Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 декабря 2016 г. N 2-57-15953/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.Г. Абегяна,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя Департамента строительства города Москвы: С.А. Севостьянова,
в отсутствие представителей ООО "МосОблГрупп", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N 10/62947 от 27.12.2016),
рассмотрев жалобу ООО "МосОблГрупп" (далее - Заявитель) на действия Департамента строительства города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение остатков подрядных работ по объекту: Дошкольное отделение на 225 мест ГБОУ средняя общеобразовательная школа N 978 (на месте сноса здания действующего ДОУ N 64) по адресу: Варшавское ш., вл. 49, корп. 2, район Нагатино-Садовники, ЮАО города Москвы (Закупка N 0173200001516000499) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 27.12.2016 N 10/62947 документы и сведения.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров, а именно установление Заказчиком в аукционной документации, в том числе, следующих требований:
- в п. "Трубы из чугуна с шаровидным графитом" установлены требования к кривизне труб, пределу прочности при растяжении чугуна, твердости по Бринеллю, диаметральной жесткости, допускам, процентам удлинения после разрыва, диаметральному отклонению;
- в п. "Краски масляные (цветные)" установлены требования к времени высыхания, степени перетира, твердости пленки, стойкости пленки к воздействию сред, условной светостойкости пленки, укрывистости невысушенной пленки краски;
- в п. "Песок" установлены требования к содержанию в песке пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках, истинной плотности зерен, фракционному составу песка, остаткам песка на сите;
- в п. "Растворы" установлены требования к норме подвижности растворов, температуре заполнителей, плотности затвердевших растворов, удельной эффективной активности естественных радионуклидов;
- в п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие крупнозернистые" установлены требования к пористости остова, дробимости щебня, показателю однородности, остаточной пористости, прочности на сжатие, набуханию, водонасыщению, прочности на растяжение при расколе;
- в п. "Кирпич керамический" установлены требования к отклонениям единичного значения средней плотности образцов, пределу прочности при сжатии, коэффициенту теплопроводности кладки, водопоглощению изделий, пределу прочности при изгибе, средней плотности изделий, отклонениям от плоскостности граней изделий;
- в п. "Грунтовка глифталевая" установлены требования к стойкости пленки к воздействию сред, времени высыхания, адгезии пленки, твердости пленки, прочности пленки, эластичности пленки при изгибе;
- в п. "Лента самоклеющаяся" установлены требования к коэффициенту теплопроводности, условной прочности при растяжении, времени восстановления формы ленты, сопротивлению отслаиванию, пределу водонепроницаемости;
- в п. "Плитки керамические для полов" установлены требования к разнотолщинности, косоугольности кривизне лицевой поверхности плиток, изностойкости, числу и размерам дефектов на поверхности плиток;
- в п. "Клей мастика" установлены требования к прочности соединения между бетонным основанием и прикладываемым материалом, содержанию хлорпренового каучука, вязкости мастики, клеящей способности;
- в п. "Растворы" установлены требования к норме подвижности по погружению конуса, температуре заполнителей, влажности сухих смесей, средней плотности затвердевших растворов, водоудерживающей способности, расслаиваемости;
- в п. "Фанера общего назначения" установлены требования к дефектам производства фанеры, пределу прочности при изгибе, коэффициенту теплопроводности, влажности, шероховатости поверхности;
- в п. "Сталь горячекатаная для армирования" установлены требования к пределу текучести, кривизне стержней, времнному сопротивлению разрыву, площади поперечного сечения, предельным отклонениям по длине, относительному удлинению;
- в п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые для верхних слоев покрытий" установлены требования к фракционному составу, пределу прочности при сжатии, водостойкости, сдвигоустойчивости, остаточной пористости, абсолютное значение отклонения содержания битума в смеси от проектного, глубине проникания иглы, значению водонасыщения вырубок и кернов готового покрытия;
- в п. "Олифа оксоль" установлены требования к температуре воспламенения в открытом тигле, отстою по объему, времени высыхания, температуре вспышки, температурным пределам, условной вязкости, цвету, кислотному числу, температуре самовоспламенения;
- в п. "Растворы" установлены требования к норме подвижности, температуре заполнителей, средней плотности растворов, расходу цемента, влажности, водоудерживающей способности смесей, отклонению средней плотности, расслаиваемости;
- в п. "Пленка полиэтиленовая" установлены требования к прочности при растяжении, коэффициенту интегрального светопропускания, максимальному содержанию добавок, электрической прочности, относительному удлинению, предельным отклонениям по размерам, сопротивлению раздиру, температуре деформации, паропроницаемость, линейной усадке;
- в п. "Краски водно-дисперсионные" установлены требования к условной светостойкости, укрывистости, смываемости, времени высыхания, массовой доле нелетучих веществ, эластичности пленки при изгибе, условной вязкости, коэффициенту отражения;
- в п. "Смеси бетонные" установлены требования к расслаиваемости по по водоотделению, раствороотделению, пористости, средней плотности, наибольшей крупности заполнителя;
