Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 июля 2015 г. N 455
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО "ОРБиМЕД" (далее - Общество 1, Участник закупки 1, Заявитель 1) и ООО "МедПроект "А.Ф.К." (далее - Общество 2, Участник закупки 2, Заявитель 2) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для хирургии (извещение N 0369200000515000561) (далее - Аукцион), в присутствии:
представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" (далее - Заказчик, ГБУЗ "ЧОКБ"), действующих на основании доверенностей от 01.06.2015, 23.07.2015, 05.03.2015;
представителя ООО "МедПроект "А.Ф.К.", действующего на основании доверенности от 22.07.2015 N 1;
представителя ООО "ОРБиМЕД", действующего на основании доверенности от 20.07.2015 N 20/07/15-2,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 16.07.2015, 17.07.2015 поступили жалобы ООО "МедПроект "А.Ф.К." и ООО "ОРБиМЕД" на действия Заказчика при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного Заказчиком путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 02.07.2015 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта- 28 827 617 рублей 20 копеек.
По состоянию на 23.07.2015 контракт по результатам Аукциона не заключен, определение поставщика находится на стадии проведения Аукциона.
Согласно доводам жалобы, Заявитель 1 полагает, что Заказчиком в нарушение статьи 22 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" неправомерно в лот включены различные группы товаров: протезы сердечного клапана, шовный материал, тканные сосудистые протезы, заплаты, костный воск, полимерная продукция.
В обоснование своей позиции Общество 1 ссылается на коды ОКПД 33.10.15.611, 24.42.24.159, 33.10.17.140 Номенклатуры товаров, работ, услуг.
Заявитель 2 в жалобе указывает на нарушение Заказчиком части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в Техническом задании документации об Аукционе требований к шовному материалу, сосудистым протезам, которым в совокупности отвечают только два производителя Ethicon и Perouse соответственно.
В подтверждение позиции Общество 2 представило в адрес антимонопольного органа каталог хирургических шовных материалов COVIDIEN, каталог продукции Ethicon в формате pdf.
Представители Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России с доводами жалобы согласились, представили письменные возражения, а также пояснили, что действия ГБУЗ "ЧОКБ" соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, все товары, включенные в лот, технологически и функционально связаны между собой, объединены одной целевой направленностью - проведение кардиохирургических операций.
Количество участников закупки подтверждает наличие конкуренции при проведении Аукциона.
Также представители Заказчика обратили внимание антимонопольного органа на отсутствие в жалобе документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "МедПроект "А.Ф.К." и ООО "ОРБиМЕД", проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о контрактной системе при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
При этом взаимозаменяемыми товарами являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам таким образом, что приобретатель заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.
При формировании лота Заказчику необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки (в том числе производителей товара) оказать услуги и принять участие в Конкурсе.
Извещением о проведении Аукциона и пунктом 7 Информационной карты документации об Аукционе предусмотрено, что объектом закупки является поставка расходных материалов для хирургии.
В Техническое задание документации об Аукционе Заказчиком включены 63 позиции расходных материалов, в том числе шовный материал, костный воск, кардиоконнекторы, проволоки, дренажи, жгуты, сосудистые протезы, протезы сердечного клапаного, клапаны и т.д.
Указанная продукция отнесена Заказчиком к коду ОКПД 33.10.15.611 "Наборы, инструменты, устройства для сердечно-сосудистой и абдоминальной хирургии".
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Таким образом, именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы.
Выявление нарушений частей 1-3 статьи 17 Закона о защите конкуренции возможно только путем анализа рынка товаров, включенных в Техническое задание документации об Аукционе, установления круга поставщиков и/или производителей, поставляющих или выпускающих указанную продукцию, характеристик такой продукции, проведения сравнительного анализа таких характеристик с требованиями Заказчика.
ООО "ОРБиМЕД" и ООО "МедПроект "А.Ф.К." на заседание Комиссии Челябинского УФАС России и в составе жалобы не представлены допустимые и достоверные доказательства, свидетельствующие о наличии в Техническом задании документации об Аукционе "блокирующих позиций", позволяющих поставить продукцию конкретного производителя, отнесению продукции к различным кодам ОКПД, включении в лот продукции технологически и функционально не связанной между собой, анализ рынка указанными хозяйствующими субъектами не производился.
