Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 июля 2015 г. N 445-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО ФК "Фармакоппола" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата "Меропенем" для отделений реанимации (извещение N 0369200004115000320) в присутствии:
представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 09.01.2014, от 21.07.2015 N 17, N 18,
в отсутствие представителей ООО ФК "Фармакоппола", надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО ФК "Фармакоппола" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата "Меропенем" для отделений реанимации (извещение N 0369200004115000320) (далее - Аукцион).
Согласно представленным документам 06.07.2015 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" объявило о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 080 545, 20 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 14.07.2015 в 10:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО ФК "Фармакоппола" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы заказчиком в техническом задании указаны характеристики лекарственного препарата с МНН "Меропенем", не соответствующие характеристикам, содержащимся в инструкции по применению оригинального препарата с торговым наименованием "Меронем", производимого компанией "АстраЗенека ЮК Лимитед", Великобритания, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников в аукционе и может отрицательно повлиять на здоровье пациентов.
Заказчик с доводами жалобы заявителя не согласился и на заседании Комиссии указал следующее.
Техническое задание сформировано заказчиком в соответствии с потребностью лечебного учреждения в препарате длительного хранения при определенном температурном режиме. Лекарственный препарат, закупаемый в соответствии с содержащимися в аукционной документации характеристиками, необходим отделениям детской онкологии, реанимационным отделениям для лечения детей с тяжелыми заболеваниями.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В приложении N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе содержится наименование и описание объекта закупки. Согласно приложению N 1 заказчику требуется лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием "Меропенем" в форме порошка для приготовления раствора для внутривенного введения по 1,0 г во флаконе, с возможностью хранения при температуре до 30 оС, применения в режиме продленной инфузии до 3-х часов со сроком хранения раствора, приготовленного с использованием 0,9% NaCL, при комнатной температуре 18-25оС до 8 часов, применения с лекарственными средствами, блокирующими канальцевую секрецию (за исключением пробенецида), не приводящая к фармакокинетическому взаимодействию, с подтвержденной эффективностью при лечении полимикробных инфекций в режиме монотерапии и в комбинации с другими антибиотиками.
Как следует из пояснений представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница", заказчику необходим препарат с характеристиками, указанными в аукционной документации. Так, в соответствии с представленными на рассмотрение Комиссии заявками на проведение закупки данный лекарственный препарат предусмотрен для отделений детской онкологии, реанимационных отделений в целях лечения детей, имеющих тяжелые заболевания такие как, например, сепсис. При данном заболевании пациенту требуется продленная инфузия до 3-х часов и более. Также с учетом температурного режима лечебного учреждения в летнее время у заказчика возникает потребность в препарате с условием его хранения при температуре до 30оС, а также с длительным сроком хранения раствора, приготовленного с использованием 0,9% NaCL, при комнатной температуре 18-25оС.
В обоснование своих доводов представителями заказчика на рассмотрение Комиссии Челябинского УФАС России представлены инструкции по применению лекарственных препаратов, выпускаемых компаниями "АстраЗенека ЮК Лимитед", "Спенсер Фарма Юкей Лимитед" под торговыми наименованиями "Меронем" (Великобритания, РУ N II N013294/01), "Меропенем Спенсер" (Великобритания, РУ N ЛСР-001342/07).
По мнению ООО ФК "Фармакоппола", характеристики, установленные заказчиком в аукционной документации, не соответствуют инструкции по применению оригинального препарата, выпускаемого компанией "АстраЗенека ЮК Лимитед" под торговым наименованием "Меронем" (Великобритания, РУ N II N013294/01).
Как следует из информации, содержащейся в жалобе заявителя, в инструкцию по применению лекарственного препарата с торговым наименованием "Меронем" внесены изменения, в соответствии с которыми при разведении меронема с инфузионной жидкостью, полученный раствор сохраняет стабильность в течение 3 ч при температуре до 25оС и в течение 24 часов при хранении в холодильнике (2-8оС ), если для его приготовления был использован 0,9% раствор натрия хлорида.
Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте http://grls.rosminzdrav.ru, в государственном реестре лекарственных средств с МНН "Меропенем" зарегистрированы лекарственные препараты, выпускаемые компаниями "АстраЗенека ЮК Лимитед", "Спенсер Фарма Юкей Лимитед" под торговыми наименованиями "Меронем" (Великобритания, РУ N II N013294/01), "Меропенем Спенсер" (Великобритания, РУ N ЛСР-001342/07).