- в п. "Лента предварительносжатая саморасширяющаяся уплотнительная" установлены требования к условной прочности, относительному удлинению, времени восстановления формы, коэффициенту теплопроводности, плотности, сопротивлению отслаиванию, дефектам внешнего вида;
- в п. "Плитки керамические глазурованные" установлены требования к количеству и размерам дефектов внешнего вида плиток, разбросу показателей по толщине плиток одной партии, твердости глазури, водопоглощению;
- в п. "Плиты пенополистрирольные" установлены требования к теплопроводности в сухом состоянии, разности длин диагоналей, прочности на сжатие, времни самостоятельного горения, пределу прочности при изгибе, отклонениям от плоскостности наибольшей грани;
- в п. "Материал рулонный кровельный" установлены требования к разрывной силе при растяжении, водонепроницаемости;
- в п. "Двутавры стальные" установлены требования к радиусам инерции по осям, моментам инерции по осям, моментам сопротивления по осям, притуплению наружных кромок полок, статическому моменту полусечения, перекосу полки;
- в п. "Плиты минераловатные на синтетическом связующем" установлены требования к теплопроводности, разности длин диагоналей, прочности на сжатие, нормальному коэффициенту звукопоглощения, прочности на отрыв слоев, полноте поликонденсации связующего, водопоглощению при частичном погружении, содержанию органических веществ;
- в п. "Мастика герметизирующая нетвердеющая, строительная" установлены требования к времени выдерживания мастики, относительному удлинению, теплостойкости, пределу прочности при растяжении;
- в п. "Блоки бетонные" установлены требования к отклонениям проектных размеров блоков, расходу стали при производстве, значению нормируемой отпускной прочности бетона блоков;
- в п. "Шпатлевка" установлены требования к времени высыхания, условной вязкости, эластичности, прочности при ударе, условной вязкости, массовой доле нелетучих веществ, степени перетира;
- в п. "Шпатлевка" установлены требования к фракционному составу, истинной плотности остатку на сите N063, содержанию в песке пылевидных и глинистых частиц, глины в комках;
- в п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие песчаные" установлены требования к фракционному составу, остаточной пористости, значению водонасыщения для вырубок и кернов готового покрытия, трещиностойкости, водостойкости при длительном водонасыщении, пористости минеральной части, глубине проникания иглы при 25 °С, сдвигоустойчивости, содержанию битума, значениям водонасыщения для образцов, отформированных из смеси, пределу прочности при сжатии;
- в п. "Кабели силовые" установлены требования к допустимым токовым нагрузкам кабелей, относительному удлинению при разрыве изоляции, выдерживаемому кабелем времени воздействия переменного напряжения, водопоглощению изоляции, стойкости кабеля к старению, отклонению значения относительного удлинения при разрыве изоляции, номинальному сечению токопроводящих жил, продавливанию при высокой температуре, удельному объемному электрическому сопротивлению изоляции, относительному удлинениюю, снижению светопроницаемости, шагу скрутки;
- в п. "Растворы" установлены требования к норме подвижности, температуре заполнителей, средней плотности растворов, расходу цемента, влажности, водоудерживающей способности смесей, отклонению средней плотности, расслаиваемости;
- в п. "Эмаль" установлены требования к массовой доле нелетучих веществ, эластичности пленки, времени высыхания, условной вязкости, стойкости пленки к воздействию сред, твердости пленки.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционах имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров, без проведения испытаний определенной партии товара, основываясь на сведениях, которые размещены поставщиками и производителями товаров в свободном доступе в телекоммуникационной сети "Интернет" или иных источниках сведений о товарах, и затруднился пояснить необходимость установления в аукционной документации вышеуказанных требований к товарам.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 5 заявок на участие в аукционе, при этом, согласно пояснениям Заказчика, аукционной комиссией Заказчика не принималось решений об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, представленных в заявках вышеуказанным требованиям аукционной документации, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя в проекте государственного контракта неправомерно установлено положение об обязательном условии уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, в случае заключения контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
В силу ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предметом закупки является выполнение работ строительных в отношении объекта капитального строительства, при этом, согласно требованиям аукционной документации участники закупки должны иметь свидетельство, выданное саморегулируемой организацией о допуске участников закупки к выполнению работ, включенных в перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624.
При этом, согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Таким образом, физические лица не могут принимать участие в электронном аукционе N 0173200001516000499.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при неустановлении в аукционной документации положения об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МосОблГрупп" на действия Департамента строительства города Москвы обоснованной в части установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: А.Г. Абегян
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 декабря 2016 г. N 2-57-15953/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2017