Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 августа 2015 г. N 542-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Ойл-Стройкомплект", в присутствии:
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 09.04.2015 N 36-Д;
- представителя ООО "Ойл-Стройкомплект", действующего на основании доверенности от 01.08.2015;
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 19.08.2015 поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Верхнеуральск - Степное Верхнеуральского муниципального района - Тайсара - Смеловский, участок км 36 - км 41,5 (извещение N 0169200003615000082) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 17.07.2015 заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0169200003615000082 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 211 893, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 03.08.2015 08:30.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Ойл-Стройкомплект" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы аукционной комиссией неправомерно отклонена заявка заявителя по той причине, что участником закупки представлены документы, подтверждающие опыт выполнения работ по ремонту автомобильной дороги Верхнеуральск - Степное Верхнеуральского муниципального района - Тайсара - Смеловский, участок км 31 - км 36, так как заявителем представлены документы, подтверждающие опыт выполнения работ по капитальному ремонту, относящихся к той же группе работ, которая определена в аукционной документации.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и пояснил следующее.
Заказчиком дополнительное требование к участникам закупки, регламентируемое Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99), установлено во исполнение частей 2, 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом участник закупки должен представить в составе второй части заявки документы, подтверждающие наличие опыта выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства в соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Вместе с тем, заявитель в составе второй части заявки представил документы, подтверждающие опыт выполнения работ по ремонту автомобильной дороги, что не соответствует требованиям заказчика.
Кроме того, заказчик заявлено ходатайство о переносе срока окончания выполнения работ в связи с приостановкой закупки и продлением срока заключения контракта.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В Приложении 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупки которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
При этом, в Приложении N1 к Постановлению установлены как дополнительные требования к участнику закупки, так и документы, подтверждающие соответствие участника закупки данным требованиям.
Таким образом, из буквального толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что предоставление в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также Постановлением, необходимо только в том случае, если это прямо следует из положений документации об аукционе.
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 12.08.2015 (далее - протокол) заявка заявителя (порядковый номер заявки 7), заявка ООО "ГЕФЕСТ" (порядковый номер заявки 4), заявка ООО "ГЕФЕСТ" (порядковый номер заявки 4), ООО "УралАспект" (порядковый номер заявки 1) признаны несоответствующими требованиям документации об аукционе в виду непредставления в составе второй части заявки копии документа, подтверждающего соответствие участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 16 информационной карты документации об аукционе установлены требования к участнику закупки по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится аукцион.
В пункте 24 информационной карты документации об аукционе установлены требования к составу второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих наличие опыта исполнения контракта с учетом требований пункта 16 информационной карты документации об аукционе, части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, требования, установленные заказчиком в документации об аукционе, соответствуют положениям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также Постановления, что позволяет аукционной комиссии рассмотреть вторые части заявки как в соответствии с требованиями документации об аукционе, так и с учетом норм действующего законодательства.
Как следует, из пункта 16 наличие опыта исполнения контракта подтверждается выполнением соответствующих работ строительных, при этом "соответствующими работами" являются работы, относящиеся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
В Введении Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности", принятым Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст указано, что в общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) использован иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде: XX.XX - группа.
В соответствии с извещением о проведении закупки заказчиком определена группа по ОКПД - 45.23 - "работы общестроительные по строительству автомобильных дорог, железных дорог, аэродромов и спортивных сооружений".
Таким образом, опыт исполнения контракта должен быть подтвержден выполнением работ, которые относятся к группе работ, определенных заказчиком в извещении о проведении закупки, то есть "45.23".
Указание в документации об аукционе на то, что группой работ строительных являются работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, свидетельствует о том, что опыт исполнения контракта подтверждается выполнением работ, относящихся к группе работ, определенных заказчиком в документации об аукционе, которая должна относится к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту именно в отношении объектов капитального строительства.
При этом, характер работ строительных не является критерием, на основании которого производится оценка заявок на участие в аукционе, что позволяет участнику закупки предоставить в качестве документов, подтверждающих опыт исполнения контракта, предметом которых является в том числе ремонт объекта капитального строительства.
