Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 июля 2015 г. N 444-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
|
Ливончик В.А.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "от А до Я" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по благоустройству и озеленению территории детского сада на 55 мест, расположенному по адресу: Челябинская область, Карталинский район, п. Новокаолиновый (извещение N 0169300012315000704) в присутствии:
- представителя Муниципального дошкольного образовательного учреждения: детский сад п. Новокаолиновый (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 16.07.2015;
- представителя Администрации Карталинского муниципального района (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности от 12.01.2015 N 04,
в отсутствие:
представителей ООО "от А до Я", ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 13.07.2015 поступила жалоба ООО "от А до Я" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по благоустройству и озеленению территории детского сада на 55 мест, расположенному по адресу: Челябинская область, Карталинский район, п. Новокаолиновый (извещение N 0169300012315000704) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам Администрация Карталинского муниципального района, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение: детский сад п. Новокаолиновый 06.07.2015 объявили о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Изменения извещения о проведении электронного аукциона опубликованы заказчиком 07.07.2015, 10.07.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 497 326 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 18.07.2015 в 17:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы заявителя в аукционной документации отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации.
Как считает ООО "от А до Я", заказчиком в документации установлены неоднозначные требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, что не позволяет участнику указать информацию, соответствующую положениям документации.
В жалобе Общество отмечает, что проект контракта содержит противоречивые условия оплаты выполненных подрядчиком работ.
Кроме того, в проекте контракта не установлен размер суммы обеспечения исполнения контракта.
В контракте в качестве стороны указан поставщик, в то время как заказчиком предусмотрено заключение контракта на выполнение работ по благоустройству и озеленению территории.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил письменные пояснения и на Комиссии указал следующее.
Заказчиком 07.07.2015, 10.07.2015 вносились изменения в извещение о проведении электронного аукциона, документацию об аукционе. В соответствии с действующей редакцией порядок и сроки предоставления разъяснений положений аукционной документации указаны в пункте 34 Информационной карты аукционной документации.
В соответствии с изменениями, внесенными в аукционную документацию, из Информационной карты исключены пункты 4, 5, 7, предусматривающие обязанность участника в заявке предоставлять документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества, документы, подтверждающие соответствие товара, работы, услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге, документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы, услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В пункте 7.2. проекта контракта определен размер обеспечения исполнения контракта.
При формировании аукционной документации специалистом в разделах 7, 8 проекта контракта допущена техническая ошибка, в соответствии с которой вместо слова "подрядчик" указано слово "поставщик". Однако данная ошибка не влияет на условия исполнения обязательств по контракту.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99,106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Как считает заявитель, в аукционной документации заказчика указанная информация отсутствует.
Представителями заказчика пояснено, что 07.07.2015, 10.07.2015 в извещение о проведении аукциона, документацию об электронном аукционе вносились изменения. В соответствии с новой редакцией сведения о порядке и сроках предоставления разъяснений положений аукционной документации указаны в пункте 34 Информационной карты.
В пункте 34 представленной на рассмотрение Комиссии аукционной документации с изменениями указано следующее.
Дата начала предоставления разъяснений положений документации об аукционе: 10 июля 2015 года.
Дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе: 15 июля 2015 года.
Также пункт 34 Информационной карты с изменениями содержит информацию о порядке направления участником запроса о даче разъяснений положений документации, порядке предоставления заказчиком разъяснений на поступивший от участника запрос.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии в документации информации о порядке и сроках предоставления разъяснений положений аукционной документации не находит своего подтверждения.
1.2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По мнению заявителя, в аукционной документации содержатся неоднозначные требования к содержанию и составу заявки.
Согласно материалам дела требования к содержанию и составу заявки указаны в пунктах 17, 18 Информационной карты с изменениями.
В пункте 17 Информационной карты аукционной документации указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника на выполнение работ, соответствующих требованиям документации об электронном аукционе, на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
При заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется материал: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Заказчиком осуществляется закупка работ с использованием товаров. Отсутствие конкретизации требований к содержанию заявки исходя из норм закона может ввести участников в заблуждение и стать причиной необоснованного допуска либо отказа в допуске к участию в аукционе.
Более того, инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе не установлено, в каком именно разделе документации об аукционе содержатся значения показателей, которые следует указать участникам закупки в своих заявках на участие в электронном аукционе, в связи с чем, не представляется возможным заполнить заявку, соответствующую требованиям Заказчика.
Вместе с тем, в документации содержатся требования к материалам, используемым при выполнении работ. Так, например, в данных требованиях указано: щебень фракции 40-70 мм ГОСТ 8267-93, плитка тротуарная, рябина привитая, семена газонных трав и т. д.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Однако исходя из указанной в аукционной документации информации, не представляется возможным определить неизменяемые, максимальные и (или) минимальные значения показателей материалов, а также показатели, которые необходимо конкретизировать участнику в заявке на участие в аукционе. Указанное обстоятельство не позволит участнику надлежащим образом оформить и подать заявку, что может привести к необоснованному допуску либо отказу в допуске к участию в аукционе.
В пункте 18 Информационной карты с изменениями заказчиком установлено требование о предоставлении участниками в заявке документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки; копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге.
Однако заказчиком не конкретизировано, какие именно документы должны быть представлены участником в составе заявки, что может стать причиной необоснованного допуска либо отказа в допуске к участию в аукционе.
