Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 августа 2015 г. N 526,529-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО ПНФ "АВЭК" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку Модульной линии для люминесцентного контроля для нужд акционерного общества Специальное конструкторское бюро Турбина г. Челябинск (изв. N0469000000915000020) в присутствии:
- представителя Акционерного общества "Специальное конструкторское бюро "Турбина", действующего на основании доверенности N 24 от 27.04.2015;
- представителей ООО ПНФ "АВЭК", действующих на основании доверенностей от 17.08.2015 года,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступили жалобы ООО ПНФ "АВЭК" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку Модульной линии для люминесцентного контроля для нужд акционерного общества Специальное конструкторское бюро Турбина г. Челябинск (изв. N 0469000000915000020) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Акционерное общество "Специальное конструкторское бюро "Турбина" (далее - заказчик) объявило о проведении электронного аукциона на поставку Модульной линии для люминесцентного контроля для нужд акционерного общества Специальное конструкторское бюро Турбина г. Челябинск путем опубликования 21.07.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0469000000915000020 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 21 970 000 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 07.08.2015 в 06 часов 00 минут.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 23.07.2015 года на участие в закупке поступило 5 заявок. Все заявки признаны соответствующими требованиям документации о закупке, а участники допущены до дальнейшего участия в аукционе.
Согласно протоколу N 15-Р заседания аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 07.08.2015 на участие в закупке поступило 2 заявки, обе заявки признаны соответствующими требованиям документации о закупке.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 14.08.205 снижение цены контракта по итогам проведения аукциона составило 1% от установленной заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.
На дату рассмотрения жалоб контракт по итогам проведения закупки не заключен.
Согласно доводам, изложенным жалобах, заявитель считает, что заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе не даны разъяснения документации о закупке на полученный запрос.
Кроме того, ООО ПНФ "АВЭК" обжалованы положения документации о закупке. Так, по мнению заявителя эскиз "ЦЗЛ Участок люмконтроля в осях I..II/А..Б", официально приложенный к документации о закупке содержит противоречия с техническим заданием, а именно: в части внутренних габаритов баков модулей, а также габаритов модулей сушки и количества модулей сушки.
Также заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 2 технического задания время автономной работы при отключении подачи воды в линию должно быть не менее 8 часов. В характеристиках станции очистки воды указано, что ее производительность 160 л/час. Согласно пункту 4.12.3 технического задания система очистки воды должна иметь запас чистой воды в объеме не менее 300 литров. Поскольку при полной загрузке требуется 160 литров воды в час, то 300 литров не хватит на 8 часов работы.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и пояснил следующее.
Все функциональные, качественные и технические характеристики, с использованием при составлении описания объекта закупки стандартных показателей содержатся в разделе 3 документации о закупке - техническом задании.
Эскиз, размещенный в составе документации о закупке необходим для определения принципа размещения модулей линии контроля, определения размеров участка контроля, желаемых местах размещения дополнительных аксессуаров, точек подключения. Относительно установленного требования к объему бака чистой воды, производительности по очистке воды, а также времени автономной работы заказчик указал, что при производительности очистки воды 160 л/час и запасом пополнения воды еще 140 л, система может работать в рабочем режиме в течение 8 часов (одна рабочая смена), что было рассчитано из среднего расхода воды всей линии, с учетом на разбрызгивание и испарение.
Жалобу на бездействия заказчика в части дачи разъяснений положений документации о закупке представитель заказчика считает необоснованной, поскольку направленный участником запрос подан позже срока установленного законодательством о контрактной системе и не через функционал официального сайта.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, законодательством о контрактной системе регламентирован порядок и срок размещения на официальном сайте разъяснений положений документации о закупке на поступивший от участника запрос.
Как следует из пояснений представителя ООО ПНФ "АВЭК", обществом 04.08.2015 на электронный адрес gerasimov@skb-turbina.com направлен запрос о предоставлении разъяснений документации о закупке.
