Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 12 января 2017 г. N 02/КС
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председатель комиссии - |
(_), руководитель управления; |
Члены комиссии: |
(_), начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, (_), главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, (_), специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии сторон:
1. Уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - уполномоченный орган, Мингосзакуп Хакасии):
- (_), по доверенности от 22.11.2016 г. N 4/1,
2. Органа, уполномоченного на формирование заявки - Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Межведомственный центр организации закупок" (далее - Центр закупок):
- (_), по доверенности от 10.01.2017 г. N 2,
3. Государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая больница имени Г.Я.Ремишевской":
- (_), по доверенности от 09.08.2016 б/н;
4. Заявителя - ООО "Первый элемент":
- (_), по доверенности от 09.01.2017 б/н;
- (_), по доверенности от 09.01.2017 б/н;
- (_), по доверенности от 09.01.2017 б/н,
при ведении аудиозаписи заседания комиссии,
рассмотрев жалобу N 02/КС ООО "Первый элемент" на действия уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской" при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для аппаратов Fresenius 5008 и 4008 (закупка N 0380200000116006233), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанных уполномоченного органа, заказчика, Центра закупок, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) входящим N 7235от 30.12.2016поступила жалоба ООО "Первый элемент" на действия уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской" при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для аппаратов Fresenius 5008 и 4008 (закупка N 0380200000116006233).
По мнению подателя жалобы, аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно доводам, указанным в жалобе, объединение в один предмет торгов расходных материалов для гемодиализа, обладающих уникальной совместимостью с аппаратами "Искусственная почка" (далее также АИП), а именно: "Комплект кровопроводящих магистралей для аппаратов "Искуственная почка" мод. 5008 "Фрезениус" (позиция 5 Технического задания), Концентрат сухой, гранулированный основной бикарбонатный, мешок для адаптации на корпусе аппарата "Искусственная почка" (позиция N 8 технического задания), Концентрат сухой гранулированный основной бикарбонатный, мешок для адаптации на корпусе аппарата "Искусственная почка" (позиция N 9 Технического задания), Фильтр для стерилизации диализата, для аппаратов "Искусственная почка", мод. 5008 "Фрезениус" (позиция N 10 Технического задания), с иными расходными материалами, которые являются взаимозаменяемыми, недопустимо, также как недопустима избыточная детализация требований к взаимозаменяемому расходному материалу для гемодиализа, делающая невозможной конкуренцию среди производителей товара.
Так, в жалобе указано, что требование Технического задания о поставке только оригинальных расходных материалов по всем позициям Технического задания неправомерно, поскольку уникальной совместимостью с аппаратами АИП обладают только товары, закупаемые по позициям 5,8-10 и, следовательно, данные товары подлежат выделению в отдельный лот, а остальные товары являются взаимозаменяемыми и могут быть предложены различными производителями, а не только компанией "Fresenius", как требует Заказчик.
Таким образом, по мнению Заявителя, закупка расходных материалов должна быть осуществлена с разделением на следующие лоты:
1 лот - позиции N 2, 3, 4 Технического задания;
2 лот - позиции N 5, 8, 9, 10, 11, 12 Технического задания;
3 лот - позиции N 1, 6, 7 Технического задания.
С учетом изложенного, Заявитель в своей жалобе просит приостановить проведение электронного аукциона в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, провести проверку правомерности действий заказчика при проведении электронного аукциона и выдать обязательное для исполнения предписание.
10.01.2017 (вх. N 53 и 54) уполномоченным органом и Центром закупок в адрес Хакасского УФАС России представлены запрошенные документы без письменных пояснений.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители ООО "Первый элемент" поддержали доводы, указанные в жалобе, в полном объеме, дополнительно пояснив, что согласно общедоступной информации аппараты для гемодиализа производителя "Fresenius" были закуплены Заказчиком в 2012 году, при этом согласно государственному контракту срок гарантийного обслуживания составляет 36 месяцев. При таких обстоятельствах, учитывая, что срок гарантийного обслуживания на настоящий момент истек, указание в Техническом задании информации о необходимости исключительно оригинальных расходных материалов производителя "Fresenius" по причине того, что аппараты Fresenius 5008 и 4008 находятся на гарантии, по мнению представителей Заявителя, является лукавством. Также представители Заявителя пояснили, что не спорят по поводу того, что использование неоригинальных запасных частей может привести к некорректной работе аппарата, при этом использование расходных материалов иных производителей при эксплуатации аппаратовпроизводителя "Fresenius" никаким образом не влияет на работоспособность аппарата.