Таким образом, указав в аукционной документации ненадлежащую информацию о требованиях к содержанию и составу заявки, об объекте закупки, заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
1.3. В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 32 Информационной карты с изменениями содержатся требования к участникам закупки. Так, заказчиком установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Однако заказчиком не конкретизировано, каким именно требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки, должен соответствовать участник. Указанное обстоятельство препятствует надлежащему оформлению заявок участниками и свидетельствует о нарушении части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
1.4. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
В пункте 28 Информационной карты с изменениями заказчиком установлен размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления.
Однако 7.2. проекта контракта отсутствует информация о размере обеспечения исполнения контракта, что не соответствует пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно материалам дела заказчиком осуществляется закупка на выполнение работ с использованием материалов. В разделе 2 аукционной документации установлен перечень закупаемых материалов. Так, заказчику требуется антисептик "Пирилакс" (или эквивалент).
В соответствии с информацией о средстве "Пирилакс", содержащейся на сайте www.nort-udm.ru, Pirilax указывается со знаком охраны "R". Указанный символ свидетельствует о наличии зарегистрированного товарного знака.
Вместе с тем, использование заказчиком в техническом задании в отношении товара слова "или эквивалент" является неправомерным, поскольку данное указание включается в описание объекта закупки только в случаях, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. В данном случае Заказчиком предусмотрено заключение контракта на выполнение работ с использованием материалов, указанный товар будет являться предметом контракта. Следовательно, использование в отношении указанного товара слова "или эквивалент" не допускается.
Таким образом, при описании объекта закупки Заказчиком в техническое задание включено указание в отношении товарного знака необходимого товара "антисептик", что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и может привести к ограничению количества участников в аукционе.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пунктах 1.9.1. - 1.9.3. проекта контракта указано, что качество строительных материалов, изделий, конструкций и систем, применяемых подрядчиком для строительства должны соответствовать требованиям ГОСТ, СНиП, СанПиН, НПБ, ТУ, СН и других нормативных документов, техническим условиям и иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта или другие документы.
Подрядчик должен выполнить работы в объеме и в сроки, предусмотренные в аукционной документации и приложениях к ней, согласно требованиям ГОСТ,СНиП, СанПиН, НПБ, ТУ, СН и других нормативных документов и сдать работы "Заказчику" в состоянии, позволяющем эксплуатацию объекта.
Подрядчик должен поставить на строительную площадку необходимые материалы, изделия, конструкции, комплектующие изделия, строительную технику, а так же осуществить их приемку, разгрузку и складирование согласно требованиям СНиП.
Однако заказчиком не конкретизируется, в соответствии с какими ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, НПБ, ТУ, СН подрядчик должен осуществлять работы. Также исходя из указанной информации неясно, какие именно документы должен иметь подрядчик. Сведения, содержащиеся в пунктах 1.9.1. - 1.9.3. проекта контракта не позволят подрядчику надлежащим образом исполнить предусмотренное контрактом обязательство по выполнению работ, а заказчику - обязательство по приемке выполненных работ.
В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В пункте 2.6. проекта контракта установлено условие об оплате выполненных подрядчиком работ, в соответствии с которым заказчик производит оплату подрядчику за фактически выполненные и принятые заказчиком работы (согласно формам КС-3, КС-2, счетам-фактурам), при поступлении бюджетного финансирования в течение 20 банковских дней после предоставления отчетной документации о выполнении работ, этапа работ (формы КС-2, КС-3), безналичный расчет.
Представителем Муниципального дошкольного образовательного учреждения: детский сад п. Новокаолиновый пояснено, что предусмотренное контрактом обязательство по оплате выполненных работ будет исполнено заказчиком при любых обстоятельствах. Указанное предложение включено в проект контракта с целью подчеркнуть особенности порядка финансирования бюджетного учреждения.
Фактически из указанной в проекте контракта информации следует, что заказчик исполняет предусмотренное контрактом обязательство по оплате выполненных подрядчиком работ только при наличии необходимых финансовых ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Подрядные отношения регулируются главой 37 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Однако исходя из информации, содержащейся в пункте 2.6. проекта контракта, не представляется возможным сделать однозначный вывод об обязательности исполнения заказчиком предусмотренного контрактом условия по оплате выполненных подрядчиком работ.
В пункте 6.3. проекта контракта указано, что заказчик в течение трех дней с момента получения документов по формам КС-2 и КС-3 проверяет их соответствие фактически выполненным работам либо направляет обоснованный отказ в приемке и оплате работ.
Однако указанная информация не позволяет определить порядок и сроки приемки выполненных подрядчиком работ, порядок и сроки оформления результатов такой приемки. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Однако в пункте 8.3.1. проекта контракта предусмотрен размер пени, начисляемой подрядчику за просрочку исполнения обязательств по контракту, не соответствующий требованиям части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, заказчиком осуществляется закупка на выполнение работ по благоустройству и озеленению территории детского сада на 55 мест, расположенному по адресу: Челябинская область, Карталинский район, п. Новокаолиновый. Однако в контракте на выполнение данных работ содержатся элементы договора поставки, что не соответствует предмету закупки.
Таким образом, указав ненадлежащую информацию об условиях контракта, заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 64, части 4, части 7, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "от А до Я" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по благоустройству и озеленению территории детского сада на 55 мест, расположенному по адресу: Челябинская область, Карталинский район, п. Новокаолиновый (извещение N 0169300012315000704):
- обоснованными в части установления неоднозначных требований к содержанию и составу заявки, указания противоречивых условий об оплате выполненных работ, отсутствия в аукционной документации информации о размере обеспечения исполнения контракта, нарушения порядка описания объекта закупки;
- необоснованными в части отсутствия в документации информации о порядке и сроках предоставления разъяснений положений аукционной документации.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1, пункта 2, пункта 8 части 1, части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, части 4, части 7, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.С. Субботина
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 июля 2015 г. N 444-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2015