Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 января 2017 г. N 3
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, старший государственный инспектор А.В. Меньшикова, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Мск Медтехника" на действия заказчика - ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Красноярск) (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного электронного аукциона "На выполнение работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования с заменой запасных частей" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319100000216000487, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Мск Медтехника" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы по существу присутствовал представитель заказчика Пузанова Л.А. (доверенность от 09.01.2017).
Своего представителя на заседание комиссии ООО "Мск Медтехника" уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы не направило.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе.
На доводы подателя жалобы заказчиком были представлены следующие пояснения. Закупаемые в рассматриваемой закупке работы относятся к коду 33.13.12.000 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию облучающего, электрического диагностического и электрического терапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008). При этом технологическая и функциональная взаимосвязь закупаемых услуг обусловлена тем, что включенное в объем технического обслуживания медицинское оборудование используется Учреждением в операционном процессе при оказании высокотехнологичной помощи по группе "Эндоваскулярная, хирургическая коррекция нарушений ритма сердца с имплантацией кардиовертера-дефибриллятора" (в соответствии с Приложением к Постановление Правительства РФ от 19.12.2015 N1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год"), а также при использовании рентгенхирургических методов диагностики и лечения. Так, в ежедневной операционном цикле (начиная от стерилизации хирургического инструмента между операциями в течении дня, проведения операций под контролем рентгеновского оборудования и заканчивая диагностическими процедурами непосредственно до проведения, во время или после хирургического вмешательства) используется весь комплекс оборудования, включенный в объем работ. В отношении этого медицинского оборудования необходимо проводить определенную совокупность операций для поддержания оборудования в работоспособном состоянии (это является одним из лицензионных условий для осуществления медицинской деятельности). На время проведения работ по техническому обслуживанию операционный процесс может останавливаться в пределах одной рабочей недели. В связи с указанным обстоятельством операции по техническому обслуживанию включенной в объем работ совокупности медицинского оборудования необходимо производить в один и тот же период времени, чтобы не допускать длительных простоев при оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Указанная цель наиболее успешно достигается при планировании сроков проведения технического обслуживания одним исполнителем.
В аукционной документации указано, что в объем работ текущего ремонта входит установленное количество медицинской техники с предоставлением запасных частей (кроме особо оговариваемых). Объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования определен, а именно:
- определен конкретный перечень подлежащего обслуживанию медицинского оборудования, состоящий из 9 позиций и имеющий четкую номенклатуру запасных частей;
- строго определен объем выполнения регламентно-профилактических работ;
- указан перечень подлежащих обязательной замене расходных материалов и запасных частей согласно технической эксплуатационной документации;
- жестко оговорены сроки выполнения работ по диагностике и восстановлению работоспособности. При этом в целях профилактики поломок и отказов оборудования определены сроки проведения ежемесячного профилактического осмотра (заложено 12 визитов в течение календарного года) и периоды проведения технического обслуживания;
- конкретно определен результат выполнения работ, а именно исправное функционирование медицинского оборудования.
С учетом указанного объема работ начальная (максимальная) цена определена Заказчиком методом сопоставимых рыночных цен на основании 3 коммерческих предложений, поступивших от специализированных организаций. В коммерческих предложениях цена определена с учетом включения в объем работ ремонта выявленных неисправностей с предоставлением запасных частей, кроме особо оговариваемых.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание охранных услуг для нужд филиала N2 КГБУЗ ККПНД N 1 на 2017 год.
По первому доводу жалобы об объединении в один лот оборудования являющегося источником ионизирующего излучения с другим оборудованием что ограничивает круг участников закупки. А также га установления требования о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
На основании части 3 статьи 17 Закона о контрактной системе при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Согласно пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в себе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчик разрабатывает документация электронного аукциона такой вывод следует из положений части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, которыми предусмотрена обязанность заказчика размещать документацию в единой информационной системе при проведении электронного аукциона.
Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия товара и услуг потребностям заказчика.
В извещении о проведении электронного аукциона указано, что объектом закупки является "Выполнение работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования с заменой запасных частей".
Когда в лоте объединены разные товары, работы или услуги, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, их целевым назначением, достижением единой цели. А именно между товарами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели, максимального результата.
Закупаемые в рассматриваемой закупке работы относятся к коду 33.13.12.000 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию облучающего, электрического диагностического и электрического терапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008). При этом технологическая и функциональная взаимосвязь закупаемых услуг обусловлена тем, что включенное в объем технического обслуживания медицинское оборудование используется Учреждением в операционном процессе при оказании высокотехнологичной помощи по группе "Эндоваскулярная, хирургическая коррекция нарушений ритма сердца с имплантацией кардиовертера-дефибриллятора" (в соответствии с Приложением к Постановление Правительства РФ от 19.12.2015 N1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год"), а также при использовании рентгенхирургических методов диагностики и лечения. Так, в ежедневной операционном цикле (начиная от стерилизации хирургического инструмента между операциями в течении дня, проведения операций под контролем рентгеновского оборудования и заканчивая диагностическими процедурами непосредственно до проведения, во время или после хирургического вмешательства) используется весь комплекс оборудования, включенный в объем работ.
