Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 января 2017 г. N 2-57-16208/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги Южного административного округа": М.Г. Жоголя, Ш.Р. Абясова,
в отсутствие представителей ООО "Грузовая автомобильная компания", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России N 10/64418 от 30.12.2016,
рассмотрев жалобу ООО "Грузовая автомобильная компания" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги Южного административного округа" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по содержанию и техническому обслуживанию катков с искусственным льдом (Закупки N 0373200086716001142, 0373200086716001138) (далее - Аукционы), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционных документаций, не соответствующих требованиям законодательства об осуществлении закупок, а именно установление Заказчиком в аукционных документациях неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 30.12.2016 N 10/64418 документы и сведения.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционных документациях избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований, а именно установление Заказчиком в аукционных документациях, в том числе, следующих требований:
- в п. "Пиломатериалы хвойных пород (доски)" установлены требования к числу и характеристикам пороков древесины;
- в п. "Растворы строительные" установлены требования к значениям нормы подвижности по погружению конуса, расслаиваемости смесей, водоудерживающей способности, отклонения средней плотности раствора;
- в п. "Эмаль ПФ-115" установлены требования к степени перетира, стойкости покрытия к воздействию сред, адгезии пленки, устойчивости пленки, внешнему виду покрытия, эластичности пленки, массовой доле нелетучих веществ, времени высыхания, укрывистости высушенной пленки;
- в п. "Краски масляные" установлены требования к степени перетира, укрывистости невысушенной пленки, массовым долям пленкообразующего и летучего веществ, времени высыхания, стойкости пленки к воздействию воды, условной светостойкости пленки;
- в п. "Массовая доля летучего вещества", по мнению Заявителя, установлены требования к значениям температуры вспышки и условной вязкости;
- в п. "Горячекатанная арматурная сталь" установлены требования к значениям относительного удлинения, предела текучести;
- в документации по закупке N 0373200086716001142 установлены требования к значениям содержания хлорпренового каучука, прочности соединения между бетонным основанием и мастикой товара "Мастика клеящая каучуковая (клей), марка КН-2";
- в п. "Песок кварцевый" установлены требования к значениям остатка на сетке N 08, содержания примесей, массовой доле влаги, прохода через сетку, массовой доли тяжелой фракции;
- в п. "Ксилол нефтяной" установлены требования к значениям реакции водной вытяжки, испаряемости, температуры вспышки, плотности;
- в п. "Олифа оксоль" установлены требования к времени высыхания, кислотному числу, прозрачности, отстой по объему, температуре вспышки, прозрачности;
- в п. "Песок для дорожных работ, рядовой" установлены требования к содержанию зерен крупностью менее 0,16 мм, пылевидных и глинистых частиц, зерен крупностью свыше 5 мм, истинной плотности зерен, полному остатку на сите, содержанию глины в комках, посторонних примесей, зерен крупностью свыше 10 мм;
- в п. "Шпатлевка масляно-клеевая универсальная" установлены требования к значениям внешнему виду покрытия после высыхания, степени перетира, времени высыхания, эластичности при изгибе;
- в п. "Грунтовка ГФ-021" установлены требования к значениям стойкости пленки к воздействию различных сред, расслаиванию, степени перетира, эластичности пленки, времени высыхания, адгезии пленки, внешнему виду пленки;
- в п. "Канифоль сосновая" установлены требования к кислотному числу, температуре размягчения, внешнему виду;
- в п. "Отходы потребления текстильные (ветошь)" установлены требования к фактической и нормированной влажности;
- в п. "Олифа натуральная" установлены требования к времени высыхания, отстою, кислотному числу;
- в п. "Набивки сальниковые асбестовые" установлены требования к значениям неровности поверхности набивок, плотности, выступающим оборванным нитям, пропускам оплеточных нитей, количеству выстпающих оборванных нитей, наружному ткацкому узлу, предельным отклонениям размера сечения, количеству неровностей поверхности набивок, количеству пропусков оплеточных нитей;
- в п. "Лак БТ-577" установлены требования к времени высыхания, эластичности пленки, стойкости пленки к воздействию сред, массовой доле нелетучих веществ, внешнему виду пленки;
- в п. "Лента изоляционная ПВХ" установлены требования к предельным отклонениям по размерам, относительному удлинению при разрыве, температуре хрупкости, прочности при растяжении;
