Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 декабря 2016 г. N 2-57-15712/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
члена комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы": А.В. Захарова, М.Б. Шевяхова,
Департамента города Москвы по конкурентной политике: В.В. Сахно,
ООО ТД "ЭВЕРЕСТ": А.Ю. Рутковского, А.В. Вершининой, Н.Н. Аляветдиновой,
рассмотрев жалобы ООО ТД "ЭВЕРЕСТ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении конкурсов с ограниченным участием на право заключения государственных контрактов (Закупки N 0173200001416001597, 0173200001416001596, 0173200001416001595, 0173200001416001586, 0173200001416001598, 0173200001416001587, 0173200001416001591, 0173200001416001589, 0173200001416001593, 0173200001416001600, 0173200001416001592, 0173200001416001594) (далее - Конкурсы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных конкурсов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/62042 от 22.12.2016.
Согласно доводам жалоб, Заказчиком при составлении конкурсных документаций нарушены положения Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, в Приложениях к Техническому заданию конкурсных документаций установлены неправомерные требования к товарам.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Приложениях к Техническому заданию конкурсных документаций установлены требования к товарам, в частности:
-п.Яйца куриные пищевые столовые (отборной категории): "Допускается на скорлупе яиц: наличие единичных точек или полосок (следов от соприкосновения яиц с полом клетки или транспортером для сбора яиц) или пятен, точек и полосок, занимающих не более 1/8 ее поверхности", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 31654-2012 "Яйца куриные пищевые. Технические условия". В жалобе Заявителя указано, что вышеуказанные требования противоречат п.5.2.3 ГОСТ 31654-2012, согласно которого установлено, что данная характеристика относится исключительно к диетическим яйцам.
-п.Сухофрукты (смесь сушеных фруктов косточковых, семечковых): "Наличие примесей растительного происхождения в готовом продукте допускается не более 0,2 % для косточковых и не более 5,5 % для семечковых", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 32896-2014 "Фрукты сушеные. Общие технические условия". В жалобе Заявителя указано, что вышеуказанные требования противоречат ГОСТ 32896-2014, согласно которого установлено, что посторонние примеси не допускаются.
-п.Сыр полутвердый (Российский): "Форма сыра должна быть: прямоугольный брусок со слегка выпуклыми боковыми поверхностями и округленными гранями, или низкий цилиндр со слегка выпуклой боковой поверхностью и округленными гранями. Высота бруска или цилиндра сыра должна быть не менее 5 см и не более 16 см включительно. Масса бруска или цилиндра сыра должна быть не менее 1,0 кг", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 32260-2013 "Сыры полутвердые. Технические условия". В жалобе Заявителя указано, что вышеуказанные требования противоречат ГОСТ 32260-2013, согласно которого установлено: для формы прямоугольный брусок со слегка выпуклыми боковыми поверхностями и округленными гранями высота от 10 до 12 см включительно.
-п.Колбасы полукопченые "Сервелат Московский": "Колбасное изделие должно иметь в рецептурном составе минимальное содержание мышечной ткани 60,0 %", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 31785-2012 "Колбасы полукопченые. Технические условия". В жалобе Заявителя указано, что вышеуказанные требования противоречат ГОСТ 31785-2012, согласно которого установлено: Предельные нормы массовой доли мышечной ткани в продукте для категории А - от 80 % до 100 % включ., для категории Б - от 60 % до 80 % включ., для категории В - от 40 % до 60 % включ.".
-п.Колбасы полукопченые "Сервелат Московский": "колбасное изделие должно иметь в рецептурном составе минимальное содержание мышечной ткани 60,0 %", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 31785-2012 "Колбасы полукопченые. Технические условия". В жалобе Заявителя указано, что вышеуказанные требования противоречат ГОСТ 31785-2012, согласно которого установлено: "Предельные нормы массовой доли мышечной ткани в продукте для категории А - от 80 % до 100 % включ., для категории Б - от 60 % до 80 % включ., для категории В - от 40 % до 60 % включ.".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что характеристики указанных товаров установлены в противоречие с государственными стандартами.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились обосновать необходимость установления указанных показателей при описании объекта закупки таким образом, требования к вышеуказанным товарам установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
-п.Томаты консервированные неочищенные в томатном соке: "Размер плодов в наибольшем линейном измерении не более 55 мм", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 54648-2011 "Консервы. Томаты в заливке. Общие технические условия". В жалобе Заявителя указано, что вышеуказанные требования противоречат ГОСТ Р 54648-2011, согласно которого установлено, что линейный размер плодов в наибольшем измерении не более 60 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару не противорчат ГОСТ Р 54648-2011, поскольку Заказчик уменьшил диапазон возможных значений, установленных данным стандартом.