Также представители Заявителя указали, что цены на ряд позиций Технического задания отклоняются в сторону увеличения и превышают индикативные цены, в частности по позициям 2, 3, 4; незначительно - по позициям 6, 7, в связи с чем экономии бюджетных средств в результате закупки, опубликованной по данным ценам, не достигается.
Кроме этого представители Заявителя просили обратить внимание на то, что в Техническом задании при описании технических характеристик позиций 2, 3 и 4 конкретизировано значение материала мембраны путем указания значения - геликсон (пункты 2.2, 3.2, 4.2 Технического задания), при этом необходимо учесть, что материалом мембраны, из которой сделан гемодиализатор является полисульфон, а геликсонпо структуре своей является тем же полисульфоном, но егосостав незначительно отличается в силу добавления каких-либо новых добавокконкретным производителем; в данном случае геликсон- это унифицированный производителем "Fresenius" полисульфон, в связи с чем иные производители не могут поставить товары, указанные в пунктах 2,3, 4, в том числе, с учетом указанного конкретизированного значения материала мембраны - геликсон. Таким образом, по мнению представителей Заявителя, в пунктах 2.2, 3.2, 4.2 в качестве значения материала мембраны должно быть указано - синтетическая мембрана.
Дополнительно представители Заявителя, пояснили, что также по пунктам 2, 3, 4 Технического задания допущена избыточная детализация в частиограничения по объему заполнения; указания клиренсовых характеристик гемодиализатора; объемов клиренсов; указания метода стерилизации, подпадающих только под характеристики расходных материалов производителя "Fresenius".
С учетом изложенного, представители Заявителя пояснили, что уникальной совместимостью с аппаратами "Искусственная почка"обладают только товары, закупаемые по позициям 5, 8, 9, 10, 11, 12Технического задания, в связи с чем их необходимо выделить в отдельный лот; во второй отдельный лот необходимо выделить позиции 2, 3, 4 Технического задания -гемодиализаторы с указанием материала мембраны - полисульфон, а также иных характеристик с учетом разъяснений ФАС России от 18.04.2011; в третий отдельный лот необходимо выделить позиции 1, 6, 7 Технического задания - фистульные иглы артериальные, а также - комплект кровопроводящих магистралей для аппаратов "Искусственная почка" модели 4008 "Фрезениус", поскольку аппарат модели 4008 "Фрезениус" не является аппаратом "закрытой системы".
Таким образом, представители Заявителя считают, что при вышеуказанном разделении Технического задания рассматриваемой закупки на отдельные лоты появилась бы возможность подачи заявок нескольких участников; в данном же Техническом задании в некоторых позициях указаны расходные материалы "закрытой системы"Fresenius 5008, что ограничивает права участников, которые могут поставить товары, взаимозаменяемые товарам "открытой системы".
С учетом изложенного, представители Заявителя просили выделить в отдельный лот оригинальные расходные материалы для аппарата Fresenius 5008,исключить избыточную детализацию характеристик расходных материалов открытой системы, обладающих взаимозаменяемостью, а также направить в контролирующий орган материалы для проведения проверки обоснованности начальной (максимальной) цены контракта.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Центра закупок с доводами жалобы не согласился, дополнительно пояснив, чтотребованиями Технической документации оборудования гемодиализной системы"FreseniusMedicalCare" и гарантийнымиобязательствамипредусмотрено использование только оригинальных расходных материалов и комплектующих,в связи с чем описание объекта закупки соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, а также положениям Закона о защите конкуренции, при этом в Техническом задании, в частности в позициях 2, 3, 4 указаны характеристики оригинальных расходных материалов и комплектующих, в том числе в части указания материала мембраны, клиренсовых характеристик, поскольку объектом закупки является поставка расходных материалов для аппаратов Fresenius 5008 и 4008.
С учетом изложенного, представитель Центра закупок просил признать жалобу необоснованной.
11.01.2017 (вх. N 74) в адрес Хакасского УФАС России представлены возражения Заказчика относительно доводов жалобы ООО "Первый элемент".
