Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 13 января 2017 г. N 45
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" (далее - ООО ЧОО "Илир") на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа Администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание охранных услуг (физическая охрана) объекта "Реконструкция помещения МБУК "ЦБС им.Н.Островского" по адресу ул. Микуцкого, 8" в г. Красноярске" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 09.01.2017 поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (далее - податель жалобы) на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300019816001607.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель заказчика Старовойтов Владимир Егорович (доверенность N 121 от 13.01.2017, удостоверение личности);
- представитель заказчика Косовичева Галина Александровна (доверенность N 122 от 13.01.2017, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Лузан Надежда Федоровна (доверенность N 1 от 09.01.2017, удостоверение личности).
Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе, а именно: при проведении закупки охранных услуг заказчик не имеет права устанавливать вид оружия, которое должно быть использовано охранными организациями при оказании охранных услуг, так как это является исключительной компетенцией Правительства РФ.
По мнению подателя жалобы, в описание объекта закупки заказчиком и уполномоченным органом было неправомерно включены технические характеристики служебного огнестрельного оружия для использования на посту, которые влекут за собой ограничение конкуренции, поскольку в оспариваемой закупке смогут потенциально принять участие только охранные организации Красноярского края, которые имеют на вооружении пистолеты МР-471. Включение требования об использовании на посту охраны служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения с патронами травматического действия с установленными в описании объекта закупки техническими характеристиками, по мнению подателя жалобы, безосновательно снижает круг потенциальных участников закупки с 482 охранных организаций до 30.
На основании анализа результатов закупки на оказание услуг охраны объекта "Реконструкция помещения МБУК "ЦБС им.Н.Островского" по адресу ул. Микуцкого, 8" в г. Красноярске", проведенной в сентябре 2016 г., податель жалобы приходит к выводу о том, что аукционная документация подготовлена исключительно в интересах Охранной фирмы "Ратибор-В".
Вместе с этим, в содержании жалобы податель жалобы ходатайствовал об истребовании в Центре лицензионно разрешительной работы Управления Росгвардии по Красноярскому краю следующей информации: 1) Какое количество охранных организаций зарегистрировано в Красноярском крае по состоянию на 09.01.2017? 2) Какое количество охранных организаций Красноярского края по состоянию на 09.01.2017 имеют разрешения на хранения и использование служебного оружия и патронов и соответственно могут оказывать услуги вооруженной охраны? 3) Какое количество охранных организаций Красноярского края по состоянию на 09.01.2017 имеют на вооружении не менее одного пистолета МР-471? 4) Какое количество охранных организаций Красноярского края по состоянию на 09.01.2017 имеют на вооружении не менее одного пистолета Р226ТС, сертифицированного в качестве служебного и реализация которого была начата в России с апреля 2016 года?
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком, уполномоченным органом были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемых положениях документации об электронном аукционе были установлены объективные требования к услугам, являющимся объектом закупки, которые однозначно позволяют определить потребность заказчика, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. На основании вышеизложенного, по мнению уполномоченного органа, заказчика, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание охранных услуг (физическая охрана) объекта "Реконструкция помещения МБУК "ЦБС им.Н.Островского" по адресу ул. Микуцкого, 8" в г. Красноярске" (извещение о проведении электронного аукциона от 28.12.2016 N0119300019816001607).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на оказание услуги, для оказания которой используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Совокупность вышеуказанных правовых норм Закона о контрактной системе позволяет Комиссии придти к выводу о том, что заказчик при осуществлении закупки на оказание услуг вправе установить требования к тому товару, который подлежит использованию при оказании таких услуг.
Комиссией было установлено, что в разделе 4 аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом были сформулированы функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (далее - Описание объекта закупки).
В Описании объекта закупки заказчиком, уполномоченным органом сообщено о том, что услуги, являющиеся объектом закупки, необходимо оказывать ежедневно, круглосуточно, включая выходные и праздничные дни, необходимо обеспечить один пост охраны, количество человек на посту - 1, количество часов 8016 ч. Требованиями к качеству оказываемых услуг являются, в том числе обеспечение сотрудника охраны огнестрельным оружием ограниченного поражения с патронами травматического действия, наручниками отечественного производства и палкой резиновой отечественного производства, разрешенный перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 года N 587, средствами связи (радиостанция, мобильные телефоны), ручными фонарями.
Также в Описании объекта закупки указано на то, что услуги охраны необходимо оказывать с использованием в работе систем тревожной и охранной сигнализации включающие в себя:
- обеспечение наличия кнопки тревожной сигнализации (КТС).
- услуги по ежедневной круглосуточной охране помещений, подключенных на пульт централизованного наблюдения (ПЦН) охраны, отвечающие основным требованиям, установленным Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
- прибытие группы быстрого реагирования, по сигналу тревоги состоящей не менее чем из 3-х сотрудников;
- обеспечение возможности одновременного прибытия не менее двух групп реагирования в случае массовых беспорядков, групповых нападений;
- время прибытия группы быстрого реагирования на объект по сигналу тревоги - не более 15 мин;
- оповещение дежурной части органа внутренних дел и представителя заказчика об обнаружении признаков нарушения целостности объекта;
- обеспечение, не проникая на объект, неприкосновенности места происшествия до прибытия следственно-оперативной группы и представителя заказчика;
- при наличии явных признаков проникновения на объект (открыта дверь/окно, шум, движение внутри объекта), принятие мер к задержанию лиц, находящихся на объекте, блокированию возможных путей их отхода;
- при обнаружении признаков возгорания осуществление вызова караула пожарной охраны и представителя заказчика, а при необходимости сотрудников полиции с обеспечением охраны места происшествия, сохранности материальных ценностей и имущества заказчика до их прибытия;
- обеспечение каждого сотрудника охраны, прибывающего по сигналу тревоги, оружием (сертифицированным в установленном порядке в качестве служебного оружия) и специальными средствами (шлем защитный, жилет защитный, наручники отечественного производства и палка резиновая отечественного производства), разрешенный перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 года N 587, средствами связи (радиостанция, мобильные телефоны), ручными фонарями;
- обеспечение сотрудников охраны, прибывающего по сигналу тревоги, специальной форменной одеждой (по сезону), согласованной с органами внутренних дел, которая позволит определить их принадлежность к конкретной охранной организации исполнителя;
Применение сотрудником исполнителя специальных средств и служебного оружия при оказании услуг регламентировано Разделом V Федерального закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", а также другими нормативными актами и должностной инструкцией.
