Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27 июля 2015 г. N 03/АМ
Резолютивная часть объявлена 27.07.2015 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 29.07.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Точиев Б.Б. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Г. - Заместитель начальника отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Энергия - Криосиб" (далее - Заявитель) от 21.07.2015 N1092-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Мегионская городская больница N 1" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию, промывке и обезжириванию двух газификаторов (извещение N0387200007015000116) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В пункте 21 аукционной документации "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" Заказчиком установлено одним из требований к составу вторых частей заявок на участие в аукционе наличие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, на следующие виды работ:
-использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды на объектах;
-использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля (основание- пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности")
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя, направил письменные возражения относительно доводов по жалобе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию, промывке и обезжириванию двух газификаторов (извещение N0387200007015000116) размещено на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок "03" июля 2015 года. Аукционная документация опубликована на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок "03" июля 2015 года.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки устанавливается следующее требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Проанализировав извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе, размещенные Заказчиком на официальном сайте 03.07.2015, Комиссия установила, что в извещении о проведении электронного аукциона, сформированном с помощью программно-аппаратных средств официального сайта, в графе "Требования к участникам" было установлено следующее требование к участникам закупки:
"Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, на следующие виды работ: -использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды на объектах; -использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля (основание- пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности")".
Аналогичные дополнительные требования к участникам закупки установлены заказчиком и в пункте 23 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" разделе I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 1 и 2 Приложения 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;
е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;
средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;
2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Статьей 9 указанного Федерального закона определено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений подпункта 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
Пунктом 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", установлено, что лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по перечню согласно приложению.
Приложение к вышеуказанному Положению включает в перечень работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, получение (образование) воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II или III классов опасности (далее - объекты)
Использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля, относится к работам, выполняемым при эксплуатации взрывоопасных производственных объектов (пункт 7 названного Перечня).
Таким образом, установление Заказчиком в документации об аукционе требования о предоставлении участником размещения заказа в составе второй части заявки на участие в аукционе в электронной форме копии лицензии соответствует требованиям законодательства о контрактной систем и законодательства о лицензировании.
Предметом открытого аукциона является оказание услуг по техническому обслуживанию, промывке и обезжириванию двух газификаторов (извещение N0387200007015000116).
Согласно техническому заданию в числе оказываемых услуг по техническому обслуживанию включены следующие работы:
1 Очистка наружной поверхности сосуда эмалью, соединительных трубопроводов и испарителей газификаторов ГХК 3/1,6-200М
2 Визуально-измерительный контроль поверхности внешнего сосуда
3 Восстановление лакокрасочного покрытия сосуда, соединительных трубопроводов и испарителей газификатора ГХК 3/1,6-200М
4 Отогрев внутреннего сосуда соединительных трубопроводов и испарителей газификатора ГХК 3/1,6-200М
5 Демонтаж, поверка, монтаж и настройка контрольно-измерительных приборов
6 Ревизия, ремонт и настройка предохранительных клапанов
7 Ревизия и ремонт запорной арматуры (вентилей), замена прокладок, замена клапанов.
8 Ревизия, ремонт и настройка регулятора давления КС 77000
9 Ревизия и ремонт соединительных трубопроводов (замена прокладок, протяжка соединений)
10 Ревизия и ремонт испарителя подъема давления и продукционного испарителя.
11 Обезжиривание внутреннего сосуда, соединительных трубопроводов и испарителей газификатора ГХК 3/1,6-200М
12 Продувка внутреннего сосуда, соединительных трубопроводов и испарителей газификатора ГХК 3/1,6-200М
13 Проверка герметичности теплоизоляционноц плотности резервуара ГХК 3/1,6-200М
14 Вакуумирование теплоизоляционной полости резервуара
15 Пневматическое испытание внутреннего сосуда пробным и рабочим давлением
Оказание услуг по техническому обслуживанию, промывке и обезжириванию двух газификаторов ГХК-3/1,6-200М.
Газификаторы холодные криогенные ГХК 3/1,6-200М относятся к сосудам, работающим под давлением, эксплуатация, техническое обслуживание которых регламентируется "Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденными приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. N116. Количество газификаторов - 2 штуки.
Из анализа вышеназванных положений законодательства в сфере промышленной безопасности и лицензировании деятельности, а также документации об аукционе следует, что проведение указанных выше работ при отсутствии специального разрешения недопустимо. Выполнение указанных работ по техническому обслуживанию непосредственно связано с эксплуатацией опасного производственного объекта.
Следовательно, в действиях заказчика, утвердившего положения документации об аукционе, о необходимости предоставления лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов на спорные виды работ, нарушений норм Закона о контрактной системе, о промышленной безопасности, о лицензировании деятельности Комиссией Управления не установлено.
Требование Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности о наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах не свидетельствует о том, что на праве собственности должен принадлежать взрывопожароопасный объект, являющийся предметом аукциона, как ошибочно полагает Заявитель.
Выполнение данного условия лишь свидетельствует о соответствии лицензиата в указанной части установленным требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, предусматривающей выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с Перечнем согласно приложению к Положению.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
Признать жалобу ООО "Энергия - Криосиб" от 21.07.2015 N1092-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Мегионская городская больница N 1" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию, промывке и обезжириванию двух газификаторов (извещение N0387200007015000116) необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии Точиев Б.Б.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Миронов А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27 июля 2015 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2015