1.1 В составе второй части заявки ООО "Ойл-Стройкомплект" представлен контракт N 31д от 31.07.2014 по ремонту автомобильной дороги Верхнеуральск - Степное Верхнеуральского муниципального района - Тайсара - Смеловский, участок км 31 - км 36.
При этом, в пункте 3.2 контракта указано, что подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту объекта и ввести в эксплуатацию указанный объект.
Как следует актов о приемки выполненных работ от 25.09.2014, 24.10.2014 в объем по ремонту автомобильных работ входит устройство покрытия серповидного профиля.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (далее - Приказ) утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно подпункту "е" пункта 2 части 4 раздела 2 Приказа укладка основания и покрытия с использованием материалов старого покрытия, в том числе путем холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и устройством новых слоев покрытий относится к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Таким образом, исходя из содержания конкретных видов работ, подлежащих выполнению, следует, что в рамках государственного контракта, представленного обществом, выполнялись работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства, что также свидетельствует о неправомерном признании заявки общества, несоответствующей требованиям документации об аукционе.
Кроме того, как следует из акта о приемки объекта в эксплуатацию от 21.10.2014 участка автомобильной дороги Верхнеуральск - Степное Верхнеуральского муниципального района - Тайсара - Смеловский, участок км 31 - км 36, работы выполнялись на основании сметной документации на капитальный ремонт, утвержденной Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области от 31.05.2013 N 28, что фактически подтверждается заказчиком на этапе приемки работ, являющихся предметом представленного контракта и свидетельствует о выполнении обществом работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
1.2 В состав второй части заявки ООО "ГЕФЕСТ" предоставлен договор субподряда N 28 от 25.10.2014 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Каменский-автодорога Южноуральск-Магнитогорск, участок Каменский-Кабанка.
Как следует из актов о приемки выполненных работ от 15.11.2014 в объем по ремонту автомобильных работ входит устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие свыше 68,6 до 98,1 МПа (свыше 700 до 1000 кгс/см2): однослойных, что также соответствует подпункту "е" пункта 2 части 4 раздела 2 Приказа, и свидетельствует о выполнении обществом работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
1.3 В состав второй части заявки ООО "УралАспект" предоставлен договор-спецификация N 1643 от 12.08.2013 на выполнение работ по благоустройству территории.
Как следует из актов о приемки выполненных работ от 10.12.2013 в объем работ по благоустройству территории входит устройство асфальтобетонного проезда, что также соответствует подпункту "е" пункта 2 части 4 раздела 2 Приказа и свидетельствует о выполнении обществом работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
При этом, стоимость исполненных контрактов, представленных ООО "Ойл-Стройкомплект", ООО "ГЕФЕСТ", ООО "УралАспект", составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится аукцион.
Таким образом, представленные в составе указанных заявок документы, свидетельствуют о наличии у данных участников опыта по выполнению строительных работ, соответствующих предмету контракта, в том числе ремонтных работ, в отношении объекта капитального строительства.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие аукционной комиссией решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
С учетом изложенного, признание заявок указанных участников закупок не соответствующими требованиям документации об аукционе является необоснованным ввиду предоставления участниками закупок (ООО "Ойл-Стройкомплект", ООО "ГЕФЕСТ", ООО "УралАспект") документов, подтверждающих опыт выполнения работ, соответствующих как требованиям документации об аукционе, так и требованиям Постановления, что свидетельствует о незаконности действий аукционной комиссии в нарушение части 1 статьи 69, пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в результате действий аукционной комиссии из 7 заявок 3 заявки неправомерно признаны не соответствующими требованиям документации об аукционе. При этом, ООО "Ойл-Стройкомплект", чья заявка неправомерно признана не соответствующей требованиям документации об аукционе, предложило наименьшую цену контракта на 32,18 % ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Ойл-Стройкомплект" обоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение части 1, пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 августа 2015 г. N 542-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2015