Содержащиеся в документации требования к объекту закупки каким-либо образом не ограничивает количества участников размещения заказа, в материалах дела, отсутствуют.
Кроме того, Комиссия по рассмотрению жалобы отмечает, что прямых критериев определения технологической и функциональной связи товаров, работ, услуг, действующим законодательством Российской Федерации не установлено, поэтому для определения функциональной и технологической связи необходимо учитывать положения других норм права с учетом полного, всестороннего, объективного анализа действующего законодательства, в том числе путем системного толкования норм права.
Доказательства того, что содержащиеся в документации об открытом аукционе, требования к объекту закупки влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа отсутствуют.
В соответствии с пунктом 17 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит обязательному лицензированию, таким образом, соответствующая деятельность специализированных организаций по техническому обслуживанию медицинских изделий является лицензируемой. Если в процессе технического обслуживания обслуживаются источники ионизирующего излучения, то специализированная организация в дополнение к лицензии на техническое обслуживание медицинской техники должна иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности (пункт 39 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ). Требования, установленные законодательством о лицензировании, являются обязательными. Нарушение установленных правил эксплуатации медицинского изделия может повлечь за собой привлечение Учреждения к административной ответственности.
По второму доводу жалобы об отсутствии цены запасных частей комиссия по рассмотрению жалобы поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пункт 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусматривает, что заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). По общему правилу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 запрещено включать в описание объекта закупки требования или указания в отношении товарных знаков. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 указанного закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Часть 2 статьи 33 указанного закона предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия отмечает, что информационной карте установлено наименование товара, работ , услуг с указанием стоимости обслуживания одной единицы техники:
Наименование товара, работ, услуг |
Код по ОКПД2 |
Единица измерения |
Количество |
Цена за ед.изм. |
Стоимость |
7 Выполнение работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования: Рентгеновский аппарат Arcadis Avantic, серийный номер 31462 |
33.13.12.000 |
УСЛ ЕД |
1.00 |
900000.00 |
900000.00 |
9 Выполнение работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования: Анализатор IMMULITE 1000 |
33.13.12.000 |
УСЛ ЕД |
1.00 |
200000.00 |
200000.00 |
6 Выполнение работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования: Аппарат ультразвуковой диагностики Acuson Sequoia C512, серийный номер 69129 |
33.13.12.000 |
УСЛ ЕД |
1.00 |
2000000.00 |
2000000.00 |
2 Выполнение работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования: Магнитно-резонансный томограф Magnetom Avanto, серийный номер 26844 |
33.13.12.000 |
УСЛ ЕД |
1.00 |
2050000.00 |
2050000.00 |
4 Выполнение работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования: Ангиографический комплекс Axiom Artis dTA, серийный номер 55514 |
33.13.12.000 |
УСЛ ЕД |
1.00 |
6100000.00 |
6100000.00 |
1 Выполнение работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования: Рентгеновский компьютерный томограф Somatom Sensation 64, серийный номер 55449 |
33.13.12.000 |
УСЛ ЕД |
1.00 |
3100000.00 |
3100000.00 |
5 Выполнение работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования: Рентгенодиагностический аппарат Axiom Iconos R200, серийный номер 5526 |
33.13.12.000 |
УСЛ ЕД |
1.00 |
3100000.00 |
3100000.00 |
3 Выполнение работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования: Ангиографический комплекс Axiom Artis dTC, серийный номер 46258 |
33.13.12.000 |
УСЛ ЕД |
1.00 |
6100000.00 |
6100000.00 |
8 Выполнение работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования: Стерилизатор STERRAD 100S |
33.13.12.000 |
УСЛ ЕД |
1.00 |
450000.00 |
450000.00 |
Итого: 24000000.00 |
В соответствии с Методическим рекомендациям "Техническое обслуживание медицинской техники" (утв. Минпромнауки РФ 10.10.2003, Минздравом РФ 24.09.2003) техническое обслуживание медицинской техники - это комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению. Техническое обслуживание включает в себя в том числе текущий ремонт медицинской техники. Основным средством восстановления технических характеристик медицинской техники служит замена неисправных блоков, агрегатов и узлов на запасные. Таким образом, специализированная организация должна иметь у себя подменный фонд запасных частей на обслуживаемое медицинское оборудование для осуществления оперативного ремонта. Это условие особо важно при техническом обслуживании медицинской техники, используемой при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, для соблюдения сроков ожидания помощи пациентом (когда помощь оказывается в плановом порядке) и для непрерывности ее оказания пациентам с острым коронарым синдромом (когда помощь должна оказывается в неотложном порядке). При этом необходимо учесть, что срок проведения процедуры закупки запасных частей, которую будет проводить Учреждение в случае поломки оборудования, может составлять до двух календарных месяцев.
Начальная (максимальная) цена определена Заказчиком с учетом затрат на оказание услуг с предоставлением запасных частей указанных в техническом задании.
Также заказчиком на рассмотрение жалобы предоставлены 3 коммерческих предложений, поступивших от специализированных организаций. В коммерческих предложениях цена определена с учетом включения в объем работ ремонта выявленных неисправностей с предоставлением запасных частей, кроме особо оговариваемых.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика, отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "Мск Медтехника" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 января 2017 г. N 3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2017