Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 января 2017 г. N 03/КА
Резолютивная часть объявлена 13.01.2017 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 18.01.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления.
Членов комиссии:
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителей,
рассмотрев жалобу Комарова А. С. (далее - Заявитель) от 30.12.2016 N2311-ж на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Нягань "Управление городского хозяйства", Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования город Нягань при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по содержанию и обслуживанию автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры в микрорайонах Восточный, Западный, Геология муниципального образования г. Нягань в 2017 году (извещение N 0187300008116000526) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены Заказчика, Уполномоченного органа, в части формирования аукционной документации с нарушением законодательства о контрактной системе.
1. Согласно п. 32 главы I СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ предусмотрено изменение количества товаров, объема работ, услуг не более чем на 10 процентов, проект муниципального контракта не содержит такой пункт.
2. Согласно п. 34 главы I СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ предусмотрен односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В проекте контракта п. 8.1.6. предусмотрено право Заказчика отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта.
Пункт 15.3 проекта контракта описывает порядок расторжения Заказчиком в одностороннем порядке исполнения контракта.
В нарушении ч. 14 ст. 34, п. 12 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе право и порядок расторжения в одностороннем порядке исполнения контракта Исполнителем в проекте контракта отсутствует.
3. Согласно пункта 9.2 проекта контракта Исполнитель организует приемку оказанных услуг за счет собственных средств.
В расчете НМЦК не заложены расходы на данные виды работ, услуг.
Согласно п. 1 ст. 753 ГК РФ Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Пункт 9.4 проекта контракта предусматривает текущую приемку работ.
Согласно п. 2 ст. 753 ГК РФ Заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет.
В ответ на запрос Заявителя на разъяснение аукционной документации Заказчик не внес изменений в аукционную документацию по данному пункту, ссылаясь на ст. 435 ГК РФ. Считаем, что ссылаться на данную статью в этом случаи нельзя.
4. Пункт 12.7 проекта контракта содержит в себе обязанность Исполнителя оплатить суммы штрафа в течение 7 (Семи) календарных дней со дня получения от Заказчика требования, за нарушение действующего законодательства, возникшие в результате невыполнения, ненадлежащего выполнения (некачественного, несвоевременного) Исполнителем обязательств по муниципальному контракту, в случае привлечения контрольными или надзорными органами Муниципального заказчика или его должностных лиц к административной ответственности (уплате административного штрафа).
Данный пункт не соответствует ч.8 ст. 34 Закона о контрактной системе, т.к. размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. В Аукционной документации отсутствуют сведения о сроках оплаты товара, работы или услуги.
6. Согласно п. 8 главы I СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ наименование и описание объекта закупки, количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг указано в части II. "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации об электронном аукционе.
Глава II. "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации об электронном аукционе не содержит в себе сведений о количестве и объеме требуемых работ, услуг, являющихся объектом закупки.
7. Согласно аукционной документации Услуги оказываются по согласованным ежедневным планам оказания услуг (приложение N3), направляемым по электронной почте либо нарочно в адрес Муниципального заказчика (ot_ugh@mail.ru). При необходимости муниципальный заказчик вносит изменения в план в устной или письменной форме и доводит информацию до сведения Исполнителя. Срок оказание услуг по ежедневному плану оказания услуг определяется заказчиком. План оказания услуг направляется Исполнителем ежедневно до 16-00 часов дня, предшествующего дню выполнения работ.
Проектом контракта не определена обязанность Заказчика согласовать ежедневный план оказания услуг, как и не определена обязанность направить согласованный ежедневный план по электронной почте либо нарочно в адрес Исполнителя в срок и время, предшествующего дню выполнения работ.
Так же из проекта контракта не ясно, что в себя включает необходимость, при которой муниципальный заказчик вносит изменения в план.
8. В соответствии с ч.2 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, данная информация в аукционной документации, в части проекта контракта, отсутствует.