Вместе с тем, законодательство о контрактной системе устанавливает возможность направления запроса о предоставлении разъяснений документации о закупке только по средствам функционала официального сайта www.zakupki.gov.ru, который функционирует до ввода в эксплуатацию информационной системы.
Кроме того, временем окончания срока подачи заявок на участие в закупке определено 07.08.2015. Таким образом, участником направлен запрос о предоставлении разъяснений положений документации о закупке фактически за два дня до окончания срока подачи заявок, что свидетельствует об отсутствии у заказчика обязанности по даче разъяснений положений документации об электронном аукционе по предмету поступившего запроса.
Таким образом, довод заявителя относительно нарушения в действиях заказчика по предоставлению разъяснений положений документации о закупке не обоснован, поскольку не подтвержден материалами дела.
2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В пункте III документации о закупке содержится техническое задание. Данное техническое задание указывает на технические характеристики необходимого к поставке оборудования. Кроме того, отдельным файлом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещен эскиз. Данный эскиз содержит графическое изображение участка, в котором необходимо монтировать оборудование, а также само оборудование с указанием размеров отдельных элементов.
При этом размеры для отдельных элементов оборудования, определенные в техническом задании, не соответствуют размерам, указанным в данном эскизе. Так, например, согласно техническому заданию внутренние габариты модуля погружения в пенетрант должны быть в пределах 601_.630Ч601_630Ч601_630 мм, тогда как эскиз определяет данные размеры в пределах 600Ч600Ч600Ч900 мм.
Аналогичная ситуация обстоит и с модулем сушки. Техническое задание указывает, что размеры данного модуля должны быть в пределах 1201_1250Ч601_630Ч1201_1250 и располагать внутри 2 корзины. При этом общими требованиями к характеристикам линии для всех модулей контроля установлено требование к габаритам корзины 600Ч600. Эскиз в свою очередь указывает на две отдельные станции сушки размерами 600Ч600Ч600Ч900 мм.
Таким образом, из проанализированных документов следует, что установленные в техническом задании размеры и требования не соответствует данным сведениям, указанным в эскизе.
При этом из документации о закупке не следует, что размеры и требования, указанные в эскизе не являются обязательными. На заседание Комиссии представитель заказчика указал, что эскиз необходим в целях определения размеров, расположения помещения, в котором требуется установить/монтировать оборудование, а также определения примерного расположения модулей.
Вместе с тем, эскиз, помимо размеров помещения, содержит конкретные размеры элементов оборудования, а также место их расположения. При этом в случае изготовления оборудования по размерам, указанным в техническом задании, модульную линию невозможно установить в последовательности, которая определена эскизом.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком нарушены пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку документация о закупке содержит неоднозначные требования к необходимому к поставке оборудованию.
Также заявитель указывает, на невозможность одновременного соблюдения требования к 8-ми часовой автономной работе оборудования при отключении подачи воды в линию, а также наличия производительности 160 л/час, при условии запаса чистой воды 300 литров.
Вместе с тем, данный довод заявителем не подтвержден документально. В свою очередь согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Кроме того, заказчиком установлено минимальное требование к запасу чистой воды. Следовательно, к поставке может быть предложено оборудование с большим запасом воды.
Таким образом, довод жалобы о наличии противоречий между установленными заказчиком требованиями к объему бака чистой воды, производительности по очистке воды, а также времени автономной работы необоснован, так как не доказан заявителем.
3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пункт 22 информационной карты поименован как порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Вместе с тем, данное положение документации о закупке не содержит указанных сведений, а фактически дублирует часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе и устанавливает порядок внесения изменений в документацию о закупке.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке содержит требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Вместе с тем, установленные заказчиком требования к составу первой части заявки (пункт 20 информационной карты) предусматривают указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя, тогда как Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" исключено требование о предоставлении данных сведений.