-п.Тушки кур или цыплят-бройлеров (потрошенные без головы) охлажденные или замороженные: "Пищевая ценность в 100 г продукта должна быть, г: содержание белка должна превышать 16, содержание жира не должно превышать более 20", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 31962-2013 "Мясо кур (тушки кур, цыплят-бройлеров и их части). Технические условия". В жалобе Заявителя указано, что вышеуказанные требования противоречат ГОСТ 31962-2013, согласно которого установлено: "тушка кур 1-го сорта: белок не менее 17 г., жир, включая внутренний не более 20 г.; тушка кур 2-го сорта: белок не менее 19 г., жир, включая внутренний не более 11 г.; тушка цыплят-бройлеров 1-го сорта: белок не менее 16 г., жир, включая внутренний не более 14 г.; тушка цыплят-бройлеров 2-го сорта: белок не менее 18 г., жир, включая внутренний не более 7 г.".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару не противорчат ГОСТ 31962-2013, поскольку ГОСТ 31962-2013 устанавливает минимальное значение параметра "белок" и максимальное значение параметра "жир, включая внутренний".
-п.Икра овощная из кабачков: "Массовая доля жира должна превышать 7,0 %", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 51926-2002 "Консервы. Икра овощная. Технические условия". В жалобе Заявителя указано, что вышеуказанные требования противоречат ГОСТ Р 51926-2002, согласно которого установлено, что норма массовой доли жира для икры из кабачков составляет не менее 7 %.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару не противорчат ГОСТ Р 51926-2002, поскольку Заказчик уменьшил диапазон возможных значений, установленных данным стандартом.
-п.Плоды шиповника сушеные": "Массовая доля аскорбиновой кислоты, в %, должна не быть менее 0,25", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 1994-93 "Плоды шиповника. Технические условия". В жалобе Заявителя указано, что вышеуказанные требования противоречат ГОСТ 1994-93, согласно которого установлено: "Массовая доля аскорбиновой кислоты, %, не менее 0,2".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару не противорчат ГОСТ 1994-93, поскольку Заказчик уменьшил диапазон возможных значений, установленных данным стандартом.
-п.Сухофрукты (смесь сушеных фруктов косточковых, семечковых): "Массовая доля влаги, в %, должна быть не более 25 (для косточковых), не более 24 (для семечковых)", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 32896-2014 "Фрукты сушеные. Общие технические условия". В жалобе Заявителя указано, что вышеуказанные требования противоречат ГОСТ 32896-2014, согласно которого установлено: массовая доля влаги для абрикосов целых с косточкой для полуфабриката не более 16 %, для готового продукта не более 18 %.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в конкурсных документациях затребованы фрукты сушеные не ниже первого сорта, при этом согласно ГОСТ 32896-2014 установлено: "массовая доля влаги для сорта первого и столового не более 19 %, для готового продукта не более 19-25 %; массовая доля влаги для сорта высший, полуфабрикат не более 19 %, для готового продукта не более 20-25 %; массовая доля влаги для сорта экстра, полуфабрикат не более 19 %, для готового продукта не более 22-25 %", что не противоречит требованиям конкурсных документаций.
