Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 августа 2015 г. N 489-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Джи Динамика", в присутствии:
- представителя Администрации Сосновского муниципального района, действующего на основании доверенности от 30.07.2015;
- члена конкурсной комиссии, личность удостоверена паспортом;
- члена конкурсной комиссии, личность удостоверена паспортом;
- представителя ООО "Челябинскгражданпроект", действующего на основании доверенности N 3 от 03.08.2015,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Джи Динамика" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N 0169300005015000133 на выполнение работ по подготовке документации: "Корректировка генерального плана и правил землепользования и застройки Кременкульского сельского поселения, разработка документации по планировке территории в поселках Западный и Ласковый" (далее - конкурс).
Согласно представленным документам Администрация Сосновского муниципального района объявила о проведении конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 30.06.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 620 482 рублей 33 копейки.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 21.07.2015 10:00.
На день рассмотрения жалобы контракт по объекту рассматриваемой закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы ООО "Джи Динамика" конкурсная комиссия неправомерно отклонила заявку общества ввиду отсутствия в заявке договора на оказание услуг по защите государственной тайны, тогда как лицензия на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является достаточным документом, подтверждающим право участника закупки на доступ к государственной тайне.
Представители заказчика, члены конкурсной комиссии с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения по доводам жалобы, а также пояснили, что действия конкурсной комиссии соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Заявка ООО "Джи Динамика" подлежала отклонению ввиду отсутствия в заявке договора на оказание услуг по защите государственной тайны, тогда как в лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, указано, что услуги по защите государственной тайны оказываются ООО "Региональный центр обеспечения безопасности информации".
Заслушав пояснения заказчика и членов конкурсной комиссии, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 28.07.2015 заявка ООО "Джи Динамика" решением конкурсной комиссии подлежала отклонению, как несоответствующая требованиям конкурсной документации ввиду отсутствия в заявке договора на оказание услуг по защите государственной тайны.
Комиссия Челябинского УФАС России, изучив протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 03.04.2015, конкурсную документацию, заявки участников закупки приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, предметом оценки конкурсной комиссии является исключительно установление соответствия между требованиями к составу заявки, предусмотренными в конкурсной документации и заявкой, поданной участником закупки.
Пунктом 1 раздела 14, подпунктом г пункта 1 раздела 15 части 1 информационной карты, разделом 17.1 части 2 информационной карты конкурсной документации определены требования, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и, документы, подтверждающие соответствие участника закупки указанному требованию, а именно: наличие действующей лицензии Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну при соблюдении требований законодательных или иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений составляющих государственную тайну с установлением степени секретности сведений, составляющих государственную тайну - "секретно" (далее - лицензия ФСБ).
Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне).
Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Как следует из статьи 2 Закона о государственной тайне доступ к сведениям, составляющим государственную тайну предоставляет собой санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
Таким образом, лицензия на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности требуется только при необходимости доступа лиц к указанным сведениям, выраженного в непосредственном использовании (ознакомлении) с ними в ходе исполнения услуг (работ), являющихся предметом закупки.
Согласно пункту 2.3.1 проекта контракта заказчик обязан передать исполнителю с разрешения Минэкономразвития России сведения, составляющие государственную тайну, подпадающие под действие пунктов 3.4.9.-3.4.9.4 Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Минэкономразвития России, утвержденного приказом Министерства от 17.03.2008 г. N 01, в объеме, необходимом для выполнения Работ по настоящему договору, после предъявления Исполнителем лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности.
С учетом изложенного, установление заказчиком в конкурсной документации требования к участнику закупки, а также о предоставлении в составе заявки лицензии ФСБ, обусловлено необходимостью выполнения работ с использованием документов, составляющих государственную тайну, что позволяет сделать вывод о соответствии указанного требования объекту закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31, пункту 4 части 1 статьи 50, подпункту г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В составе заявки ООО "Джи Динамика" представлена в качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованию по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, лицензия УФСБ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 7764 от 13.11.2014 с грифом секретности "секретно" с условием соблюдении требований законодательных или иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений составляющих государственную тайну, а также с условием получения услуг по защите государственной тайны у ООО "Региональный центр обеспечения безопасности информации", что соответствует объему тех требований, которые установлены в разделе 17.1 части 2 информационной карты конкурсной документации.
При этом, в пункте 1 раздела 14, подпункте г пункта 1 раздела 15 части 1 информационной карты, разделе 17.1 части 2 информационной карты конкурсной документации не предусмотрено требование о предоставлении договора на получение услуг по защите государственной тайны, равно как и требование о наличии участника закупки собственного структурного подразделения по защите государственной тайны или запрет на оказание услуг структурного подразделения по защите государственной тайны другой организации.
При этом, согласно подпункту г пункта 5 Положения "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны", утвержденному Постановлением Правительства РФ N 333 от 15.04.1995 (далее - Постановление), для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности копию договора об оказании услуг (в случае использования заявителем услуг структурного подразделения по защите государственной тайны другой организации).
Таким образом, наличие лицензии ФСБ свидетельствует проведении лицензирующим органом проверочных мероприятий, в том числе в части законности заключения договора об оказании услуг с организацией, имеющей структурное подразделение по защите государственной тайны.
С учетом изложенного, конкурсная комиссия не имела оснований для отклонения заявки ООО "Джи Динамика", в составе которой представлена лицензия ФСБ, отвечающая как требованиям конкурсной документации, так и требованиям лицензионного законодательства в сфере защиты государственной тайны, что противоречит части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Доводы заказчика о том, что в соответствии с пунктом 3.4 части 2 информационной карты документации о закупке указано, что место оказание услуг - место нахождения исполнителя, является условием исполнения контракта, а не требованием к участнику закупки, на основании которого конкурсная комиссия правомочна отклонить заявку участника закупки.
2. Как следует из содержания пункта 2 статьи 42, частей 1,2 статьи 50 Закона о контрактной системе в конкурсной документации и проекте контракта, являющемся неотъемлемо часть документации, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как следует из пункта 1.3 проекта контракта место оказания услуг определено по месту нахождения исполнителя услуг.
Вместе с тем, как следует из конкурсной документации (пункт 2.3.1, 2.4.2 проекта контракта, из раздела "основные требования к составу, содержанию, форме предоставляемых материалов и этапам разработки проекта" Технического задания конкурсной документации) в объем работ, подлежащих выполнению, включаются работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В пункте 8 Постановления указано, что в лицензии указываются, в том числе наименование, место нахождения предприятия, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (при необходимости), в том числе адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности подразделениями предприятия.
Таким образом, с учетом того, что в пункте 5 Постановления указано, что лицензиат при оформлении лицензии вправе предоставить договор об оказании услуг структурного подразделения по защите государственной тайны другой организации, то, следовательно, место осуществления лицензируемого вида деятельности будет отличаться от места нахождения исполнителя.
С учетом изложенного, в нарушение пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе место оказания услуг, установленное заказчиком в проекте контракта, не в полной мере соответствует объекту закупки, так как работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, могут оказываться как по месту нахождения исполнителя, так и по месту нахождения организации, с которой заключен договор об оказании услуг по защите государственной тайны.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Джи Динамика" на действия конкурсной комиссии обоснованными.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 августа 2015 г. N 489-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2015