Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 июля 2015 г. N 449-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Челябэнергомонтаж", в присутствии:
- представителя Управления муниципальной собственности администрации города Троицка, действующего на основании доверенности от 20.07.2015;
- представителя Управления по капитальному строительству администрации города Троицка Челябинской области, действующего на основании доверенности от 20.07.2015;
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Челябэнергомонтаж" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно - монтажных работ по объекту: Капитальный ремонт коллектора бытовой канализации, проложенного по улицам Октябрьская, Пионерская, Красногвардейская в г. Троицке Челябинской области", первый этап участок по ул. Красногвардейская от ул. 30 лет ВЛКСМ до ул. им. А. Е. Карташова (извещение N 0169300008215000248) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 03.07.2015 Управление муниципальной собственности администрации города Троицка (далее - уполномоченный орган) объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 448 013, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 20.07.2015 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Челябэнергомонтаж" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы в аукционной документации заказчиком в нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены требования к сырью и материалам, используемым при изготовлении таких товаров как бетон тяжелый, а не к товарам, используемым при выполнении работ.
Кроме того, в проекте контракте не определен срок начала выполнения работ так указанный срок обусловлен и моментом подписания контракта и передачей проектно-сметной документацией.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что в требованиях к составу заявки заказчик установил основные характеристики материалов, из которых изготовлен бетон тяжелый, поскольку указанные характеристики имеют существенное значение для заказчика.
В проекте контракта определен начальный срок выполнения работ, обусловленный подписанием проектом контракта, тогда как передача проектно-сметной документации не влияет на начальный срок выполнения работ.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Указанные требования Закона о контрактной системе продиктованы необходимостью указания в документации о закупке максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом заполнить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
При этом, из совокупного толкования указанных требований следует, что при осуществлении закупки на выполнение подрядных работ заказчик должен потребовать в составе первой части заявки исключительно предоставление конкретных показателей товаров, используемых для производства работ.
Таким образом, в документации об аукционе заказчик должен установить такие качественные свойства товаров, которые характеризуют товар, как индивидуально-определенную вещь и являются необходимыми для получения результатов работ, удовлетворяющих потребности заказчика.
В пункте 18 информационной карты документации об аукционе в требованиях к содержанию и составу первой части заявки, а также инструкции по ее заполнению указано, что первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие требованиям к показателям основных материалов, указанных в приложении к документации, используемых при выполнении строительно-монтажных работ по объекту закупки.
В Приложении к документации об электронном аукционе указаны сведения о качестве, технических характеристиках товара, используемого при выполнении работ, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) иные сведения о товаре, а именно: позиция 5 "бетон тяжелый" содержит требования, установленные заказчиком к виду и типу вяжущего материала, виду и группе мелкого заполнителя, а также к виду и группе крупного заполнителя.
Согласно этой же позиции Приложения бетон тяжелый должен соответствовать требованиям ГОСТа 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" (далее - ГОСТ 26633-2012).
Как следует из содержания ГОСТа 26633-2012 в пункте 3.3 указаны характеристики бетона: классы по прочности на сжатие, марки по морозостойкости, водонепроницаемости и истираемости.
Тогда как в пункте 3.5 ГОСТа 26633-2012 содержатся требования к материалам, используемым для приготовления бетона, в том числе те, которые указал заказчик в Приложении 1, а именно:
- вяжущие материалы (цементы);
- крупные заполнители (щебень и гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267, щебень из отсевов дробления плотных горных пород по ГОСТ 31424, щебень из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии и никелевых и медеплавильных шлаков цветной металлургии по ГОСТ 5578, а также щебень из шлаков ТЭЦ);
- мелкие заполнители: природный песок или песок из отсевов дробления горных пород с истинной плотностью от 2000 до 2800 кг/м, их смеси, соответствующие требованиям ГОСТ 8736 или ГОСТ 31424, песок из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии и никелевых и медеплавильных шлаков цветной металлургии по ГОСТ 5578, а также золошлаковые смеси по ГОСТ 25592, золы-уноса по ГОСТ 25818.
На основании изложенного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить конкретные показатели не только используемого при выполнении работ товара, но и конкретные показатели материала, из которого изготавливается указанный товар.
Между тем, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчиком в документации об аукционе в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, установлены требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе в части необходимости предоставления сведений о конкретных значениях характеристик материалов, используемых для изготовления бетона тяжелого, тогда как законодательство о контрактной системе предусматривает требование о предоставлении только конкретных показателей товаров, используемых для производства работ.
2. Согласно абзацу второму статьи 190 ГК РФ срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В пункте 3.1 проекта контракта определен начальный срок выполнения работ, обусловленный моментом заключения контракта, то есть фактически событием, которое должно неизбежно наступить, что не противоречит как законодательству о контрактной системе, так и гражданскому законодательству.
При этом, указание в пункте 5.2.1 проекта контракта на то, что в течение одного рабочего дня с момента заключения настоящего контракта заказчик обязан предоставить подрядчику проектную документацию по объекту на бумажном носителе, не устанавливает иной начальный срок выполнения работ, чем тот, который указан в пункте 3.1 проекта контракта, что не порождает неоднозначности в определении указанного срока.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что отсутствие у подрядчика проектно-сметной документации на бумажном носителе делает невозможным соблюдение начального срока исполнения обязательств по контракту.
3. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
При этом как следует из буквального толкования данного положения Постановления дополнительные требования устанавливаются при проведении аукциона как открытым, так и закрытым способом.
В Приложении 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупки которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
При этом дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки данным требованиям, являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.
Таким образом, при наличии одновременно трех условий, заказчик обязан установить дополнительные требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки данным требованиям, а именно:
- закупка осуществляется одним из способов, указанных в Приложении N 1 к Постановлению;
- объектом закупки должно быть выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007;
- начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок превышает 10 млн. рублей.
Как следует из извещения и аукционной документации предметом закупки является выполнение строительно - монтажных работ по объекту: Капитальный ремонт коллектора бытовой канализации, которые в соответствии с извещением отнесены к коду ОКДП - 45.33.20.196 "работы по ремонту канализационных систем, кроме работ, выполняемых по индивидуальным заказам. Эта группировка также включает: - работы по ремонту септиков" с начальной (максимальной) ценой контракта - 16 448 013, 00 рублей.
Таким образом, в нарушение частей 2, 4 статьи 31, пункта 5 части 6 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены дополнительные требования к участнику закупки, а также требования о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанным требованиям в порядке, предусмотренном Приложением 1 к Постановлению.
4. Как следует из содержания пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемо часть документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Таким образом, из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления поставщиком при поставке документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в проекте контракта исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.
В пункте 4.7 проекта контракта указано, что оплата работ по контракту производится, в том числе на основании сертификатов качества на используемые материалы.
Вместе с тем, в проекте контракта не конкретизирована форма подтверждения соответствия (добровольная или обязательная сертификация), что не позволяет сделать вывод о правомерности требования по предоставлению указанных документов при оплате работ по контракту.
Кроме того, в проекте контракта не установлено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны, как это предусмотрено частью 9 статьи 34 Закона о контрактной системе
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Челябэнергомонтаж" на действия заказчика обоснованными в части установления требований к составу первой части заявки с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения частей 2,3,4 статьи 31, пункта 5 части 6 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 июля 2015 г. N 449-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2015