-по мнению Заявителя, Заказчиком установлены излишние требования к товарам, в частности: -п.1 Печенье сухое (галеты) весовое: Содержание токсичных элементов не должно превышать: свинец 0,5 мг/кг, мышьяк 0,3 мг/кг, кадмий 0,1 мг/кг, ртуть 0,02 мг/кг. Содержание микотоксинов должно быть: афлатоксин В1 - не более 0,005 мг/кг, дезоксиниваленол - не более 0,7 мг/кг. Содержание пестицидов не должно превышать: гексахлорциклогексан (альфа, бета, гамма изхомеры) -0,2 кг/мг, ДДТ и его метаболиты 0,02 мг/кг; -п.2 Печенье сухое (крекер) весовое: Содержание токсичных элементов не должно превышать: свинец 0,5 мг/кг, мышьяк 0,3 мг/кг, кадмий 0,1 мг/кг, ртуть 0,02 мг/кг. Содержание микотоксинов должно быть: афлатоксин В1 - не более 0,005 мг/кг, дезоксиниваленол - не более 0,7 мг/кг. Содержание пестицидов не должно превышать: гексахлорциклогексан (альфа, бета, гамма изхомеры) -0,2 кг/мг, ДДТ и его метаболиты 0,02 мг/кг; -п.4 Сок овощной (томатный), по 0,2 л: Содержание токсичных элементов должно быть: свинец - не более 0,5 мг/кг, мышьяк - не более 0,2 мг/кг, кадмий - не более 0,03 мг/кг, ртуть - не более 0,02 мг/кг. Содержание Микотоксинов не должно превышать, мг/кг: патулина 0,05. Содержание пестицидов должно быть: Гексахлорциклагексан (альфа, бета, гамма-изомеры) - не более 0,5 мг/кг; ДДТ и его метаболиты не более 0,1 мг/кг. КМАФАнМ КОЕ/ г(см3) не должно превышать 50; -п. 113 "Простокваша с м.д.ж. 3,2 %": "Микроорганизмы, используемые в составе закваски для производствапростокваши, должны быть идентифицированными, непатогенными, нетоксигенными и обладать свойствами, необходимыми для производства простокваши, соответствующего требованиям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 033/2013) "О безопасности молока и молочнойпродукции"; -п.12 Колбасы варено-копченые "Московская": "в процессе изготовления колбасное изделие должно быть подвергнуто предварительному копчению, варке, а также дополнительному копчению"; Биойогурт с массовой долей жира 2,0-3,0 % (с фруктово-ягодными добавками) в ассортименте: "Материалы, контактирующие с молочной продукцией в процессе производства, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к безопасности материалов, контактирзтощих с пищевой продукцией".
В жалобах указано, что аналогичные требования установлены по товарам пп. Мясо говядина бескостная (тазобедренный отруб без голяшки) охлажденное или замороженное, Мясо свинина бескостная (вырезка) охлажденное или замороженное, Консервы рыбные (шпроты в масле), Щавель свежий, Каша молочная для питания детей раннего возраста (гречневая), Огурцы свежие в сезон, Свекла столовая свежая, Консервы рыбные натуральные (горбуша), Кальмар мороженный, тушка, Икра лососевая зернистая баночная, Колбасы сырокопченые "Старославянская", Зефир диабетический (фасованный), Капуста квашеная, Конфеты шоколадные (весовые), Лавровый лист, Блоки из жилованного мяса говядины замороженные, Мясо индейки - филе (грудки) охлажденное или замороженное, Крабовые палочки (весовые), Филе рыбы (треска) мороженое с кожей, Мясо говядина бескостная (лопаточный отруб без голяшки) охлажденное или замороженно, Мясо свинина бескостная (тазобедренный отруб без голяшки) охлажденное или замороженное, Субпродукты говяжьи замороженные (печень), Субпродукты говяжьи замороженные (язык), Субпродукты куриные замороженные (печень), Субпродукты куриные замороженные (сердце), Тушки кур или цыплят-бройлеров (потрошенные без головы) охлажденные или замороженные, Части кур или цыплят-бройлеров (бедро) охлажденные или замороженные, Части кур или цыплят-бройлеров (голень) охлажденные или замороженные, Части кур или цыплят-бройлеров (филе (грудки)) охлажденные или замороженные, Мясо говядина (тазобедренная часть) для детского питания охлажденное или замороженное, Мясо индейки (бедро и/или голень) охлажденное или замороженное, Мясо индейки - филе (грудки) охлажденное или замороженное, Субпродукты говяжьи замороженные (печень) для детского питания, Тушки цыплят-бройлеров (потрошенные без головы) для детского питания охлажденные или замороженные, Части цыплят или цыплят-бройлеров (филе (грудки)) для детского питания охлажденные или замороженные, Колбасы полукопченые для детского питания, Икра лососевая зернистая баночная, Кальмар мороженный, филе, Мясо говядина (котлетное мясо) для детского питания охлажденное или замороженное, Мясо говядина бескостная (лопаточный отруб без голяшки) охлажденное или замороженное, Тушки кур или цьшлят-бройлеров (потрошенные без головы) охлажденные или замороженные, Крабовые палочки, Филе рыбы (горбуша) мороженое с кожей, Грибы быстрозамороженные, Капуста белокочанная свежая, Изделия колбасные вареные (колбаса) "Докторская", Изделия колбасные вареные (сосиски) "Сливочные", Сыр