Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 12 января 2017 г. N 16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев 12 января 2017 года жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия администрации Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0109300023316000028 на выполнение работ по строительству подъезда от села Булгаково до поселка Заречный Булгаковского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 30.12.2016 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 09.01.2017 N 1 рассмотрение жалобы назначено на 12 января 2017 года в 15 часов 30 минут.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком аукционная документация составлена и размещена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы, действия Заказчика исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком 05.12.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0109300023316000028 на выполнение работ по строительству подъезда от села Булгаково до поселка Заречный Булгаковского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия.
Начальная (максимальная) цена контракта: 9 730 111,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 03.01.2017 в 08:00 (мск).
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 09.01.2017 г.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 12.01.2017 г.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 04.01.2017 по окончании указанного срока подачи заявок поступили две заявки на участие в Аукционе.
1. По мнению Заявителя, установленная Заказчиком дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе неправомерно приходится на нерабочий день.
На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в котором должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом Законом о контрактной системе не указано, что дни должны быть рабочими.
Между тем, согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, законодательство Российской Федерации устанавливает, что окончание срока должно быть определено только рабочим днем.
Установлено, что извещение о проведении Аукциона опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 05.12.2016, согласно которому начальная (максимальная) цена контракта составляет 9730111,00 рублей, а датой окончания срока подачи заявок установлено 03.01.2017 года (аналогичное положение содержится в пункте 24 раздела 1.3 "Информационная карта" документации об Аукционе).
Согласно производственному календарю на 2017 год, 03.01.2017 года является выходным днем, а следующим рабочим днем является 09.01.2017 года.
Следовательно, в соответствии с законодательством Российской Федерации 03.01.2017 года не может являться датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, установление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в нерабочий день нарушает требования части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В связи с вышеизложенным, Комиссией Мордовского УФАС России рассматриваемый довод заявителя признан обоснованным.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в п. 12.4 проекта муниципального контракта установлен неверный размер пени за нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Между тем, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в соответствии с п. 12.3 проекта муниципального контракта, в случае нарушения срока окончания работ на Объекте, указанного в пункте 4.1 настоящего контракта, Подрядчик выплачивает Заказчику пеню. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается в размере одной трехсотой, действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
В соответствии с п. 12.4 проекта муниципального контракта, в случае нарушения промежуточных сроков выполнения работ, предусмотренных Календарным планом, Подрядчик выплачивает Заказчику пеню. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается в размере одной трехсотой, действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, выразившиеся в неверном установлении размера пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с вышеизложенным, Комиссией Мордовского УФАС России рассматриваемый довод заявителя признан обоснованным.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены излишние требования к участникам Аукциона в части обязательного предоставления в составе вторых частей заявок на участие в Аукционе ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Согласно пункту "Порядок подачи заявок" Информационной карты Аукциона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Следовательно, обязательное требование к предоставлению в составе второй части заявки на участие в Аукционе идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования в документации об Аукционе не соответствуют части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с вышеизложенным, Комиссией Мордовского УФАС России рассматриваемый довод заявителя признан обоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе следующая информация: сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в соответствии с извещением об Аукционе, Заказчиком установлены сроки исполнения контракта: год 2017, декабрь.
Согласно п. 12 Информационной карты документации об Аукционе, окончание работ - не позднее 30 ноября 2017 года.
Согласно п. 4.1 проекта муниципального контракта, окончание работ - не позднее 30 ноября 2017 года.
В ходе рассмотрения дела N 1, представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные разночтения возникли в связи с допущенными техническими ошибками.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе и проекте муниципального контракта допущены разночтения относительно срока выполнения работ.
Таким образом, действия Заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России от 05.08.2016 N 78-од "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия администрации Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия при проведении электронного аукциона N 0109300023316000028 на выполнение работ по строительству подъезда от села Булгаково до поселка Заречный Булгаковского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением п. 1, п. 3 ч. 1 ст. 64, ч. 7 ст. 34, п. 1 ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 12 января 2017 г. N 16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2017