Кроме того, подпункты 1, 2 инструкции по заполнению заявки (пункт 21 информационной карты) не соответствуют объекту закупки и требованиям к составу первой части заявки, поскольку разъясняют порядок оформления первой части заявки в случае наличия в документации о закупке указания на товарный знак. При этом в документации о закупке такого указания не содержится.
Также в пункте 20 информационной карты предусмотрено требование о предоставлении в составе заявки декларации о соответствии участника требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, тогда как пункт 6 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе утратил силу с 1 января 2014 года, а пункт 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не относится к предмету размещаемой закупки.
Кроме того, подпункт 13.6 пункта 13 информационной карты устанавливает требование к документам, подтверждающим соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, согласно извещению об осуществлении закупки, документации о закупке такие условия, запреты и ограничения в рассматриваемой закупке не установлены.
5. В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Таким образом, законодательство о контрактной системе предусматривает два вида обеспечения исполнения контракта: в форме банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.
Вместе с тем, заказчиком в пункте 2.4.2. проекта контракта предусмотрено обеспечение исполнения контракта в виде предоставления залога, что не соответствует части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
5. Исходя из требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления поставщиком при поставке документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе и проекте контракта исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно пункту 6.4. проекта контракта оборудование не должно иметь каких-либо ограничений (залог, запрет, арест, и т.п.) к свободному обращению на территории Российской Федерации, иметь в установленных законодательством случаях сертификаты соответствия или иные документы, соответствовать стандартам безопасности и сертификации в РФ.
Однако из условий проекта контракта, невозможно определить каким именно требованиям (стандартам) должен соответствовать товар.
В свою очередь пунктом 3.4. проекта контракта предусмотрено, что вместе с поставкой оборудования поставщик обязать передать заказчику сертификаты соответствия на оборудование, руководство по эксплуатации в бумажном и электронном виде. Невыполнение данного условия приведет к наложению штрафных санкций на поставщика за неисполнение условий контракта.
Таким образом, из документации о закупке невозможно определить исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить заказчику при поставке товара.
Кроме того, согласно пункту 2.5.2 проекта контракта платеж в размере 30 % от цены контракта заказчик производит в течение 10 банковских дней с даты подписания сторонами акта приемки оборудования на заводе изготовителем. При этом все расходы, связанные с командировкой специалистов заказчика для приемки оборудования на заводе-изготовителе несет поставщик в том числе по перелету, проживанию, организации питания представителей заказчика в количестве 3 человек. Вместе с тем, данный проект контракта указывает, что заказчик вправе не присутствовать при приемке оборудования на заводе-изготовителе.
Таким образом, из условий проекта контракта следует, что заказчик самостоятельно определяет необходимость присутствия его представителей при приемки оборудования на заводе-изготовителе. Вместе с тем, отсутствие данной информации не позволяет сделать вывод об условиях поставки товара, а, следовательно, сформировать ценовое предложение на аукционе. Кроме того, согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта стоимость указанной поездки в начальную (максимальную) цену контракта не включена.
Таким образом, проект контракта не соответствует пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. Согласно части 4 стати 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Постановление Правительства).
Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Согласно пункту 6 указанного Постановления Правительства пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
Вместе с тем, заказчик в нарушение указанных положений в пунктах 5.14, 5.16 проекта контракта предусмотрел дополнительную ответственность для поставщика в виде уплаты штрафной неустойки.
Таким образом, проект контракта не соответствует частям 4, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО ПНФ "АВЭК" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку Модульной линии для люминесцентного контроля для нужд акционерного общества Специальное конструкторское бюро Турбина г. Челябинск (изв. N0469000000915000020) обоснованными в части наличия противоречий между техническим заданием и эскизом, размещенным в составе документации о закупке.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 33, пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64, пункта 1 части 3, пунктов 2, 6 части 5 статьи 66, части 3 статьи 96, частей 4, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии Д.А. Воронкова
А.С. Субботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 августа 2015 г. N 526,529-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2015