Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 января 2017 г. N 44-88/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Центр комплексного благоустройства" (далее - Заказчик):
ООО "Эргодизайн" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 30546/16 от 30.12.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по созданию удаленного пункта досмотра грузового транспорта в Санкт-Петербурге в период проведения мероприятий Кубка конфедераций FIFA 2017 года и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в Санкт-Петербурге (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.12.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200202316000075. Начальная (максимальная) цена контракта - 30 745 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 1 "Песок" Приложения N 4 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Класс песка: I или II. Марка песка по дробимости: выше 600. Содержание в песке зерен крупностью свыше 5 мм: менее 12 % по массе. Содержание в песке зерен крупностью свыше 10 мм: менее 3 % по массе. Содержание в песке зерен крупностью менее 0,16 мм: менее 17 % по массе. Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц: не более 8 % по массе. Содержание комков глины в песке: не более 1,5 % по массе. Содержание в песке зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы: не более 25 %. Песок: не должен содержать посторонних засоряющих примесей. Модуль крупности песка: менее 2,6 и не менее 2.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8736-2014 (п. 2.5.5 Части III документации о закупке).
Согласно п. 4.2.1 ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" в зависимости от зернового состава (см. таблицу 3) и содержания пылевидных и глинистых частиц (см. таблицу 4) песок подразделяют на два класса:
- класс I;
- класс II.
В зависимости от крупности зерен (модуля крупности) песок классов I и II подразделяют на группы:
- песок класса I - повышенной крупности, крупный, средний и мелкий;
- песок класса II - повышенной крупности, крупный, средний, мелкий, очень мелкий, тонкий и очень тонкий.
Заказчиком установлено требование к показателю модуля крупности песка: менее 2,6 и не менее 2.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе Заказчиком установлено следующее: "в случае установления в Приложении N 4 к Техническому заданию соответствующих значений, для которых указаны минимальные и максимальные значения показателей, с использованием слов/словосочетаний "более _ менее_", "не менее _ менее_", "более _ не более_", "не менее _ не более_", "более _ и менее_", "не менее _ и менее_", "более _ и не более_", "не менее _ и не более_" и т.д. участник закупки должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, без указания выше указанных слов/словосочетаний.
Таким образом, участник закупки должен представить конкретное значение показателя модуля крупности песка, выраженное единственным числовым значением.
Согласно п. 4.2.1 ГОСТ 8736-2014 каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1:
Группа песка |
Модуль крупности Мк |
||||
Повышенной крупности |
Св. |
3,0 |
до |
3,5 |
|
Крупный |
" |
2,5 |
до |
3,0 |
|
Средний |
" |
2,0 |
" |
2,5 |
|
Мелкий |
" |
1,5 |
" |
2,0 |
|
Очень мелкий |
" |
1,0 |
" |
1,5 |
|
Тонкий |
" |
0,7 |
" |
1,0 |
|
Очень тонкий |
До 0,7 |
|
Таким образом, требованиям Заказчика соответствуют группы песка: крупный, средний и мелкий.
Согласно п. 4.2.5 ГОСТ 8736-2014 содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках не должно превышать значений, указанных в таблице 4, в процентах по массе:
|
|
|
|
Класс песка |
Группа песка |
Содержание пылевидных и глинистых частиц |
Содержание глины в комках |
I |
Повышенной крупности, крупный и средний |
2 |
0,25 |
|
Мелкий |
3 |
0,35 |
II |
Повышенной крупности, крупный и средний |
3 |
0,5 |
|
Мелкий и очень мелкий |
5 |
0,5 |
|
Тонкий и очень тонкий |
10 |
1,0 |
Примечание - Содержание пылевидных и глинистых частиц в очень мелком песке класса II по согласованию с потребителем допускается до 7% по массе. |
Следовательно, согласно Таблице 4 ГОСТ 8736-2014 требованиям Заказчика по показателю содержания пылевидных и глинистых частиц соответствуют значения, которые не превышают 2, 3 и 5 % по массе.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлен нестандартный показатель содержания пылевидных и глинистых частиц без обоснования необходимости использования такого показателя.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно п. 4 "Щебень" Приложения N 4 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Марка щебня по дробимости: более 800. Марка щебня по морозостойкости: более F50. Марка щебня по истираемости: И1/ИI или И2/ИII. Группа щебня из горных пород: менее 3. Группа щебня из шлака по форме зерен: кубовидная или улучшенная. Щебень из шлака: не должен содержать зерен размером свыше 1,5 наибольшего номинального размера зерен или свыше 2 наибольших номинальных размеров зерен. Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне: не более 2,5 % по массе. Содержание глины в комках в щебне: менее 0,2 % по массе. Содержание в щебне металлических примесей, поддающихся ручной сортировке: менее 4 % по массе. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне: не более 20 % по массе. Содержание зерен слабых пород в щебне: менее 5 % по массе. Шлак, из которого щебень: не должен содержать посторонних засоряющих примесей.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8267-93 (п. 2.5.5 Части III документации о закупке).
Например, согласно п. 4.3.2 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" форму зерен щебня и гравия характеризуют содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы. Щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы подразделяют на пять групп, которые должны соответствовать указанным в таблице 2.
|
|
|
Группа щебня |
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе |
|
1 |
|
10 включ. |
2 |
|
Св. 10 до 15 включ. |
3 |
|
" 15 " 25 " |
4 |
|
Св. 25 до 35 включ. |
5 |
|
" 35 " 50 " |
Примечание - По согласованию изготовителя с потребителем допускается выпуск щебня из изверженных горных пород, содержащего св. 50%, но не более 65% зерен пластинчатой (лещадной ) и игловатой формы. |
Таким образом, согласно Приложению N 4 к Техническому заданию требованиям Заказчика соответствует 1 и 2 группа щебня.
Вместе с тем, согласно требованиям к показателю содержания зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы требованиям Заказчика удовлетворяют значения, соответствующие к 3 группе щебня.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены нестандартные показатели по товару "Щебень" в Приложении N 4 к Техническому заданию без обоснования необходимости использования таких показателей.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки и повлекли ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эргодизайн" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 января 2017 г. N 44-88/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2017