Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 января 2017 г. N 2-57-16075/77-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
Департамента градостроительной политики города Москвы: М.Е. Сущенко,
ООО "Международный центр инновационных программ": А.Ю. Хоревой,
рассмотрев жалобы ООО "Международный центр инновационных программ" (далее - Заявитель) на действия Департамента градостроительной политики города Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов на право заключения контрактов по теме "Организация участия Правительства Москвы в выставочной экспозиции Шестого Российского инвестиционно-строительного форума"; на организацию ежегодного конкурса "Лучший реализованный проект в области строительства"; на организационное и техническое обеспечение временной экспозиции выставочного центра градостроительного развития города Москвы в первом полугодии 2017 года (Закупки NN 0173200024016000080, 0173200024016000079, 0173200024016000081) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных открытых конкурсов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N10/63617 от 29.12.2016 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В своих жалобах Заявитель указывает на то, что Заявителем поданы запросы на разъяснения положений конкурсных документаций в части установления показателя "Количество работ, аналогичных предмету закупки, выполненных по заказу органов исполнительной власти города Москвы за последние 3 года" критерия "Квалификация участников закупки".
Согласно доводам жалоб, представленные разъяснения не могут быть признаны существенными и не дают обоснования действиям Заказчика при установлении критериев оценки заявок, обладающих признаками ограничения конкуренции. Кроме того, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком нарушены основные принципы закупок согласно Закону о контрактной системе, а именно - установив данные критерии оценки конкурсных заявок, Заказчик создал предпосылки для необоснованного ограничения числа участников закупки, т.е. нарушил принцип добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Комиссией Управления установлено, что порядок оценки конкурсных заявок предусматривает порядок оценки по критерию "квалификация участника закупки", в том числе по показателю:
- "Количество работ, аналогичных предмету закупки, выполненных по заказу органов исполнительной власти города Москвы за последние 3 года":
Обоснование показателя:
Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально. Наличие у участника закупки опыта за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе по успешному выполнению работ сопоставимого объема, подтверждается следующими документами:
- копии ранее исполненных контрактов (договоров) и/или актов.
В случае отсутствия в заявке документов, подтверждающих наличие у участника закупки за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, опыта выполнения указанных работ, участнику закупки по показателю присваивается ноль баллов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Заказчику поданы запросы, содержащие в том числе такие вопросы как:
- несоответствие указанного показателя перечню показателей, установленных Правилами (а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для вьшолнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки);
- о разъяснении параметров "аналогичности" и "предмета закупки";
- о требовании предоставления опыта исполнения контрактов, заключенных с органами исполнительной власти города Москвы.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком предоставлены разъяснения по всем вышеуказанным вопросам. Так, показатель "Количество работ, аналогичных предмету закупки, выполненных по заказу органов исполнительной власти города Москвы за последние 3 года" относится к подпункту б) перечня и отражает опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Также, согласно ответу на запрос, под понятием "Аналогичности" попадают следующие характеристики объекта закупки: объем закупки - стоимость успешно выполненных работ (услуг) сопоставимого характера и объема. Работы (услуги) сопоставимого характера - работы (услуги), связанные с организацией и (или) проведением конгрессно-выставочных мероприятий, выполненных по заказу органов исполнительной власти города Москвы. "Предмет закупки" следует понимать как "Предмет контракта". Также, в рамках выполнения работ исполнителем необходимо обеспечить подготовку информационных и презентационных материалов, а также разработку и согласование ряда художественно-стилистических решений. Поскольку результат данных работ должен соответствовать принятым в органах власти города Москвы языковым и стилистическим стандартам, лучшее качество подготовки материалов может быть представлено исполнителем, имеющим опыт выполнения аналогичных работ по заказу органов исполнительной власти города Москвы. Данные требования установлены для достижения надлежащего качества выполнения работ Исполнителем учитывая специфику деятельности органов исполнительной власти города Москвы.
Также, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя жалобы указывал на то, что действия государственного Заказчика нарушают положения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
При этом, жалоба Заявителя на действия Заказчика подана в Московское УФАС России в порядке главы 6 Закона о контрактной системе и рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
При этом, следует отметить, что в рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия или отсутствия нарушений Закона о защите конкуренции, так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 N339.
Учтивая, что в рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение доводов жалобы в отношении нарушении Закона о контрактной системе не может быть осуществлено.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседании Комиссии Управления, представителем Заявителя жалобы не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность вышеуказанных доводов жалобы, в том числе документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при формировании вышеуказанного порядка оценки конкурсных заявок и предоставлении разъяснений положений конкурсных документаций, а также документов, свидетельствующих о невозможности подачи заявки на участие в конкурсе и об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Международный центр инновационных программ" на действия Департамента градостроительной политики города Москвы необоснованными.
2. Снять ограничения на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), наложенные письмом Московского УФАС России N10/63617 от 29.12.2016.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
Е.И Ушкова
исп. Е.А. Дейнега, тел. 8-495-784-75-05, доб.192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 января 2017 г. N 2-57-16075/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2017