В соответствии с указанными возражениями государственный заказчик, уполномоченный орган вправе включить в документацию об аукционе такие требования к характеристикам, размерам, упаковке товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований, а применительно к указанию конкретныхтребований к расходному материалу для гемодиализа необходима поставка оригинальных расходных материалов, обеспечивающих их полную совместимость с аппаратами Fresenius5008 и 4008, используемыми ГБУЗ РХ "РКБ имени Г.Я.Ремишевской", в связи с тем, что данные аппараты находятся на гарантии, а установка неоригинальных и несовместимых запчастей и расходных материалов может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью пациентов.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика с доводами жалобы ООО "Первый элемент" не согласился,поддержал доводы, указанные в представленных ранее возражениях, дополнительно пояснив, что в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке может содержать указание на товарные знаки, в случае закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; также представитель Заказчика пояснил, что ограничения конкуренции в данном случае не произошло, поскольку на участие в аукционе подано несколько заявок.
С учетом изложенного, представитель Заказчика просил признать жалобу необоснованной.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, поддержал доводы представителей Центра закупок и Заказчика.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные документы и информация о размещении вышеуказанной закупки представлены на рассмотрение жалобы N 02/КС в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа пришла к следующим выводам.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.11.2015 N 579 "Об утверждении Положения о Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Республики Хакасия" утвержден Порядок взаимодействия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия с Государственным казенным учреждением Республики Хакасия "Межведомственный центр организации закупок", заказчиками (далее - Порядок).
Согласно пунктов 2.1.1, 2.1.3, 2.1.6 Порядка, заказчик:
2.1.1. Осуществляет закупки в соответствии с информацией, включенной в план-график закупок.
2.1.3. Подает заявку на размещение закупки по форме, утвержденной Министерством, в электронном виде с использованием средств программного обеспечения "Автоматизированная информационная система "Государственный Заказ Республики Хакасия", заверенную электронной подписью уполномоченного представителя заказчика.
2.1.6. Несет ответственность за нарушение настоящего Порядка, в том числе за формирование заявки не в соответствии с информацией, содержащейся в плане-графике закупок.
Согласно пунктов 2.2.2, 2.2.4 - 2.2.6 Порядка, Мингосзакуп Хакасии:
2.2.2. На основании заявок, утвержденных Учреждением, формирует, утверждает и размещает конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, запроса предложений (далее - документация).
2.2.4. В случае наличия замечаний по форме заявки, по срокам, установленным в плане-графике закупок для размещения извещения с учетом сроков, указанных в пункте 2.2.2 настоящего Порядка, либо отсутствия сведений, предусмотренных формой заявки, отклоняет ее и возвращает заявку в Учреждение.
2.2.5. Формирует на основании предложений Учреждения состав конкурсной, аукционной, котировочной комиссии или комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений (далее - комиссия). Оформляет приказом Министерства решение о создании комиссии и назначении ее председателя.
2.2.6. Осуществляет иные полномочия, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок), за исключением полномочий, реализуемых Учреждением, заказчиками.
Согласно пунктов 2.3.2 - 2.3.4 и 2.3.6 Порядка, Учреждение - Центр закупок:
2.3.2. Проверяет описание объекта закупки, включенное в заявку, определение начальной максимальной цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), проверяет заявки на соответствие требованиям законодательства о контрактной системе, в том числе на соответствие информации, включенной в план-график закупок.
2.3.3. Утверждает описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также проект контракта и иные сведения и документы, входящие в состав заявки, в целях включения таковых в неизменном виде в документацию о закупке.
2.3.4. В срок, указанный в пункте 2.3.1 настоящего Порядка, возвращает в Министерство утвержденные заявки (за исключением случаев осуществления заказчиком закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) либо отклоняет заявки заказчика, не соответствующие положениям Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок, с указанием причин отклонения и возвращает их заказчику.
2.3.6. В порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок, представляет в Министерство разъяснения положений документации.
21.12.2016 на электронной площадке и на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещена информация (извещение, конкурсная документация, техническое задание, обоснование НМЦ) о проведенииэлектронного аукциона в открытой форме на поставку расходных материалов для аппаратов Fresenius 5008 и 4008 (закупка N 0380200000116006233).
Начальная (максимальная) цена контракта 43 010 049,60 рублей.
