Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 января 2017 г. N 44-83/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУЗ "Клиническая больница N 122 имени Л.Г. Соколова Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик):
ООО "ЕвроСпецСервис" (далее - Заявитель): в отсутствие представителей,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 29903-ЭП/16 от 26.12.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов для организации горячего питания (далее - конкурс с ограниченным участием, конкурс, закупка), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 14.12.2016 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100011716000160. Начальная (максимальная) цена контракта 18 028 585,27 руб.
В жалобе ООО "ЕвроСпецСервис" указывает на неправомерные действия Заказчика в части утверждения конкурсной документации с нарушениями законодательства о контрактной системе, выразившихся в:
- установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных вышеуказанной статьей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" могут быть исключительно три показателя:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком при оценке заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" использованы следующие показатели:
- Деловая репутация участника конкурса;
- Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
- Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
- Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Так согласно порядку оценки заявок, установленному Заказчиком в части II "Специальная часть инструкция участникам" конкурсной документации, установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Деловая репутация участника закупки".
В рамках данного показателя оценивается "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (Сопоставимый характер: поставка продуктов питания. Сопоставимый объем - цена контракта не менее 30 % от начальной (максимальной) цены контракта)" оценивается опыт участника закупки по исполнению аналогичных предмету закупи контрактов (договоров) с целью выявления лучшего предложения.
Для оценки заявок по данному показателю учитывается опыт участника по успешной поставке продуктов питания. Дата заключения контракта (договора): не ранее 01.01.2014 года; дата исполнения контракта (договора): до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, с ценой каждого такого контракта (договора) не менее 30% начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который, проводится настоящий конкурс (стоимость в рублях).
Для подтверждения опыта участник заполняет форму "Опыт участника закупки" (Приложение N 8 к Части II "Специальная часть").
Подтверждается предоставлением:
- копий исполненных контрактов (договоров), копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам (договорам) (при наличии); для государственных и муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров также обязательно указание номеров реестровых записей контрактов из единого реестра государственных и муниципальных контрактов, реестра договоров, расположенных на официальном сайте Российской Федерации по адресу: www.zakupki.gov.ru;
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" по соответствующему лоту оценивается количество положительных отзывов, благодарственных писем, рекомендаций, выданных по результатам исполнения государственных или муниципальных контрактов, заключенных с учреждениями здравоохранения, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, по поставке продуктов питания за период с 01.01.2014 по 01.10.2016 гг., срок присутствия участника конкурса на рынке поставки продуктов питания, с момента его государственной регистрации, с учетом правопреемства. Срок присутствия участника конкурса на рынке поставки продуктов питания должен быть подтвержден самым ранним контрактом, сведения о котором содержатся в реестре контрактов, но не ранее 01.01.2012 г., заключенным участником закупки (для индивидуального предпринимателя или юридического лица - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица). Контракт, представленный участником конкурса в качестве подтверждения срока присутствия участника конкурса на рынке поставки продуктов питания должен содержать копию исполненного контракта, копии дополнительных соглашений и/или изменений контракта (при наличии таких соглашений и/или изменений), также обязательно указание номеров реестровых записей контрактов из единого реестра государственных и муниципальных контрактов, расположенном на официальном сайте Российской Федерации по адресу: www.zakupki.gov.ru.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлено незаконное требование о наличии положительных отзывов, благодарственных писем, выданных по результатам исполнения государственных или муниципальных контрактов.
Установление вышеуказанного показателя и порядка его оценки не противоречит Закону о контрактной системе, так как требование Заказчика к опыту работы является сопоставимым по характеру и объёму, напрямую связанно с предметом контракта, а наличие данного требования позволяет гарантировать Заказчику должную меру поведения и исполнение обязательств по контракту. Кроме того, исполнение государственного или муниципального контракта требует наличия соответствующей квалификации и специфического опыта, связанного, с массой организационных и технологических мероприятий. Данные компетенции являются крайне важным фактором, непосредственно влияющим на достижение целей закупки и надлежащее исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЕвроСпецСервис" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 января 2017 г. N 44-83/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2017