Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 января 2017 г. N 44-183/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУ "Культурно-досуговый комплекс "Красносельский" (далее - Заказчик):;
ООО "Карнавал" (далее - Заявитель):,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 313/17 от 10.01.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на организацию и проведение в 2017 году мероприятий, посвященных праздникам и памятным датам (далее - конкурс),
а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 09.12.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200278216000038. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 617 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся в отсутствии в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе порядка оценки заявок по критериям, установленным в документации о закупке, что, по мнению Заявителя, нарушает положения Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч.1 ст. 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно ч .1 ст. 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссия УФАС установила, что Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок:
Номер критерия оценки заявок |
Наименование критерия оценки заявок |
Значимость критерия, % |
1. |
Цена контракта |
60% |
2. |
Квалификация участника закупки, в т.ч. |
20% |
2.1. |
Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема оказания услуг |
10% |
2.2 |
Квалификация участника закупки, выраженная в наличии оборудования, принадлежащего участнику на праве собственности или на ином законном основании |
10% |
3. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок |
20% |
ИТОГО |
Сумма величин значимости критериев |
100% |
Согласно п. 14 Правил итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).
Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер ( п. 15 Правил).
В соответствии с ч.10 ст. 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;
2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;
3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе;
5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;
8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.12.2016 NПРО1 суммарная оценка конкурсной заявки ООО "Карнавал" составила 75,33 балла (2 место). В том числе в протоколе опубликовано следующий порядок оценки и присвоения баллов заявки Заявителя:
2 |
ООО "Карнавал" |
Цена контракта Значимость критерия оценки: 60.00% Предложение участника: 1999000.00 Российский рубль Оценка заявки по критерию: 60
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня Значимость критерия оценки: 20.00% Оценка заявки по критерию: 13.33 Показатели критерия оценки: 1 Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема оказания услуг Значимость показателя: 50.00% Предельное значение: 100 Порядок оценки по критерию: Оценка производится по шкале оценки или другому порядку, указанному в документации Предложение участника: Информация о предложении участника: информация участником предоставлена Оценка заявки по показателю: 41.67 2 Квалификация участника закупки, выраженная в наличии оборудования, принадлежащего участнику на праве собственности или на ином законном основании Значимость показателя: 50.00% Предельное значение: 100 Порядок оценки по критерию: Оценка производится по шкале оценки или другому порядку, указанному в документации Предложение участника: Информация о предложении участника: информация участником предоставлена Оценка заявки по показателю: 25
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки Значимость критерия оценки: 20.00% Оценка заявки по критерию: 18 |
75.33 |
2 |
Вместе с тем, в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не указан сам порядок оценки заявки на участие в конкурсе, что, в свою очередь, не позволяет участникам закупки определить каким образом конкурсной комиссией Заказчика производилась оценка и присвоение баллов заявкам участников по критериям, установленным Заказчиком в документации о закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в действиях конкурсной комиссии Заказчика усматривается нарушение п.5 ч.10 ст.53 Закона о контрактной системе.
Жалобу следует признать обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС установила следующее.
Согласно ч.1 ст. 53 Закона о контактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
Комиссия УФАС в ходе проведения внеплановой проверки установила, что Заказчиком в разделе 5 Проекта контракта установлены срок действия контракта и срок оказания услуг по данному контракту, а именно:
" 5.1. Настоящий Контракт вступает в силу со дня подписания Сторонами и действует до 31.12.2017 г. Контракт подлежит обязательной регистрации в Реестре контрактов.
5.2. Сроки оказания услуг по Контракту:
5.2.1. Начало оказания услуг - с даты публикации протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе и в соответствии с Календарным планом мероприятий.
5.2.2. Окончание оказания услуг - не позднее 30.10.2017г".
В соответствии с п.1 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее - ГК РФ) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно п.2 ст. 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
По смыслу указанной нормы распространение условий договора на предшествующий его заключению период возможно только в том случае, когда между сторонами фактически существовали соответствующие отношения. Невозможно заключить договор на прошлое время и распространить его условия на прошедший период.
В соответствии с п.2 ст.3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Таким образом, применение положений п. 2 ст. 425 ГК РФ не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом о контрактной системе, в связи с тем, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.
Вместе с тем, в условиях размещения государственного заказа никакие отношения между исполнителем и заказчиком, до завершения процедуры размещения заказа, не могут существовать. Такое положение вещей противоречит целям размещения государственного заказа, основанным на принципах открытости и прозрачности, создания равных условий обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона .
Согласно п. 5 ст.3 Закона о контрактной систем государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;
Пунктом 8 ст.3 Закона о контрактной системе установлено, что государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Таким образом, СПб ГБУ "Культурно-досуговый комплекс "Красносельский", являясь получателем бюджетных средств и выступая государственным заказчиком должно руководствоваться положениями Закона о контрактной системе при осуществлении закупок необходимых товаров, работ и услуг.
В соответствии с ч.2 ст.53 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе установлено, что в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, обязательным условием при заключении государственного контракта является предоставление победителем закупки обеспечения исполнения контракта.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС считает неправомерным включение в проект государственного контракта положения о начале оказания услуг с даты публикации протокола рассмотрения и оценки заявок, поскольку возможность приступить к оказанию услуг, являющихся предметом государственного контракта до завершения процедуры закупки и подписания государственного контракта, затрагивает также интересы другого участника закупки, который мог претендовать на заключение контракта в случае непредставления победителем надлежащего обеспечения исполнения контракта или в случае отказа победителя конкурса от заключения контракта.
Оказание услуг являющихся предметом закупки победителем конкурса с даты публикации протокола рассмотрения и оценки заявок подразумевает исполнение условий государственного контракта без предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.
В действиях Заказчика усматривается нарушении ч.2 ст.54 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика и его конкурсной комиссии нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 1, 3, 53, 54, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Карнавал" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение п. 5 ч.10 ст. 53Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.2 ст.54 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и членов его конкурсной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 января 2017 г. N 44-183/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2017