Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 23 июля 2015 г. N 108/КС
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председатель комиссии - |
Широкова О.В., вр.и.о руководителя управления; |
|
Члены комиссии: |
Колмаков А.В., вр.и.о начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Лунёва А.В., специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Пошвенчук А.И., специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
|
при участии со стороны:
1. Государственного заказчика - Федерального бюджетного учреждения Центр реабилитации Фонд социального страхования Российской Федерации "Туманный" (далее - Центр реабилитации "Туманный"):
- "_", по доверенности от 20.01.2015г. N 06-03,
2. В отсутствие заявителя - Федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае" (далее - ФБУ "Красноярский ЦСМ"), уведомленного надлежащим образом и направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,
рассмотрев жалобу N 108/КС ФБУ "Красноярский ЦСМ" на действия государственного заказчика - Центр реабилитации "Туманный" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению исследований проб талых (дождевых) вод (закупка N 0280100001215000154) и результаты проведения внеплановой проверки действий государственного заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 16.07.2015 г. входящий N 468 по подведомственности с Красноярского УФАС России поступила жалоба ФБУ "Красноярский ЦСМ" на действия государственного заказчика - Центр реабилитации "Туманный" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению исследований проб талых (дождевых) вод (закупка N 0280100001215000154).
В жалобе заявитель указывает следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 63, пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, извещение должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Вместе с тем не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Податель жалобы считает, что в нарушение пункта 5 статьи 63, пункта 2 статьи 42, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком в пункте 6 извещения N 151 об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению исследований проб талых (дождевых) вод, пункте 3.2 проекта контракта, разделе 3 технического задания заказчиком установлено дополнительно требование к местонахождению участника закупки (местом оказания услуг является лаборатории Исполнителя, но не далее чем в 130 км от места нахождения Заказчика), что необоснованно ограничивает круг участников закупки и конкуренцию при проведении данной закупки.
При этом из содержания пункта 8 извещения следует, что в процессе исполнения договора заказчик и исполнитель согласовывают конкретные даты доставки проб воды. В течение 15 календарных дней с момента отбора вод исполнитель проводит их химический анализ, оформляет протокол качественного химического анализа, передает указанный протокол заказчику.
Таким образом, отмечает податель жалобы, в случае отсутствия в извещении о проведении электронного аукциона требований к месту нахождения исполнителя и обязанности исполнителя самостоятельно осуществлять забор материала для исследования у заказчика, круг хозяйствующих субъектов бы расширился, что создало ценовую и неценовую конкуренцию при проведении электронного аукциона.
По мнению заявителя, утвердив аукционную документацию в таком виде, заказчик, нарушает нормы Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции". Даже если ФБУ "Красноярский ЦСМ" предложит цену за единицу услуги, меньшую по сравнению с ценой иных участников закупки, но расположенных в установленной от заказчика удаленности, то, в соответствии с условиями территориального расположения, указанного в извещении, ФБУ "Красноярский ЦСМ" будет отказано в участии в электронном аукционе.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции", при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, нескольким участникам торгов, преимущественных условий участия в торгах. При проведении торгов, если организаторами торгов являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также при проведении торгов, в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, в том числе сужения круга субъектов - участников закупки.
Податель жалобы просит: принять жалобу к рассмотрению, приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу, провести внеплановую проверку размещения заказа, выдать предписание заказчику о внесении изменений в аукционную документацию (закупка N 0280100001215000154).
В адрес антимонопольного управления 21.07.2015 года входящий N 3929 поступил пакет документов от государственного заказчика с письменными пояснениями, в которых указано следующее.
Требование к месту оказания услуг ("По месту нахождения лаборатории "Исполнителя", но не далее чем в 130 км. от места нахождения Заказчика") не ограничивает необоснованно круг участников закупки, не приводит к ограничению конкуренции, поскольку:
1. Заказчик самостоятельно производит отбор проб и производит доставку собственным транспортом до места нахождения лаборатории исполнителя с целью оптимизации расходов заказчика, связанных с доставкой проб, поскольку при большей удаленности лаборатории исполнителя у Центра реабилитации "Туманный" возникнут дополнительные финансовые затраты (затраты на ГСМ, командировочные расходы и т.д.).
Заказчиком установлено требование не к месту нахождения исполнителя, а к месту нахождения лаборатории исполнителя, что связано именно с удовлетворением потребности заказчика в услуге, являющейся объектом закупки.
Учитывая положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, место оказания услуг не является тем показателем, четкое указание которого может привести к ограничению количества участников закупки.
В силу норм Закона о контрактной системе в сфере закупок, указание того места оказания услуг, которое в силу потребности требуется заказчику, является обязательным и не противоречит основным принципам законодательства о контрактной системе, а именно принципам открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Подателем жалобы не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что требование к месту оказания услуг установлено необоснованно, а действия заказчика направлены на ограничение количества участников закупки.
2. Существуют несколько потенциальных участников закупки, способных оказать услуги на объявленных заказчиком условиях: ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" (Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина,66); ООО "Аналитик" (Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Таштыпская, д.04). Данное обстоятельство также свидетельствует о том, что требования к месту оказания услуг не приводит к ограничению конкуренции.
Государственный заказчик просит отказать ФБУ "Красноярский ЦСМ" в заявленных требованиях, поскольку доводы заявителя, изложенные в заявлении, являются, по мнению заказчика, безосновательными.