полутвердый (Российский), Сырки творожные глазированные в ассортименте, Сыры плавленые (треугольные порции в фольге, масса нетто 1 порции не более 20 г), Дрожжи хлебопекарные сушеные, Плоды шиповника сушеные, Сухофрукты (смесь сушеных фруктов косточковых, семечковых), Фрукты косточковые сушеные (курага), Изделия колбасные вареные (колбаса) "Любительская", Части цыплят или цьшлят-бройлеров (филе (грудки)) для детского питания охлажденные или замороженные, Кабачки свежие в сезон, Мясо говядина бескостная (тазобедренный отруб без голяшки) охлажденное или замороженное, Мясо свинина бескостное (шейный отруб) охлажденное или замороженное, Субпродукты говяжьи замороженные (печень) для детского питания, Субпродукты говяжьи замороженные (язык), Тушки кур или цыплят-бройлеров (потрошенные без головы) охлажденные или замороженные, Ветчина вареная в оболочке для детского питания,
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования к товарам установлены на основании, в частности Технического регламента Таможенного союза 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", Технический регламент Таможенного союза 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", содержание патогенных микроорганизмов установлено в соответствии с Приложением N1 ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза, содержание радионуклидов установлено на основании п.33 СанПиН 2.3.2.1280-03 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов" таким образом, данные требования являются обязательными требованиями к безопасности продуктов питания на территории Российской Федерации.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что от участников закупок не требуется указание конкретных числовых значений при формировании заявки на участие в конкурсах.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом установленные требования не позволяют сформировать заявку на участие в конкурсах, а также не представил доказательств, свидетельствующих о неправомерности установления вышеуказанных требований к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалоб Заявителя.
2. По мнению Заявителя, в составе конкурсных документаций отсутствует инструкция по заполнению заявки, что не позволяет однозначно определить максимальные и (или) минимальные значения показателей товаров, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст.56 Закона о контрактной системе.
Согласно п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в частности предусмотренные Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Заказчиком в Приложениях к Техническому заданию конкурсных документаций установлены требования к товарам с использованием обозначений, в частности "Символы "," (запятая), ";" (точка с запятой), "-" (тире), "и/или", "не должна превышать", "должна быть не более", "не должна превышать более", "должна не быть менее", "должно быть до", "Максимальная длина батона", "должна быть", "с кожей или без нее; и/или голень - часть тушки", "сорта, или другим техническим документам", что, по мнению Заявителя вводит участников закупки в заблуждение, поскольку отсутствует инструкция по заполнению заявки с указанием трактовки данных обозначений.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе конкурсных документаций присутствует инструкция по заполнению заявки, при этом трактовка вышеуказанных обозначений в инструкции по заполнению заявки не установлена, поскольку требования к товарам установлены на основании государственных стандартов, а также требования к товарам с использованием обжалуемых обозначений установлены таким образом, что позволяют однозначно определить максимальные и (или) минимальные значения показателей товаров, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом установленные требования к товарам с использованием обжалуемых обозначений не позволяют определить максимальные и (или) минимальные значения показателей товаров, а также значения показателей, которые не могут изменяться при формировании заявки на участие в конкурсах.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалоб Заявителя.
3. Заявитель обжалует установленный Заказчиком порядок оценки конкурсных заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В жалобах Заявителя указано, что предметом закупок является поставка продуктов питания, при этом Заказчик установил показатель оценки "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевыхспециалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", что, по мнению Заявителя неправомерно.
Согласно пп.а п.27 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено: показателем нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в частности "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг".