- в п. "Бяз" установлено требование к поверхностной плотности ткани;
- в п. "Клей ПВА" установлены требования к значениям сухого остатка, времени высыхания, морозостойкости;
- в п. "Песок для дорожных работ, рядовой" установлены требования к содержанию зерен крупностью менее 0,16 мм, пылевидных и глинистых частиц, зерен крупностью свыше 5 мм, истинной плотности зерен, полному остатку на сите, содержанию глины в комках, посторонних примесей, зерен крупностью свыше 10 мм;
- в п. "Лента изоляционная хлопчатобумажная" установлены требования к липкости до старения, разрывной нагрузке, предельным отклонениям по размерам;
- в п. "Краска водно-дисперсионная" установлены требования к значениям смываемости пленки, моростойкости краски, укрыистости, времени высыхания, стойкости пленки к статическому воздействию воды, эластичности пленки при изгибе, рН краски, внешнего виду, степени перетира, массовой доли нелетучих веществ;
- в п. "Материал рулонный кровельный и гидроизоляционный" установлены требования к значениям температуры хрупкости вяжущего, разрывной силы при растяжении, водонепроницаемости, теплостойкости;
- в п. "Растворители универсальные" установлены требования к значениям температурам самовоспламенения, вспышки, кислотного числа, разбавляющего действия;
- в п. "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией" установлены требования к водопоглощению изоляции, относительным удлинениям изоляции и наружной оболочки до и после старения, прочности наружной оболочки и изоляции, стойкости изоляции к воздействию низких температур, потере массы наружной оболочки, глубине продавливания изоляции и наружной оболочки;
- в п. "Мастика битумная кровельная горячая" установлены требования к значениям зернового состава наполнителя, содержания воды, влажности наполнителя, температуры размягчения мастики, плотности наполнителя, внешнего вида, теплостойкости;
- в п. "Плинтусы поливинилхлоридные электротехнические совмещенные" установлены требования к значениям изменения линейных размеров, истираемости, абсолютной деформации при вдавливании;
- в п. "Пиломатериалы хвойных пород (бруски)" установлены требования к размерам пороков древесины;
- в п. "Прокладка паронит" установлены требования к плотности, восстанавливаемости после снятия давления, условной прочности при разрыве, сжимаемости.
Вместе с тем, Заказчиком в аукционных документациях не установлены требования к товару с наименованием "Массовая доля летучих веществ".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционах имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров, без проведения испытаний определенной партии товара, основываясь на сведениях, которые размещены поставщиками и производителями товаров в свободном доступе в телекоммуникационной сети "Интернет" или иных источниках сведений о товарах, и затруднился пояснить необходимость установления в аукционной документации вышеуказанных требований к товарам.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупок и повлечь ограничения количества участников закупок.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционных документациях требований к характеристикам применяемых при выполнении товаров таким образом, что Заказчиком при описании одного показателя товара установлены требования к различным характеристикам товаров:
- в п. "Краски масляные" установлено требование к показателю "Массовая доля пленкообразующего, летучего вещества";
- в п. "Мастика клеящая каучуковая (клей), марка КН-2" установлено требование к показателю: "Прочность соединения между бетонным основанием и приклеиваемым материалом через 24 ч и через 72 ч после склеивания";
- в п. "Ксилол нефтяной" установлено требование к показателю товара: "Концентрационные пределы воспламенения паров ксилола в смеси с воздухом (нижний и верхний)";
- в п. "Грунтовка ГФ-021" установлено требование к показателю товара: "Время высыхания до степени 3, при температуре (1055) °С, (20
2) °C";
- в п. "Канифоль сосновая" установлено требование к показателю "Температура размягчения, самовоспламенения";
- в п. "Отходы потребления текстильные (ветошь)" установлено требование к показателю "Фактическая, нормированная влажность";
- в п. "Шурупы с потайной головкой" установлено требование к показателю товара: "Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц, глубина крестообразного шлица h";
- в п. "Винты самонарезающие с потайной головкой и заостренным концом" установлено требование к показателю ""Диаметр, высота головки";
- в п. "Растворители универсальные" установлено требование к показателю товара: "Температура самовоспламенения, вспышки в открытом тигле";
- в п. "Мастика битумная кровельная горячая" установлено требование к показателю товара: "температура мастики по методу "кольца и шара", вспышки".
Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционных документациях следующих требований:
- в п. "Гвозди строительные" установлены требования: "Условный диаметр стержня d должен быть 1.6, 1.4; 1.8, 2.0 мм", "Диаметр головки D должен быть не менее 2.8 мм", "Масса 1000 шт. гвоздей должна быть не более 1.190 кг", "Длина гвоздя l должна быть не более 60 мм", "Размер h не должен быть менее 0.84 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", согласно которому при указанных диаметрах стержня длина гвоздя не может быть меньше 25 мм, наименьший диаметр головки не должен превышать 4,0 мм, масса 1000 круглых гвоздей должна быть не менее 0,302 кг;
- в п. "шайба" установлены требования "Диаметр резьбы крепежной детали d должен быть 27.0; 30.0 мм", "Размер d1 должен быть не более 33.0 мм", "Размер d2 должен быть от 50.0* мм", "Исполнение должно быть 1, 2", "Класс точности должен быть С и А", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия", согласно которому размер d1 у шайб, предназначенных для использования с крепежными деталями с диаметром резьбы 27 и 30 мм должен быть не меньше 28 мм, размер d2 - не больше 56 мм;
- в п. "Гвозди строительные" установлены требования: "Размер h должен быть не менее 3.6 мм", "Диаметр головки D не должен быть менее 11 мм", "Условный диаметр стержня d должен быть 6, 8 мм", "Длина гвоздя l должна быть до 250* мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", согласно которому при указанных диаметрах стержня длина гвоздя должна быть 150, 200 или 250 мм, наименьший диаметр головки - 11 или 14 мм, размер h - 3,6 или 4,8 мм;
- в п. "Гвозди строительные" к товару установлены требования: "Диаметр стержня d должен быть 0.8, 1.0, 1.4; 1.2, 1.6 мм.", "Диаметр головки D должен быть более 1.6 мм", "Размер h не должен быть < 0.48 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", согласно которому при указанных диаметрах стержня диаметр головки D не должен превышать 3,2 мм, размер h не должен быть меньше 0,96 мм;
- в п. "шайбы" установлены требования "Размер d2 должен быть 16.0 мм", "Исполнение должно быть 2 и 1", "Размер d1 не должен быть < 6.4 мм", "Диаметр резьбы крепежной детали d должен быть 8; 6 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия", согласно которому размер d1 у шайб, предназначенных для использования с крепежными деталями с диаметром резьбы 6 и 8 мм должен быть не больше 9,0 мм, размер d2 - не меньше 12 мм;
- в п. "Шурупы с потайной головкой" к товару установлены требования: "Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц, глубина крестообразного шлица h не должна быть более 5.4 Мм", "Диаметр резьбы d должен быть 8; 10 мм", "Диаметр головки D не должен быть более 18 мм", "Диаметр крестообразного шлица m должен быть не менее 7.5 мм", "Высота головки К должна быть менее 5 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 1145-80 "Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры", согласно которому при указанных диаметрах резьбы d диаметр головки D должен быть 14,5 или 18,0, высота головки K - 4, 5 мм, диаметр крестообразного шлица - 7,5 или 9,7 мм, глубина крестообразного шлица - 3,7 или 4,6 мм, глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц должна быть не менее 3,8 мм;
- в п. "Винты самонарезающие с потайной головкой и заостренным концом" установлены требования ""Длина винта должна быть 25 мм", "Диаметр, высота головки должен быть не более 14.5 мм", "Шаг резьбы должен быть не менее 1.75 мм", "Глубина крестообразного шлица должна быть не менее 1.55 мм", "Масса 1000 шт. должна быть не более 6.77 кг", "Номинальный диаметр резьбы должен быть 4, 6; 5, 8 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 11652-80 "Винты самонарезающие с потайной головкой и заостренным концом для металла и пластмассы. Конструкция и размеры", согласно которому при указанных значениях номинального диаметра резьбы шаг резьбы должен быть не более 3,5 мм, диаметр головки - не менее 7,4 мм, высота головки - 2,20 мм, глубина крестообразного шлица - не более 3,40 мм, масса 1000 шт. стальных винтов - не менее 1,91 кг.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционных документациях требований к товару "Гвозди строительные" способом аналогичным вышеописанным требованиям к товару "Гвозди строительные", требований к товару "Шайба" способом аналогичным вышеописанным требования к товару "Шайбы".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами и стандартами Заказчиком установлены вышеуказанные требования к товарам, применяемым при выполнении работ, а также затруднился пояснить необходимость установления в аукционных документациях требований указанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционных документаций Заказчика к товарам, применяемым при выполнении работ составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявок на участие в аукционах и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупок.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 5 заявок на участие в аукционе N 0373200086716001138, и 7 заявок на участие в аукционе N 0373200086716001142, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принималось решений об отклонении заявок участников закупок от участия в аукционах на основании несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным требованиям аукционных документаций, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупок.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Грузовая автомобильная компания" на действия ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги Южного административного округа" обоснованными в части установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам "Пиломатериалы хвойных пород (доски)", "Растворы строительные", "Эмаль ПФ-115", "Краски масляные", "Мастика клеящая каучуковая (клей), марка КН-2", "Горячекатанная арматурная сталь", "Песок кварцевый", "Ксилол нефтяной", "Олифа оксоль", "Песок для дорожных работ, рядовой", "Шпатлевка масляно-клеевая универсальная", "Грунтовка ГФ-021", "Канифоль сосновая", "Отходы потребления текстильные (ветошь)", "Олифа натуральная", "Набивки сальниковые асбестовые", "Лак БТ-577", "Лента изоляционная ПВХ", "Бяз", "Клей ПВА", "Песок для дорожных работ, рядовой", "Лента изоляционная хлопчатобумажная", "Краска водно-дисперсионная", "Материал рулонный кровельный и гидроизоляционный", "Растворители универсальные", "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией", "Плинтусы поливинилхлоридные электротехнические совмещенные", "Пиломатериалы хвойных пород (бруски)", "Прокладка паронит", "Шурупы с потайной головкой", "Винты самонарезающие с потайной головкой и заостренным концом", "Гвозди строительные", "шайба", "шайбы".
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 января 2017 г. N 2-57-16208/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2017