На рассмотрении жалобы по существу представитель государственного заказчика подтвердил доводы, изложенные в пояснениях, и просил признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у государственного заказчика документы и информация о размещении вышеуказанного заказа представлены на рассмотрение жалобы N 108/КС в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
10.07.2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru и на Электронной площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, проект контракта) о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению исследований проб талых (дождевых) вод (закупка N 0280100001215000154).
Начальная (максимальная) цена контракта 66 866,76 рублей.
Документация об аукционе N 0280100001215000154 утверждена директором Центра реабилитации "Туманный" "_".
Комиссия антимонопольного органа проанализировала аукционную документацию на оказание услуг по проведению исследований проб талых (дождевых) вод (закупка N 0280100001215000154) и установила следующее.
В соответствии с пунктом 3.3 проекта гражданско-правового договора аукционной документации заказчик самостоятельно производит отбор проб и производит доставку до места нахождения лаборатории исполнителя.
Согласно пункта 6 извещения N 151 об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению исследований проб талых (дождевых) вод от 10.07.2015г., пункта 3 части III технического задания аукционной документации, пункта 3.2 проекта гражданско-правового договора место оказания услуг: по месту нахождения лаборатории "Исполнителя", но не далее чем в 130 км от места нахождения Заказчика.
Согласно пункта 8 извещения N 151 об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению исследований проб талых (дождевых) вод от 10.07.2015г., пункта 4 части III технического задания аукционной документации, пункта 3.1 проекта гражданско-правового договора срок оказания услуг: с момента заключения договора по 31 октября 2015г. В процессе исполнения договора заказчик и исполнитель согласовывают конкретные даты доставки проб воды. В течение 15 календарных дней с момента отбора вод исполнитель проводит их химический анализ, оформляет протокол качественного химического анализа, передает указанный протокол заказчику.
Таким образом, требованиями аукционной документации (закупка N 0280100001215000154) предусмотрено, что при оказании услуг по проведению исследований проб талых (дождевых) вод заказчик самостоятельно производит отбор проб и их доставку до места нахождения лаборатории исполнителя, которая находится не более чем в 130 км от места нахождения заказчика.
На рассмотрении жалобы по существу представитель заказчика пояснил, что данное требование установлено с целью оптимизации расходов заказчика, связанных с доставкой проб, поскольку при большей удаленности лаборатории исполнителя у Центра реабилитации "Туманный" возникнут дополнительные финансовые затраты (затраты на ГСМ, командировочные расходы и т.д.).
Кроме того, пунктом 9 извещения N 151 об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению исследований проб талых (дождевых) вод от 10.07.2015г., пунктом 6 информационной карты аукционной документации, пунктом 2.3 проекта гражданско-правового договора также не предусмотрено, что цена договора, заключаемого по результатам электронного аукциона N 0280100001215000154, включает в себя, в том числе, транспортные расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статьи 780 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Пунктом 6.2 проекта гражданско-правового договора аукционной документации предусмотрено, что ни одна из сторон не вправе передавать свои обязанности по настоящему Договору третьей стороне без письменного согласия на это другой стороны.
Таким образом, проектом гражданско-правового договора предусмотрено, что услуги по проведению исследований проб талых (дождевых) вод может оказывать любое физическое или юридическое лицо, которое вправе при письменном согласии Центра реабилитации "Туманный" передать свои обязанности по договору третьей стороне, а именно непосредственному исполнителю услуг по проведению исследований проб талых (дождевых) вод, имеющему аккредитованную испытательную лабораторию, которая находится не более чем в 130 км от места нахождения заказчика.
Следовательно, требование государственного заказчика о местонахождении лаборатории не более чем в 130 км от места нахождения заказчика относится к месту нахождения самой лаборатории, а не к месту нахождения исполнителя, с которым будет заключен договор на оказание услуг по проведению исследований проб талых (дождевых) вод по результатам электронного аукциона N 0280100001215000154.
На основании выше изложенного, а также принимая во внимание коммерческие предложения от потенциальных участников закупки N 0280100001215000154, способных оказать услуги на объявленных заказчиком условиях: ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" (Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина,66), ООО "Аналитик" (Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Таштыпская, д.04), ЦЛАТИ по Енисейскому региону (Республика Хакасия, г.Абакан. ул.Пирятинская, д.5А) и тот факт, что согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.07.2015 N0280100001215000154-1 подано две заявки на участие в электронном аукционе N 0280100001215000154, говорить об ограничении конкуренции не представляется возможным.
Довод заявителя о нарушении статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" не подлежит рассмотрению, так как данная жалоба рассматривается в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, доводы подателя жалобы не нашли своего подтверждения, что дает основание признать жалобу необоснованной.
В соответствии с положениями части 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 108/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки N 0280100001215000154 нарушений не установлено.
В соответствии с пунктом 3.34 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями статьи 33, части 15 и пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.34, 3.31 Административного регламента, статьей 780 Гражданского кодекса Российской Федерации, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 108/КС ФБУ "Красноярский ЦСМ" на действия государственного заказчика - Центр реабилитации "Туманный" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению исследований проб талых (дождевых) вод (закупка N 0280100001215000154) необоснованной.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
О.В. Широкова |
Члены комиссии: |
А.В. Колмаков А.В. Лунёва А.И. Пошвенчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 23 июля 2015 г. N 108/КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2015