Заказчиком в конкурсных документациях по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено:
-Показатель 1. "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", коэффициент значимости (КЗ) = 0,5, максимальное количество баллов - 50. Оценивается предложение участника о наличии в штате участника закупки руководителей подразделений и привлекаемых к оказанию услуг ключевых специалистов (в т.ч. бухгалтеры, санитарные врачи, менеджеры, юристы, экономисты, водители экспедиторы, кладовщики). В случае наличия предоставляются сведения о количестве квалифицированного персонала в организации участника, привлекаемого для оказания услуг по предмету конкурса, копия штатного расписания, копии соответствующих документов об образовании и/или трудовых книжек работников, подтверждающих сведения о количестве, квалификации. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии). Заявка участника с наибольшим количеством сотрудников с подтвержденной квалификацией оценивается максимальным количеством баллов с учетом коэффициента значимости (КЗ). Отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04. 2013 г. N44-ФЗ. Порядок начисления баллов: Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в конкурсных документациях надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", нарушают п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в жалобах Заявителя указано, что Заказчиком установлен показатель "Деловая репутация участника закупки", однако количество баллов, присваиваемых участнику по данному критерию зависит от количества копий положительных отзывов, рекомендательных писем получателей, государственных (муниципальных) заказчиков, общественности, в которых должны содержаться условия, в части надежности участника конкурса, качестве поставленных товаров, оказанных услуг, соблюдения объемов и сроков, при этом установлено требование, что отзывы (письма) с указанным содержанием должны быть получены участниками закупки за последние 3 года, что, по мнению Заявителя неправомерно.
Согласно пп.д п.27 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено: показателем нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в частности "Деловая репутация участника закупки".
Показатель 2 "Деловая репутация участника закупки", коэффициент значимости (КЗ) = 0,5, максимальное количество баллов - 50. Предмет оценки показателя: оценивается деловая репутация участника конкурса в сфере поставки продуктов питания или оказания услуг по организации питания. Подтверждается копиями положительных отзывов, рекомендательных писем получателей, государственных (муниципальных) заказчиков, общественности о надежности участника конкурса, качестве поставленных товаров, оказанных услуг, соблюдения объемов и сроков, полученными участниками закупки за последние 3 года (до даты подачи заявки на участие в конкурсе). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии). При оценке учитывается не более одного положительного отзыва по каждому исполненному государственному контракту, заключенному в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ и N 94-ФЗ, гражданско-правовому договору, заключенному в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ. Конкурсная комиссия оценивает сведения о деловой репутации участника конкурса путем изучения положительных отзывов, благодарственных писем (т.е. количество документов, подтверждающих положительную репутацию участника закупки). Отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04. 2013 г. N44-ФЗ. Количество баллов по показателю Деловая репутация i-го участника (), определяется по формуле. Максимальное значение показателя присваивается участнику, представившему в составе заявки наибольшее количество положительных отзывов, благодарственных писем. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе предложения по деловой репутации участника конкурса, подтвержденной копиями указанных выше документов, участник открытого конкурса получает 0 баллов по данному показателю".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования по показателю "Деловая репутация участника закупки" установлены в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при деловая репутация подтверждается копиями положительных отзывов об исполненных договоров за те три года, которые стали критерием предквалификационного отбора, однако Заказчик не предъявляет требования к форме и содержанию отзывов таким образом, конкурсная комиссия оценивает наличие отзыва, а не сведения, содержащиеся в нем, о чем указанно в жалобах Заявителя.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил доказательств, свидетельствующих о неправомерности установления вышеуказанных требований по показателю "Деловая репутация участника закупки", а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки при установлении требований по данному показателю.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалоб Заявителя.
4. А. Согласно доводам жалоб Заявителя в проекте государственного контракта отсутствует положение об обязательном условии уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, в случае заключения контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
На основании ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии Управления установлено, что проект государственного контракта, опубликованный в составе конкурсной документации не содержит положение об обязательном условии уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, в случае заключения контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что является нарушением ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
Б. Согласно доводам жалоб Заявителя, в п.6.3 проекта государственного контракта установлены требования к сроку годности, которые могут повлечь установление неравных условий для производителей продуктов питания.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчиком в п.6.3 проекта государственного контракта установлено: "Все поставляемые товары на момент поставки в учреждения должны иметь резерв срока годности (остаточный срок годности) не менее 50 % от установленного предприятием-изготовителем срока годности, а особо скоропортящиеся продукты (со сроком годности до 10 суток) - не менее 30 % от установленного предприятием- изготовителем срока годности".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование в части срока годности установлено в проекте государственного контракта, что свидетельствует о применении данного требования исключительно к исполнителю государственного контракта.