Заказчиком электронного аукциона является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая больница имени Г.Я.Ремишевской": (далее - ГКУЗ РХ "РКБ им. Г.Я. Ремишевской").
Заявка N 423606 на размещение закупки подписана главным врачом ГБУЗ РХ "РКБ им. Г.Я. Ремишевской" - Семеновым В.В., утверждена руководителем Центра закупок - Арокиным И.В.
Документация об аукционе N 0380200000116006233 утверждена и.о. министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия О.Д. Ивановой.
Дата и время окончания подачи заявок - 10.01.2017 08.00 часов.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 16.01.2017.
На момент рассмотрения жалобы N 02/КС на участие в электронном аукционе N 0380200000116006233 подано две заявки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержатьнаименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупокописание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 7 аукционной документации "Описание объекта закупки" является Техническое задание на поставку расходных материалов для аппаратов Fresеnius 5008 и 4008 которое состоит из следующих позиций:
1. Комплект кровопроводящих магистралей для аппаратов "Искусственная почка" мод. 4008"Фрезениус";
2. Низкопоточеыйгемодиализаторкапиллярный с синтетической мембраной площадью 1,4 кв.м.;
3. Низкопоточныйгемодиализаторкапиллярный с синтетической мембраной площадью 1,8 кв.м.;
4. Высокопоточныйгемодиализаторкапиллярный с синтетической мембраной площадью 1,8 кв.м.;
5. Комплект кровопроводящих магистралей для аппаратов "Искусственная почка" мод. 5008"Фрезениус";
6. Фистульная игла артериальная;
7. Фистульная игла венозная;
8. Концентрат сухой гранулированный основной бикарбонатный, мешок для адаптации на корпусе аппарата "искусственная почка";
9. Концентрат сухой гранулированный основной бикарбонатный, мешок для адаптации на корпусе аппарата "искусственная почка";
10. Фильтр для стерилизации диализата, для аппаратов "Искусственная почка", мод. 5008 "Фрезениус";
11. Концентрат сухой основной бикарбонатный;
12. Жидкий кислотный концентрат для аппаратов "Искусственная почка" мод. 5008 "Фрезениус";
В Техническом задании установлено: "Поставщик поставляет только оригинальные расходные материалы и обеспечивает их полную совместимость с аппаратами, используемыми ГБУЗ РХ "РКБ имени Г.Я. Ремишевской" - Fresenius 5008 и Fresenius 4008 производства FreseniusMedicalCare, данные аппараты находятся на гарантии и установка неоригинальных, некачественных и несовместимых запасных частей может повлечь выход из строя дорогостоящих узлов оборудования либо причинить урон жизни и/или здоровью пациентов, обслуживающего персонала".
Согласно Письму Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС Росиии) от 18.04.2011 г. N АК/14239 "О направлении информации" Федеральной антимонопольной службой проведена работа по определению товарных границ рынка медицинского оборудования и рынка расходных материалов для гемодиализа.С целью недопущения ограничения и устранения конкуренции на рынке медицинского оборудования и на рынке расходных материалов для гемодиализа, закрепления единой практики применения антимонопольного законодательства территориальными органами ФАС России при рассмотрении жалоб и обращений хозяйствующих субъектов и органов власти ФАС России, в том числе, в адрес Хакасского УФАС России направлены обязательные к применению требования к взаимозаменяемости медицинского оборудования и расходных материалов для гемодиализа (далее - Разъяснения ФАС России от 18.04.2011).
В соответствии с абзацем 1 пункта 2.3.1."Взаимозаменяемость диализаторов" Разъяснений ФАС России от 18.04.2011анализ данных, представленных участниками рынка, врачебным сообществом, главными специалистами, с учетом клинической практики позволяет сделать вывод о том, что основным элементом расходного материала для проведения процедуры диализа, осуществляющим функцию фильтрации крови, является диализатор, в котором происходит очищение крови от токсинов. Крепление диализатора к АИП универсально, т.е. любой диализатор можно закрепить на любом АИП. Диализаторы являются важнейшим и наиболее дорогостоящим компонентом расходного материала, эффект лечения в существенной степени зависит от характеристик диализатора и его мембраны. Диализаторы различаются по следующим показателям:
Согласно абзацу 2 указанного пункта материал мембраны является основным фактором, определяющим свойства диализатора: проницаемость для веществ различной молекулярной массы и воды, биосовместимость, тромбогенность. Выделяют три разновидности материала, из которого может быть изготовлена мембрана, - целлюлозные, полусинтетические, синтетические. Основная масса современных диализаторов имеют синтетическую мембрану (полисульфон, полиметилметакрилат, полиакрилнитрит и др.), которые взаимозаменяемы между собой, в случаях выявления негативных реакций пациента на другие материалы синтетической мембраны возможно применение конкретной химической структуры материала синтетической мембраны.