В соответствии с инструкциями к лекарственным средствам "Меронем" и "Меропенем Спенсер" предусмотрена возможность применения указанных препаратов в режиме продленной инфузии (до 3-х часов). Для приготовления раствора для внутривенных инфузий препараты растворяют 0,9% раствором натрия хлорида. Полученный раствор сохраняет стабильность в течение 3 ч при температуре до 25оС и в течение 24 ч при хранении в холодильнике (2-8оС). Лекарственные препараты необходимо хранить при температуре не выше 30оС.
Фактически информация, указанная в инструкциях по применению лекарственных средств "Меронем" и "Меропенем Спенсер", соответствует техническому заданию заказчика только в части условий хранения препаратов. Информация об условиях хранения раствора препарата, приготовленного с использованием 0,9% NaCL, не соответствует установленным в аукционной документации характеристикам товара и, следовательно, потребности заказчика. Таким образом, исключается возможность поставки участниками препаратов "Меронем" и "Меропенем Спенсер".
Как следует из материалов дела, участниками в заявках к поставке предложены препараты, выпускаемые компаниями "С.П.Инкомед Пвт.Лтд", "Джодас Экспоим Пвт.Лтд" под торговыми наименованиями "Меропенем", "Меропенем Джодас".
Инструкция по применению препарата "Меропенем Джодас" содержит аналогичную информацию, указанную в инструкциях к препаратам "Меронем" и "Меропенем Спенсер".
В соответствии с инструкцией по применению препарата "Меропенем" лекарственное средство возможно использовать в режиме продленной инфузии (до 3-х часов). Для приготовления раствора для внутривенных инфузий препарат растворяют 0,9% раствором натрия хлорида. Полученный раствор сохраняет стабильность в течение 8 ч при температуре 15-25оС и в течение 48 ч при температуре 4оС. Однако указанный препарат необходимо хранить при температуре не выше 25оС, что не соответствует потребности заказчика.
Таким образом, препараты, выпускаемые компаниями "С.П.Инкомед Пвт.Лтд", "Джодас Экспоим Пвт.Лтд" под торговыми наименованиями "Меропенем", "Меропенем Джодас" не соответствуют техническому заданию заказчика, что также исключает возможность поставки указанных лекарственных средств.
Документация о закупке по своей правовой природе является публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика. Однако содержащееся в техническом задании аукционной документации описание объекта закупки не носит объективного характера, информация о характеристиках требуемого лекарственного препарата не позволяет участникам в заявке предложить к поставке товар, соответствующий потребности заказчика, что тем самым лишает участников закупки предусмотренной законом возможности стать поставщиком. Фактически действия заказчика по установлению в аукционной документации ненадлежащих характеристик закупаемого товара ограничивают количество участников и свидетельствуют о нарушении статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В пункте 8 Информационной карты документации об электронном аукционе прописано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Однако инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе не установлено, в каком именно разделе документации об аукционе содержатся значения показателей, которые следует указать участникам закупки в своих заявках на участие в электронном аукционе, в связи с чем, не представляется возможным заполнить заявку, соответствующую требованиям Заказчика.
Таким образом, заказчик, не установив в документации об электронном аукционе надлежащие требования к содержанию и составу заявки на участие в таком аукционе, нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В силу части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с пунктом 1.2. проекта контракта Поставщик принимает на себя обязательства в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, поставить Заказчику лекарственный препарат меропенем для отделений реанимации в количестве, с характеристиками, свойствами и параметрами, согласно спецификации (Приложению N 1 к договору), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, а Заказчик в свою очередь обязуется оплатить поставленный Поставщиком товар в сроки и размере, установленных настоящим договором, по факту установления соответствия полученного от Поставщика товара условиям договора и требованиям, предъявляемым к данному товару, и составлению акта его приемки.
Однако в приложении N 1 к контракту отсутствуют сведения о характеристиках товара, которые образуют предмет контракта, а также приложение N 1 не предполагает включение в Спецификацию сведений о количестве товара, наименовании страны происхождения товара, предложенного участником закупки, что может привести к нарушению части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, а также к поставке товара, не соответствующего потребностям Заказчика.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО ФК "Фармакоппола" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата "Меропенем" для отделений реанимации (извещение N 0369200004115000320) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии К.А. Долгополова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 июля 2015 г. N 445-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2015