Вместе с этим, в Описании объекта закупки предусмотрены характеристики служебного оружия, которое исполнитель должен использовать при оказании охранных услуг на посту:
Служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия с дульной энергией не более 150 Дж. Ношение служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения осуществляется в расчехленном состоянии, со снаряженным магазином, поставленным на предохранитель (при наличии), в кобуре.
Технические характеристики служебного огнестрельного оружия для использования на посту:
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателей товара (максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться) установленные Заказчиком |
1 |
Калибр патрона используемого служебного огнестрельного оружия |
10х28 служебный или 9 Р.А. или 10 х 23Т |
2 |
Дульная энергия пули |
не более 150 (Сто пятьдесят) Дж. |
3 |
Ёмкость магазина (барабана) |
не более 10 (Десяти) патронов |
4 |
Длина служебного огнестрельного оружия |
не менее 162 мм, не более 200 мм. |
5 |
Масса служебного огнестрельного оружия без патронов |
не менее 0,63 кг, не более 0,9 кг. |
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком, уполномоченным органом характеристик и показателей услуг, которые являются объектом закупки, а также вышеуказанного товара, с использованием которого необходимо произвести оказание таких услуг, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика либо о том, что такие требования влекут ограничение количества участников закупки, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Требования к служебному огнестрельному оружию для использования на посту, указанные в Описании объекта закупки, были установлены заказчиком на основании Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", статьей 4 которого определены требовании к служебному оружию, и Правил оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", согласно которым в случае оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества в договоре на оказание охранных услуг указываются виды, типы, модели и количество оружия, которое будет использоваться при осуществлении таких услуг.
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчиком были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что характеристикам, установленным в Описании объекта закупки в отношении служебного огнестрельного оружия для использования на посту, соответствуют следующие модели огнестрельного оружия: Р226ТС, МР-471, Восток-1, что служит опровержением вывода подателя жалобы о том, что в оспариваемой закупке смогут потенциально принять участие только охранные организации Красноярского края, которые имеют на вооружении пистолеты МР-471.
Довод подателя жалобы о том, что включение требования об использовании на посту охраны служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения с патронами травматического действия с установленными в Описании объекта закупки техническими характеристиками снижает круг потенциальных участников закупки с 482 охранных организаций до 30, отклоняется Комиссией как документально не подтвержденный. Задачей законодательства о контрактной системе является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий заказчика.
Комиссией было принято во внимание обстоятельство того, что согласно сведениям представителя уполномоченного органа на участие в электронном аукционе было подано 6 (шесть) заявок от участников закупки, 4 (четверо) из которых были допущены к участию в электронном аукционе. В предусмотренный Законом о контрактной системе срок со стороны участников закупки в адрес заказчика, уполномоченного органа не поступало запросов разъяснений положений аукционной документации, в том числе в отношении Описания объекта закупки. Следовательно, у вышеуказанного количества участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, не возникло затруднений в понимании потребности заказчика, изложенной в Описании объекта закупки.
Довод подателя жалобы о том, что аукционная документация подготовлена исключительно в интересах Охранной фирмы "Ратибор-В" на основании проведенного подателем жалобы анализа результатов закупки на оказание услуг охраны объекта "Реконструкция помещения МБУК "ЦБС им.Н.Островского" по адресу ул. Микуцкого, 8" в г. Красноярске", проведенной в сентябре 2016 г., отклоняется Комиссией вследствие того, что предметом рассмотрения Комиссии являются действия заказчика, уполномоченного органа, совершенные ими при проведении определенного электронного аукциона. Действия заказчика и уполномоченного органа, совершенные ими при проведении иной конкурентной процедуры, не имеют правового значения по отношению к действиям указанных субъектов, совершенным при проведении электронного аукциона, поскольку такие действия совершены при иных фактических обстоятельствах. Подателем жалобы не было представлено допустимых документальных подтверждений, свидетельствующих о том, что содержащиеся в Описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия на основании следующего отказывает в удовлетворении заявленного подателем жалобы ходатайства об истребовании в Центре лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Красноярскому краю следующей информации: 1) Какое количество охранных организаций зарегистрировано в Красноярском крае по состоянию на 09.01.2017? 2) Какое количество охранных организаций Красноярского края по состоянию на 09.01.2017 имеют разрешения на хранения и использование служебного оружия и патронов и соответственно могут оказывать услуги вооруженной охраны? 3) Какое количество охранных организаций Красноярского края по состоянию на 09.01.2017 имеют на вооружении не менее одного пистолета МР-471? 4) Какое количество охранных организаций Красноярского края по состоянию на 09.01.2017 имеют на вооружении не менее одного пистолета Р226ТС, сертифицированного в качестве служебного и реализация которого была начата в России с апреля 2016 года?
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика, уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО ЧОО "Илир" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 13 января 2017 г. N 45
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2017