При этом допускается обоснованное заказчиком вынесение в отдельный предмет торгов диализаторов с синтетическим типом конкретной химической структуры материала мембраны при выявлении негативных реакций пациента на другие материалы синтетической мембраны с объемом поставки, рассчитанным для нужд конкретного пациента (абзац 12 пункта 2.3.1).
Согласно абзацу 7 пункта 2.3.1. Разъяснений ФАС России от 18.04.2011 в результате анализа ФАС России установила, что при определении взаимозаменяемости диализаторов, в том числе для целей государственных закупок, допустима следующая детализация характеристик и параметров.
По коэффициенту ультрафильтрации (КУФ):
- признать взаимозаменяемыми все низкопоточные диализаторы с КУФ менее 20 мл на 1 мм рт. ст. в час;
- признать взаимозаменяемыми все среднепоточные диализаторы с КУФ от 20 до 40 мл на 1 мм рт. ст. в час;
- признать взаимозаменяемыми все высокопоточные диализаторы с КУФ более 40 мл на 1 мм рт. ст. в час.
По материалу изготовления мембраны:
- признать взаимозаменяемыми все синтетические мембраны.
По способу стерилизации признать взаимозаменяемыми диализаторы, стерилизованные автоклавированием (паром) и радиационным (гамма-облучением) способами. Диализаторы, стерилизованные этилен-оксидом, не взаимозаменяемы с диализаторами стерилизованными автоклавированием и гамма-облучением.
По объему заполнения признаются взаимозаменяемыми все диализаторы от 100 мл и более. Диализаторы с объемом заполнения до 100 мл применяются в педиатрии и не взаимозаменяемы с диализаторами с объемом заполнения более 100 мл.
Для целей проведения гемодиализа детям раннего возраста с малой массой тела допустима закупка диализаторов с указанием максимально допустимого объема заполнения диализаторов для нужд конкретного пациента.
В аукционной документации рассматриваемой закупки отсутствует указание в качестве основания приобретения диализаторов - нужд конкретного пациента либо необходимостиприменения конкретной химической структуры материала синтетической мембраны, в связи с негативной реакцией пациента на другие материалы синтетической мембраны.
С учетом вышеизложенного,указание в позициях 2, 3, 4 Технического задания аукционной документациив качестве значения параметра материала мембраны - геликсон, метода стерилизации - паровая, а также различных значений коэффициента ультрафильтрации, клиренсовых характеристик и объемов заполнения, противоречащих вышеуказанным положениям Разъяснений ФАС России от 18.04.2011, является излишней детализацией параметров указанных расходных материалов и ограничивает право потенциальных участников электронного аукциона на подачу заявки, соответствующей Техническому заданию.
В соответствии с пунктом 2.3.2. "Взаимозаменяемость кровопроводящих магистралей" кровопроводящие магистрали могут быть универсальными и подходить к большинству АИП, могут быть совместимы только с конкретными моделями АИП.
Как следует из Разъяснений ФАС России от 18.04.2011 установлено три товарных рынка кровопроводящих магистралей. К первому товарному рынку относятся все универсальные кровопроводящие магистрали для АИП "открытого типа", которые являются взаимозаменяемыми между собой. Ко второму товарному рынку относятся картриджи кровопроводящих магистралей, совместимые с АИП INNOVA производства компании GambroDascoS.p.A., Италия. К третьему товарному рынку относятся кровопроводщие магистрали картриджного типа, совместимые с АИП серий 5008 и 5008 S производства FreseniusMedicalCareAG&Co. KGaA.
В соответствии с Разъяснениями ФАС России от 18.04.2011 установлена следующая взаимозаменяемость кровопроводящих магистралей по совместимости с АИП:
- Признать взаимозаменяемыми кровопроводящие магистрали, совместимые с АИП INNOVA производства компании GambroDascoS.p.A.
