Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 января 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Вымпел" (далее - Заявитель) на действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по реализации имущества (в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней), арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взысканияна имущество, на территории Пермского края: г. Пермь, г. Кунгур и Кунгурский район, Березовский район, Ординский район, Кишертский район, Суксунский район, Чернушенский район, Уинский район, Октябрьский район, Куединский район, Чайковский район, Осинский район, Еловский район, Бардымский район (извещение N 0156100011316000041),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, который сформировал требования аукционной документации с нарушениями Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156100011316000041 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по реализации имущества (в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней), арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взысканияна имущество, на территории Пермского края: г. Пермь, г. Кунгур и Кунгурский район, Березовский район, Ординский район, Кишертский район, Суксунский район, Чернушенский район, Уинский район, Октябрьский район, Куединский район, Чайковский район, Осинский район, Еловский район, Бардымский район.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.12.2016 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 90 000,00 руб.;
4) дата проведения Аукциона - 09.01.2017 г.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Требования к составу второй части заявки обозначены Заказчиком в Разделе 8 аукционной документации. Так, вторая часть заявки должна содержать в соответствии с требованиями части 11 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях":
копию действующего свидетельства о постановке на специальный учет организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, выданного до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 01 октября 2015 г. N 1052 "О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями"
или копию действующего уведомления о постановке на специальный учет юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, и присвоении ему учетного номера, выданного после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 01 октября 2015 г. N 1052 "О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями".
Объектом закупки, в соответствии с п.1 Раздела 4 документации о закупке является оказание услуг по реализации имущества (в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней), арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взысканияна имущество, на территории Пермского края: г. Пермь, г. Кунгур и Кунгурский район, Березовский район, Ординский район, Кишертский район, Суксунский район, Чернушенский район, Уинский район, Октябрьский район, Куединский район, Чайковский район, Осинский район, Еловский район, Бардымский район.
Описание объекта закупки указано в главе V "Техническое задание" (п.2 указанного раздела).
В п.5 Главы 5 Техническое задание содержатся требования к услуге, в частности:
П. 5.1. По поручениям Заказчика реализация имущества (в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней), арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взысканияна имущество, на территории Пермского края: г. Пермь, г. Кунгур и Кунгурский район, Березовский район, Ординский район, Кишертский район, Суксунский район, Чернушенский район, Уинский район, Октябрьский район, Куединский район, Чайковский район, Осинский район, Еловский район, Бардымский район, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе:
- в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания Контракта предоставить Заказчику в письменной форме информацию о печатном средстве массовой информации, в котором Исполнитель обязан будет публиковать извещения о реализации имущества, а также сведения о сайте Исполнителя, на котором будет размещаться информация о реализуемом имуществе (далее - сайт Исполнителя), для размещения этой информации на сайте Заказчика;
- в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания Контракта предоставить Заказчику в письменной форме информацию об адресе электронной почты Исполнителя;
- прием для реализации от судебного пристава - исполнителя арестованного имущества (документов) в пределах срока, установленного ч. 7 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
- обеспечение сохранности переданного для реализации от судебного пристава - исполнителя арестованного имущества;
- в течение 2 (двух) рабочих дней с момента получения имущества и/или документов, направление на факс или адрес электронной почты Заказчика сканобраза Акта приема-передачи имущества и/или документов;
- транспортировка имущества (в случае получения имущества в натуре);
- предпродажная подготовка имущества (в случае получения имущества в натуре);
- в случае если имущество реализуется без торгов, размещение информации о реализуемом имуществе на сайте Исполнителя, в течение 10 (десяти) дней с момента получения документов или имущества и документов по акту приема передачи;
- при реализации имущества на торгах выступать Организатором торгов и осуществлять процесс подготовки к проведению торгов: назначать дату, время и место проведения торгов; определять порядок и место приема заявок на участие в торгах, дату, а также время начала и время окончания приема заявок и прилагаемых к ним; организовывать подготовку и публикацию извещения о проведении торгов; формировать комиссию по проведению торгов и обеспечивать ее деятельность; определять требования о внесении задатка, размер задатка, срок и порядок внесения задатка, реквизиты счета для перечисления задатка; определять величину повышения начальной цены договора ("шаг аукциона") - указанные решения принимаются исключительно руководствуясь действующим законодательством и положениями Контракта и т.д.
В соответствии с п.1.1 проекта контракта Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется на условиях, установленных настоящим Контрактом, совершать от его имени действия по реализации имущества (в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней), арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взысканияна имущество, на территории Пермского края: г. Пермь, г. Кунгур и Кунгурский район, Березовский район, Ординский район, Кишертский район, Суксунский район, Чернушенский район, Уинский район, Октябрьский район, Куединский район, Чайковский район, Осинский район, Еловский район, Бардымский район (далее - Услуга) (далее - имущество), в соответствии с условиями, предусмотренными настоящим Контрактом и Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется оплачивать услуги на условиях настоящего Контракта.
То есть объектом закупки является реализация имущества, в том числе, драгоценных металлов и драгоценных камней.
Правовые основы, регулирующие отношения по обращению драгоценных металлов и драгоценных камней установлены, в частности, Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ).
Согласно ст.1 Закона N 41-ФЗ специальный учет - ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за внесение указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр.
В соответствии с п.4 ст.11 Закона N 41-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливает порядок ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1052 утверждены Правила ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, согласно пункту 2 которого, постановке на специальный учет подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), а также определены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не подлежащие постановке на специальный учет. Кроме того согласно пункту 3, пункту 4 указанных Правил специальный учет осуществляется посредством включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, оформляемый в порядке, утверждаемом Министерством финансов Российской Федерации. Постановку на специальный учет осуществляет федеральное казенное учреждение "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации".
Из изложенного следует, что для осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями требуется постановка на специальный учет в установленном законодательством РФ порядке, тогда как для реализации иного имущества какие-либо разрешительные документы не требуется.
Таким образом, действия Заказчика, объединившего в один лот услуги, для оказания которых необходимы разрешительные документы, с услугами, которые может оказать лицо, не обладающее специальным разрешением, ведут к ограничению количества участников закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика имеется нарушение требований, закрепленных в п.1 ч.1 ст.64 Закона о размещении заказов.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вымпел" на действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае при проведении электронного аукциона на оказание услуг по реализации имущества (в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней), арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взысканияна имущество, на территории Пермского края: г. Пермь, г. Кунгур и Кунгурский район, Березовский район, Ординский район, Кишертский район, Суксунский район, Чернушенский район, Уинский район, Октябрьский район, Куединский район, Чайковский район, Осинский район, Еловский район, Бардымский район (извещение N 0156100011316000041) обоснованной.
2. Признать в действиях Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Пермском крае выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по итогам рассмотрения жалобы ОО "Регион 59" (вх. N 018328-16).
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Пермском крае к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 января 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2017