В. Согласно доводам жалоб Заявителя, в проекте государственного контракта присутствуют противоречия в части условия о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
На основании ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Заказчиком в соответствии с ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в проекте государственного контракта установлено:
-п.12.1 Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до "31" декабря 2018 г.;
-п.12.2 Истечение срока действия контракта влечет прекращение обязательств по Контракту (за исключением предусмотренных контрактом гарантийных обязательств и обязательств заказчика по оплате товаров (работ, услуг), поставленных (выполненных, оказанных) в течение срока действия контракта;
-п.9.5 Возврат Заказчиком Исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения Контракта применяется Исполнителем), осуществляется в течение 20 (двадцати) банковских дней после подписания сторонами Итогового Акта сдачи-приемки услуг при условии надлежащего исполнения Поставщиком всех его обязательств по Контракту, а также всех обязательств Поставщика по возмещению убытков и уплате неустоек (штрафов, пеней), которые возникли из юридических фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств по Контракту, но не ранее "01" февраля 2019 г.
В жалобах Заявителя указано, что из вышеуказанных положений проекта контракта следует, что обязательство Заказчика по возврату обеспечения исполнения контракта прекращается 31 декабря 2016 года, при этом п.12.2 проекта контракта не содержит исключение о том, что после окончания срока действия контракта за Заказчиком сохраняется обязательство по возврату обеспечения контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что п.12.2 проекта контракта предусмотрено что, истечение срока действия контракта влечет прекращение обязательств по Контракту (за исключением предусмотренных контрактом гарантийных обязательств и обязательств заказчика по оплате товаров (работ, услуг), поставленных (выполненных, оказанных) в течение срока действия контракта.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом вышеуказанные положения проекта контракта нарушили законные права и интересы Заявителя, а также не представил документов, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанных доводов жалоб Заявителя.
5. А. Согласно доводам жалоб Заявителя, в конкурсных документациях установлен критерий оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", однако данные положения критерия оценки противоречат требованиям п.6.2 проекта контракта.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчиком в конкурсных документациях по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено: "Показатель 1. "Функциональные, потребительские свойства товара". В рамках показателя оценивается сорт, класс, категория поставляемых продуктов более высоких по отношению к требованию Технического задания (в соответствии с Приложением 2 к порядку оценки заявок)". В качестве улучшенных характеристик указаны высшие категории качества по каждому из продуктов, в частности "нормативно-технический документ ГОСТ 6201-68: требования Заказчика (сорт/класс/категория) не ниже второго сорта; улучшенная характеристика (сорт/класс/категория) первый сорт".
При этом, в п.6.2 проекта контракта установлено: "Поставляемый товар должен соответствовать высшей категории качества для каждого вида: (в/с, 1с, и т.п.)".
Таким образом, положения проекта контракта обязывают поставку товара исключительно высшей категории качества для каждого вида, при этом из требований Приложения 2 не следует, что необходимо предложить товар исключительно высшей категории качества, так как возможна поставка товара иной категории качества.
Б. Согласно доводам жалоб Заявителя, в конкурсных документациях установлены требования к товару "Сыр полутвердый (Российский)" в нарушение положений Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 033/2013) "О безопасности молока и молочной продукции".
Заказчиком установлены требования к товару "Сыр полутвердый (Российский)": "Дополнительно к маркировке на каждую единицу продукции необходимо нанесение манипуляционных знаков - "Беречь от солнечных лучей", "Ограничение температуры", "Беречь от влаги", а также установлено требование о соответствии поставляемого товара положениям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 033/2013) "О безопасности молока и молочной продукции".