- Признать взаимозаменяемыми кровопроводящие магистрали, совместимые с АИП серий 5008 и 5008 S производства FreseniusMedicalCareAG&Co. KGaA.
При этом кровопроводящие магистрали, совместимые с АИП INNOVA производства компании GambroDascoS.p.A., не взаимозаменяемы с кровопроводящими магистралями, совместимыми с АИП серий 5008 и 5008 S производства FreseniusMedicalCareAG&Co. KGaA.
С учетом изложенного, включение в Техническое задание расходных материалов для АИП "закрытого типа" модели 5008 Fresenius наряду с расходными материалами для АИП "открытого типа"является неправомерным и ограничивает конкуренцию между участниками торгов.
Доводы представителей Заказчика, уполномоченного органа и Центра закупок о необходимости закупки расходных материалов исключительно производства "Fresenius", в связи с продлением срока гарантийного обслуживания аппаратов Fresenius 5008 и 4008 и соответствующими условиями гарантийного обслуживания, отклоняются Комиссией Хакасского УФАС России исходя из следующего.
Согласно гражданско-правовому договору бюджетного учреждения N 806.12.0521 от 29.08.2012, заключенному между ГБУЗ РХ "РКБ им. Г.Я. Ремишевской" (Заказчик) и ЗАО "Фрезениус СП" (Поставщик), поставщик обязуется поставить и передать Заказчику медицинское оборудование: аппарат "Искусственная почка" для проведения гемодиализа и гемодифильтрации (согласно Приложению N 1 к договору) в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором.
Согласно пункту 3.3.2. указанного договора Поставщик предоставляет Заказчику гарантии, срок которых составляет 36 месяцев со дня ввода оборудования в эксплуатацию.
Согласно пункту 3.3.4. договора гарантия должна быть действительна в течение срока, указанного в пункте 3.3.2. договора.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 471 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения продавца о недостатках товара в порядке, установленном статьей 483 настоящего Кодекса.
Иных норм, регламентирующих продление гарантийного срока, в частности по инициативе сторон, гражданское законодательство Российской Федерации не содержит.
Таким образом, учитывая условия заключенного договора, которые не предусматривают продление срока гарантии, продление гарантийного срока информационным письмом ЗАО "Фрезениус СП" от 06.09.2016 осуществлено неправомерно.
С учетом изложенного, срок гарантии аппаратов Fresenius5008 и 4008 истек в 2015 году, в связи с чем доводы о наличии гарантийного обслуживания оборудования являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, доводы ООО "Первый элемент" подтвердились, что дает основание признать жалобу N 02/КС обоснованной.
Доводы подателя жалобы о нарушении Заказчиком, уполномоченного органа положений Закона о защите конкуренции в рамках рассмотрения жалобы по Закону о контрактной системе в сфере закупок, не могут быть рассмотрены комиссией антимонопольного органа, поскольку Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, это не предусмотрено.
Согласно пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, в связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органом государственного финансового контроля, являющимся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, материалы настоящей жалобы будут переданы в адрес Министерства финансов Республики Хакасиядля рассмотрения в части возложенных полномочий на предмет наличия признаков нарушения обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 02/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки размещения закупки иных нарушений не установлено.
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
Пунктом 3.35 Административного регламентаустановлено, что в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В рассматриваемом случае Комиссия Хакасского УФАС России приняла решение о выдаче предписания, поскольку выявленные нарушениятребований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе имеют влияние на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 33, пункта части 1 статьи 64, частей 8 и 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30,3.33, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 02/КС ООО "Первый элемент" на действия уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской" при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для аппаратов Fresenius 5008 и 4008 (закупка N 0380200000116006233) обоснованной.
2. Признать Государственное казенноеучреждение Республики Хакасия "Межведомственный центрорганизации закупок" нарушившимпункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Уполномоченному органу - Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и его комиссии, Государственному заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской", Государственному казенному учреждению Республики Хакасия "Межведомственный центр организации закупок"выдать Предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы в адрес Министерства финансов Республики Хакасиядля рассмотрения в части возложенных полномочий на предмет наличия признаков нарушения обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
5. Передать материалы жалобы в отдел антимонопольного законодательства и рекламы Хакасского УФАС России в целях установления наличия (отсутствия) признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
6. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
(_) |
Члены комиссии: |
(_) (_) (_) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 12 января 2017 г. N 02/КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2017