии о несоответствии данного участника и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и документации об аукционе на основании пункта 3 части 1 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, является правомерным.
Вместе с тем, в нарушение подпункта а пункта 3 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе в протоколе отсутствует фактическое обоснование отклонения первой части заявки участника закупки, а именно: информация о положениях заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе, а также положения Закона о контрактной системе, которым не соответствует единственная заявка на участие в таком аукционе.
2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Таким образом, неопределенность сведений о потребности заказчика в работах, являющихся предметом закупки, может привести к тому, что контракт, по которому не определен его предмет, являющийся существенным условием договора подряда, в соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) может быть признан незаключенным.
Предметом закупки является выполнение работ по газоснабжению жилых домов в поселке Приморский Агаповского района Челябинской области в соответствии с утвержденной проектной документацией, как указано в пункте 1.1, 6.1.1 проекта контракта.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением архитектурно-строительного проектирования определяется на основании статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление).
Согласно пункту 3 раздела 1 Постановления проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
При этом, текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Таким образом, для определения объемов работ, а также в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, проектная документация должна быть размещена в полном объеме.
Вместе с тем, из ответа заказчика на запрос о разъяснении документации об аукционе (от 30.06.2015) следует, что участники закупки могут ознакомиться с проектной документацией по месту нахождения заказчика - Агаповский район, п. Приморский, ул. Клубная, 8.
На заседании Комиссии заказчик также пояснил, что проектная документация размещена на официальном сайте частично ввиду того, что она разработана на бумажном носителе и отсутствует у заказчика в электронном виде.
Таким образом, отсутствие проектной документации в объеме, необходимом для строительства объекта капитального строительства, в составе документации о закупке не позволяет сделать вывод об объеме работ, подлежащих выполнению, а также о порядке осуществления строительства объекта капитального строительства, что свидетельствует о неопределенности потребности заказчика и, как следствие, о несогласованности предмета контракта в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье 31 Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
В извещении о закупке отсутствуют конкретные требования о соответствии участника такого аукциона пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника указанному требованию в нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки не указаны требования о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Таким образом, условием допуска к участию в торгах в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Предметом закупки являются работы по строительству объекта: газоснабжение жилых домов, что свидетельствует о том, что работы относятся в работам строительным и входят в состав работ по пункту 33.6 Перечня - "объекты газоснабжения".
В пунктах 15,18 информационной карты документации об аукционе установлено требование к участника закупки, а также требование к составу второй части заявки о допуске к отдельным видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, для которых требуется свидетельство саморегулируемой организации в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года (пункты 3.1, 3.5, 19, 24 Перечня).
Таким образом, указание в документации об аукционе на обязанность участника закупки предоставлять в составе второй части заявки свидетельства о допуске к отдельным видам работ в качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки единым требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не соответствует части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и является нарушением пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, заказчик в документации о закупке наряду со сроком и порядком предоставления обеспечения исполнения контракта должен указать требования к самому обеспечению, в том числе о сроке действия обеспечения исполнения контракта.
В пункте 4.1 проекта контракта указано на то, что контракт действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему контракту или расторжения контракта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Таким образом, отсутствие в проекте контракта конкретной даты, обуславливающей срок действия контракта, является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет определить срок действия банковской гарантии, превышающий на один месяц срок действия контракта.
5. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не указан срок осуществления заказчиком приемки выполненных работ, что свидетельствует о неопределенности срока оформления результатов приемки и порядка оплаты работ, являющихся предметом контракта, обусловленных предоставлением отчетных документов (КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ", КС-2 "Акт о приемке выполненных работ").
6. В нарушение частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 7.2 проекта контракта предусмотрены меры ответственности заказчика и подрядчика в виде фиксированного штрафа в размере 2% и 5%, сумма которого не соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Так, в соответствии с пунктом 4,5 Правил размер штрафа в отношении поставщика и заказчика равен 10 % и 2,5% от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
В рассматриваемом случае начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 901 100, 00 рублей, что создает вероятность предложения участником закупки цены контракта по итогам аукциона менее указанной суммы (3 млн. рублей).
Таким образом, на момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика в случае, если участники закупки предложат цену контракта в том числе менее 3 млн. рублей.
7. Как следует из части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, порядок расчета пени определен по формуле, установленной Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление), фактически позволяющей рассчитать размер пени в зависимости от цены контракта и стоимости фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, которые в свою очередь не могут быть определены на стадии формирования документации о закупке, что свидетельствует о неправомерности указания фиксированного размера пени в проекте контракта.
Вместе с тем, в нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не указан размер пени в отношении поставщика в нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "СИБАЙГАЗСПЕЦСТРОЙ"" на действия аукционной комиссии необоснованными.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 4 статьи 64, частей 5,7,8,13 статьи 34, части 3 статьи 96, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63. пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях аукционной комиссии нарушения подпункта а пункта 3 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.С. Субботина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 июля 2015 г. N 426-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2015