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что согласно пп.г п.67 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 033/2013) "О безопасности молока имолочной продукции" на каждую единицу групповой, многооборотной или транспортной упаковки молокаили молочной продукции наносится маркировка, содержащая информацию для потребителей, в частности предупредительные надписи или манипуляционные знаки (например: "беречь от солнечных лучей", "ограничение температуры", "беречь от влаги", "скоропортящийся груз") - наносятся избирательно в соответствии с режимами хранения и транспортирования молока или молочной продукции, однако Заказчиком установлена необходимость указания данной информации на поставляемом товаре.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсных документация присутствуют противоречия, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В. Согласно доводам жалоб Заявителя, в составе конкурсных документаций размещено два документа с установленным порядком оценки заявок, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет определить действующую редакцию.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе конкурсных документаций размещено два документа с установленным порядком оценки заявок, при этом установленный порядок оценки заявок является идентичным, что позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в конкурсах.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом действия Заказчика нарушили законные права и интересы Заявителя, а также не представил доказательств, свидетельствующих об установлении различного порядка оценки заявок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалоб Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО ТД "ЭВЕРЕСТ" на действия ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы" обоснованными в части установления неправомерных требований к товарам; в части установления ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов); в части отсутствия в проекте контракта положения об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, в случае заключения контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица; в части установления противоречивых требований в конкурсной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33, ч.13 ст.34, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Член Комиссии Р.Г. Осипов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
1.ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и
социальной защиты населения города Москвы"
107045, г.Москва, Большой Головин переулок, д. 15
2. Департамент города Москвы по конкурентной политике
107045, г.Москва, Печатников пер., д.12
3. ООО ТД "ЭВЕРЕСТ"
119330, г.Москва, ул. Мосфильмовская, д. 41, корпус 1, пом. 6, комната 1
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-15712/77-16 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
27.12.2016 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
члена комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
на основании решения Комиссии от 27.12.2016 по делу N 2-57-15712/77-16, по итогам рассмотрения жалоб ООО ТД "ЭВЕРЕСТ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении конкурсов с ограниченным участием на право заключения государственных контрактов (Закупки NN 0173200001416001597, 0173200001416001596, 0173200001416001595, 0173200001416001586, 0173200001416001598, 0173200001416001587, 0173200001416001591, 0173200001416001589, 0173200001416001593, 0173200001416001600, 0173200001416001592, 0173200001416001594) (далее - конкурсы), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. -Заказчику, конкурсной комиссии при рассмотрении заявок на участие в конкурсах не учитывать требования к характеристикам товаров, а именно: -п.Яйца куриные пищевые столовые (отборной категории): "Допускается на скорлупе яиц: наличие единичных точек или полосок (следов от соприкосновения яиц с полом клетки или транспортером для сбора яиц) или пятен, точек и полосок, занимающих не более 1/8 ее поверхности"; -п.Сухофрукты (смесь сушеных фруктов косточковых, семечковых): "Наличие примесей растительного происхождения в готовом продукте допускается не более 0,2 % для косточковых и не более 5,5 % для семечковых"; -п.Сыр полутвердый (Российский): "Высота бруска или цилиндра сыра должна быть не менее 5 см и не более 16 см включительно"; -п.Колбасы полукопченые "Сервелат Московский": "Колбасное изделие должно иметь в рецептурном составе минимальное содержание мышечной ткани 60,0 %"; -п.Колбасы полукопченые "Сервелат Московский": "колбасное изделие должно иметь в рецептурном составе минимальное содержание мышечной ткани 60,0 %".
-Заказчику, конкурсной комиссии при оценке заявок на участие в конкурсах не учитывать показатель 1 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
-Заказчику, конкурсной комиссии при оценке заявок на участие в конкурсах оценивать заявки в рамках показателя "Функциональные, потребительские свойства товара" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" исключительно в отношении улучшения поставляемых товаров в части сорта, класса, категории по отношению к требованию Технического задания (в соответствии с Приложением 2 к порядку оценки заявок).
-Заказчику в случае заключения государственных контрактов по конкурсам с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, включить в контракт условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в соответствии с положениями ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе и мотивировочной частью решения от 27.12.2016 по делу N 2-57-15712/77-16.
2. Заказчику осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 27.12.2016 по делу N 2-57-15712/77-16.
3. Заказчику в срок до 02.03.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92), или электронной почте по адресу: Predpisanie44fz@fas.gov.ru
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Член Комиссии Р.Г. Осипов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 декабря 2016 г. N 2-57-15712/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2017