2. Исходя из требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления поставщиком при поставке документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе и проекте контракта исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.
Пунктом 2.1.2 проекта контракта определена обязанность поставщика предоставить Заказчику товарно-сопроводительные документы (товарно-транспортную накладную), копии документов подтверждающих качество товара в соответствии с требованиями действующего законодательства, регламентирующих качество товара и подтверждающих его соответствие требованиям безопасности (регистрационное удостоверение; сертификат соответствия, декларация соответствия и/или т.п.).
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.
Согласно части 3 статьи 46 Закона о техническом регулировании Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (далее - Перечень).
Следовательно, на момент поставки товара поставщик либо сможет предоставить декларацию о соответствии, либо сертификат соответствия, либо не сможет предоставить ни тот, ни другой документ (в случае, если товар не подлежит обязательной сертификации и подтверждению в форме принятия декларации). При этом на этапе формирования проектов контрактов заказчики имеют возможность достоверно определить, требуется на товар декларация, сертификат, или же не требуется ни один из указанных документов.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 2.1.3 проекта контракта, Технического задания документации об Аукционе, остаточный срок годности (стерильности) поставляемого товара должен составлять не менее 12 месяцев от срока годности (стерильности), установленного производителем, на момент поставки Заказчику.
Указанная формулировка не позволяет сделать вывод о потребности заказчика относительно остаточного срока годности товара, необходимого заказчику, поскольку срок годности товара у производителей может быть различным (1 год, 2 года, 3 года, 5 лет), и остаточный срок годности не может быть обусловлен сроком годности, установленным производителем.
Соответственно в документации безосновательно указано на необходимость исчисления остаточного срока годности от срока годности, установленного производителем, что свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом.
Пунктом 2.2.2 проекта контракта установлено, что Заказчик обязуется в соответствии с требованиями действующего законодательства и контракта обеспечить приемку поставленного товара по количеству и качеству в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 г. N П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 г. N П-7, а так же контроль качества товара с целью выявления фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных товаров.
Положение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не предусматривает включение в контракт отсылочных пунктов на какие-либо правовые акты, следовательно, порядок приемки (последовательность действий поставщика и Заказчика, направленная на приемку поставленного товара, экспертизу) должен найти свое отражение непосредственно в контракте.
Однако в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракте порядок приемки товаров Заказчиком не определен.
5. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе из содержания пункта 5.1 проекта контракта невозможно установить перечень требований, которым должно соответствовать качество поставляемого товара.
6. В силу частей 1,2 статьи 34, частей 2,10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракта по итогам Аукциона заключается на условиях извещения о проведении Аукционе, документации об Аукционе и заявки участника закупки, при заключении и исполнению изменению не подлежит, за исключением случае, предусмотренных статьями 34, 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе проект контракта, направляемый участнику закупки, составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Вместе с тем, разработанный Заказчиком и включенный в документацию об Аукционе проект контракта (а именно Приложение N 1 к контракту) не предполагает указание в спецификации информации о товаре (конкретных показателях товара, а также показателей, которые не могут изменяться), что может привести к заключению контракта не на условиях документации об Аукционе и заявки участника закупки.
7. Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об Аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Требования к обеспечению исполнения контракта регламентированы статьями 37, 45, 96 Закона о контрактной системе и предполагают применение к участникам закупки антидемпинговых мер в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов.
Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Указанное требование применимо к рассматриваемому Аукциону, поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 28 827 617 рублей 20 копеек.
Вместе с тем, Заказчик в нарушение пункта 8 части 1 статьи 64, части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установил в пункте 42 Информационной карты документации об Аукционе, что если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об аукционе, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ОРБиМЕД" на действия заказчика необоснованными ввиду недоказанности.
2. Признать доводы жалобы ООО "МедПроект "А.Ф.К." на действия заказчика необоснованными ввиду недоказанности.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 13 статьи 34, части 1 статьи 37, пунктов 1,8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
4. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
6. Передать материалы дела в профильный отдел Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 июля 2015 г. N 455
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2015