Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 декабря 2016 г. N 2-57-15707/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Члены Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 31 ДЗМ": Чипинской А.В., Воробьевой В.В.,
в отсутствие представителей ООО "МОНОЛИТ", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/62391 от 23.12.2016),
рассмотрев жалобу ООО "МОНОЛИТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 31 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (мясная продукция) для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городской клинической больницы N 31 Департамента здравоохранения города Москвы" (Закупка N 0373200025616000353) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/62391 от 23.12.2016, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционной документации и извещении об электронном аукционе Заказчика установлены противоречивые требования, а именно в извещении о проведении электронного аукциона указано следующее: "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от от 28 ноября 2013 г. N 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием. Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме Не требуется", при этом аукционной документацией не предусмотрено установление каких-либо дополнительных требований, что может вводить участников закупки в заблуждение.
На основании п.4 ст.42 Закона контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом контрактной системе, следующая информация, в том числе ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в извещении о проведении аукциона указано, что дополнительные требования не требуются, кроме того в аукционной документации, также отсутствуют дополнительные требования к участникам, что также позволяет определить потребность Заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно не установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99.
На основании ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 в случае, если проводиться аукцион на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей к участникам предъявляются дополнительные требования.
На основании доводов жалобы Заявителя, объект закупки является "аукцион в электронной форме на право заключения контракта на поставку продуктов питания (мясная продукция) для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городской клинической больницы N 31 Департамента здравоохранения города Москвы", при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 629 684,00 рублей, при этом в аукционной документации заказчика отсутствует требование о наличии у участников дополнительного опыта связного с объектом закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 вышеуказанный дополнительный опыт указан в приложении N2, согласно которому указаны случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием, при этом Заказчиком выбран способ определения поставщика в виде аукциона в электронной форме.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлен залог денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта.
На основании п.8 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Законом о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Законом о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в п.25.1 информационной карты аукционной документации указано следующее: "Обеспечение исполнения контракта может быть представлено в виде безотзывной банковской гарантии или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в Информационной карте аукциона и в извещении о проведении открытого аукциона", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку неправомерно установлено требование в предоставлению обеспечения исполнения контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив, что при составлении аукционной документации допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные положения информационной карты аукционной документации установлены в нарушение ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
4. По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе, нарушают положения действующего законодательства, а именно, в части установления неправомерных требований к первой части заявки.
Ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе устанавливает исчерпывающий перечень наличия информации в составе первой части заявок участников закупки, при заключении контракта на поставку товара, а также выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в п.17.1 информационной карты аукционной документации указано следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установленные Заказчиком в п.17.1 информационной карты аукционной документации требования нарушает положения ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к поставляемым товарам.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В приложении N2 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к поставляемым товарам, таким как:
- п.1 "Изделия колбасные вареные (колбаса) "Докторская"":
-Изделия колбасные вареные категории А - колбаса "Докторская",
-Массовая доля мышечной ткани в готовом продукте, %, должна не быть менее 60,0, по мнению Заявителя данное требование может вводить участников заблуждение, поскольку согласно ГОСТ Р 52196-2011 колбасное изделие категории А: Колбасное изделие с массовой долей мышечной ткани в рецептуре свыше 60,0%".
- п.3 "Мясо говядины бескостное (тазобедренный отруб без голяшки) замороженное" - Отрубы должна быть упакованы в полимерную пленку или в лотки из полимерных материалов с последующей упаковкой в полимерную пленку (допускается упаковка с применением защитного газа или вакуума) и скрепленные термосвариванием, затем должны быть уложены в транспортную тару - ящики из гофрированного картона ИЛИ полимерные ящики. Максимальная масса нетто отрубов в ящиках должна быть 20 кг, по мнению Заявителя данное требование может вводить участников заблуждение, поскольку согласно п.5.6.5 ГОСТ 31797-2012 масса нетто отрубов в ящиках из гофрированного картона должна быть не более 20 кг, в контейнерах и таре-оборудовании - не более 250 кг; масса брутто продукции в многооборотной таре - не более 30 кг.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить на каком основании установлены вышеуказанные требования к поставляемым товарам, а также затруднились обосновать необходимость включения в документации о закупке вышеуказанные требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что отсутствует указание на объем, а также при выполнении каких работ используются данные товары, что нарушает п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 9 заявок на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании непредоставления указанных сведений или несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным требованиям аукционной документации, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МОНОЛИТ" на действия ГБУЗ "ГКБ N 31 ДЗМ" обоснованной в части установления требований неправомерных требований к первой части заявки, а также установления залога денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, а также установление неправомерных требований к поставляемым товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.6 ст.66, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Р
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Член Комиссии И.С. Максимов
Д.А. Орехов
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-15707/77-16 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
28.12.2016 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Члены Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
на основании решения Комиссии от 28.12.2016 по делу N2-57-15707/77-16, по итогам рассмотрения жалобы ООО "МОНОЛИТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 31 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (мясная продукция) для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городской клинической больницы N 31 Департамента здравоохранения города Москвы" (Закупка N 0373200025616000353) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии при рассмотрении заявок и заключении государственного контракта на поставку продуктов питания (мясная продукция) для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городской клинической больницы N 31 Департамента здравоохранения города Москвы" (Закупка N 0373200025616000353) не учитывать требование в п.17.1 информационной карты аукционной документации, а именно: "Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ", а также п.25.1 информационной карты аукционной документации "передачи заказчику в залог денежных средств".
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 28.12.2016 по делу N2-57-15707/77-16.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 20.02.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92), или электронной почте по адресу: Predpisanie44fz@fas.gov.ru
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Член Комиссии И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Максимов И.С. (495) 784-75-05 (доб. 186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 декабря 2016 г. N 2-57-15707/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2017