Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 августа 2015 г. N 03/АМ-4292
Резолютивная часть объявлена 12.08.2015г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 14.08.2015г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Точиев Б.Б. - И.о. заместителя руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г.- Заместитель начальника отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Лаврентьева Э.В. по доверенности б/н от 11.08.2015г,
рассмотрев жалобу ООО "Элина" (далее - Заявитель) от 05.08.2015 г. N1164-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская городская станция скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка запасной части для оснащения автомобиля скорой помощи (сигнальная громкоговорящая установка в комплекте) (извещение N0387200029315000037) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская городская станция скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона.
1. Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части установления в предмете контракта заведомо ложной информации о предмете контракта, установления требований к товару, которые в свою очередь влекут за собой ограничение количества участников (нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя, представила письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона на поставку запасной части для оснащения автомобиля скорой помощи (сигнальная громкоговорящая установка в комплекте) (извещение N0387200029315000037) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 21.07.2015 года.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона в пункте "Наименование объекта закупки" Заказчиком указано: Поставка запасной части для оснащения автомобиля скорой помощи (сигнальная громкоговорящая установка в комплекте).
Код по ОКПД указан следующим образом: 31.62.11.190 Аппаратура световой и звуковой сигнализации электрическая, не включенная в другие группировки
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что СГУ - это сигнальное громкоговорящее устройство, оборудованное внешними акустическими системами и предназначенное для подачи громких оповещений из транспортных средств. Оно применяется при оснащении автомобилей оперативных служб и представительского сопровождения и позволяет сотрудникам скорой помощи, полиции, госавтоинспекции, противопожарной службы передавать разборчивые речевые сообщения и звуковые сигналы при движении автомобиля по дороге другим участникам движения для сигнализации участникам дорожного движения с требованием уступить дорогу или для передачи иной информации.
На основании вышеизложенного, указанный в извещении о проведении аукциона код ОКПД соответствует объекту закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной систекме Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В техническом задании, являющимся неотъемлемой частью аукционной документации Заказчиком установлены следующие характеристики светоакустической панели:
Габариты: Длина не менее 1200 и не более 1220 мм.;
Ширина не более 300 мм.;
Высота не более 80 мм.;
Масса: не более 12 кг.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Представленная Заявителем сравнительная таблица характеристик товаров-аналогов по Техническому заданию аукционной документации о том, что установленные Заказчиком требования к товару, в полной мере характеризуют оборудование конкретного производителя (СГУ "Элект-мегаполис макс" светодиодная ООО НПКО "Элект" Новосибирская область) не свидетельствуют об отсутствии возможности поставки оборудования иных производителей и ограничении числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Управления, что под указанные в техническом задании характеристики светоакустической панели подходит как минимум два производителя, такие как ООО НПКО "Элект" и ООО "Эман".
Кроме того, для расчета начальной (максимальной) цены контракта было принято во внимание 3 (три) коммерческих предложения от:
1. ООО НПКО "Элект"
2. ООО "СибВэл"
3. ООО "Буран-СБ"
Доказательств того, что поставка необходимого оборудования может быть осуществлена ограниченным кругом хозяйствующих субъектов, а также того, что требования, включенные в документацию об аукционе на поставку запасной части для оснащения автомобиля скорой помощи (сигнальная громкоговорящая установка в комплекте), создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников закупки, или включены специально для обеспечения победы конкретному хозяйствующему субъекту, заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская городская станция скорой медицинской помощи" отсутствуют нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
22.07.2015 и 28.07.2015 в адрес заказчика поступило два запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе.
При анализе Комиссией Управления информации на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в разделе "Разъяснение положений документации об электронном аукционе" установлено, что в разъяснениях положений документации об электронном аукционе исх. N5 от 30.07.2015 не указаны предметы запросов N48425 и N47645.
Таким образом, в опубликованных Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг разъяснениях положений аукционной документации от 30.07.2015, в нарушение требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе не указаны предметы запросов.
Кроме того, согласно информации с официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" заказчиком 30.07.2015г. в 15:50 и в 15:52 были размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе исх. N5 от 30.07.2015.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В силу статьи 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе (N47645) поступил в адрес Заказчика 22.07.2015, а ответ на данный запрос был размешен 30.07.2015, т.е. с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
30.07.2015г. Заказчиком были внесены изменения в аукционную документацию.
В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок - до 10 часов 00 минут 07.08.2015г., между тем, 04.08.2015г. закупка N0387200029315000037 в части документа Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 30.07.2015 NИИ1 вручную переведена на этап "Работа комиссии". Данными действиями был искусственно ограничен срок подачи заявок на участие в аукционе.
В нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе срок подачи заявок после внесенных 30.07.2015 года изменений составил менее чем семь дней.
Представитель Заказчика пояснил, что данное нарушение было допущено по причине плохо работающего, перезагруженного официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru, между тем, каких либо документов, подтверждающих вышесказанное на заседании комиссии Заказчиком не представлено.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Элина" от 05.08.2015 г. N1164-ж на действия заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская городская станция скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка запасной части для оснащения автомобиля скорой помощи (сигнальная громкоговорящая установка в комплекте) (извещение N0387200029315000037) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская городская станция скорой медицинской помощи" нарушение части 4 и 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, в части не указания предметов запросов, нарушения сроков размещения в единой информационной системе разъяснений положений документации об электронном аукционе, а также сокращения срока подачи заявок на участие в аукционе.
3. Выдать Заказчику - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская городская станция скорой медицинской помощи" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений части 4 и части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушения требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии Точиев Б.Б.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 августа 2015 г. N 03/АМ-4292
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2015