В соответствии с ч.10 ст. 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В соответствии с ч.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
В нарушении данных статьей, Заказчиком в пункте 8, 9 главы II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ аукционной документации, п. 7, п. 9.6. проекта контракта предусмотрены коэффициенты понижения оплаты при оказании услуг, не обеспечивающих качественное содержание автомобильных дорог.
9. Пунктом 17.2. главы I СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ оговорено, что дополнительные требования к участникам закупки не установлены.
В нарушение данного пункта, Заказчиком пунктом 7 главы II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ аукционной документации, п. 7 проекта контракта включены обязательные условия:
- организацию круглосуточной диспетчерской службы и оборудование ее техническими средствами связи;
- предоставлять Муниципальному заказчику, МКУ МО г. Нягань "Единой дежурно-диспетчерской службе" ежедневно до 9.00 часов сведения о количестве транспортных средств, задействованных для оказания услуг в соответствии с планом выполнения оказанных услуг по содержанию улично-дорожной сети г. Нягани.
- оборудовать в течение 10 (десяти) календарных дней с момента заключения муниципального контракта все технические средства (автомашины, трактора, специализированные машины), используемые для оказания услуг по содержанию дорог и дорожной инфраструктуры в зимний и летний периоды, бортовой системой спутникового мониторинга транспортных средств с установкой клиентской версии и представление доступа к системе на оборудовании муниципального заказчика. Заказчик вправе не принимать работы, выполненные транспортными средствами Исполнителя, не оборудованными системой спутникового мониторинга;
Т.к. расчете НМЦК не учтены расходы на данные виды работ, услуг, считаем данные требования которые исполнитель обязуется исполнить незаконными, и нарушающими Закона о контрактной системе в сфере закупок.
10. В соответствии с Главой II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ описание объекта закупки Аукционной документации, в предмет закупки входит выполнение работ по содержанию и обслуживанию автомобильных дорог и работы по содержанию и обслуживанию дорожной инфраструктуры (включая выполнение работ по содержанию остановочных комплексов и дорожных знаков).
Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчиком в один лот объединены работы по содержанию и обслуживанию автомобильных дорог и работы по содержанию и обслуживанию дорожной инфраструктуры (включая выполнение работ по содержанию остановочных комплексов и дорожных знаков), что ведет к укреплению лота и ограничению конкуренции.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по содержанию и обслуживанию автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры в микрорайонах Восточный, Западный, Геология муниципального образования г. Нягань в 2017 году (извещение N 0187300008116000526) размещены на официальном сайте единой информационной системы 19.12.2016.
1. Комиссия Управления отмечает, что в статье 34 Закона о контрактной системе предусмотрены общие требования к контракту.
Согласно части 18 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Таким образом, отсутствие в проекте муниципального контракта пункта 32 главы I СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ об изменении количества товаров, объема работ, услуг не более чем на 10 процентов, не противоречит законодательству о контрактной системе, поскольку проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации.
2. Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 20-24 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок расторжения контракта со стороны поставщика.
Пунктом 15.3 проекта муниципального контракта Заказчиком предусмотрено о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта: "Досрочное расторжение муниципального контракта возможно по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом одной из Сторон от исполнения муниципального контракта по основаниям, предусмотренным настоящим муниципальным контрактом и гражданским законодательством".
Таким образом, законодательством о контрактной системе предусмотрена возможность указания условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона, но не установлена обязанность указывать в контракте порядок одностороннего расторжения контракта.
3. Комиссия Управления отмечает, что частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи.
Пунктом 1 части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами.
Часть 5 статьи 99 Закона о контрактной системе вступает в силу с 01.01.2017.
Вместе с тем, часть 3 статьи 99 Закона о контрактной системе является действующей.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии полномочий у комиссии Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению довода Заявителя.
4. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В силу части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в пункте 12.7 проекта контракта Заказчиком предусмотрена дополнительная ответственность, не предусмотренная законодательством о контрактной системе: "В случае привлечения контрольными или надзорными органами Муниципального заказчика или его должностных лиц к административной ответственности (уплате административного штрафа) за нарушение действующего законодательства, возникшие в результате невыполнения, ненадлежащего выполнения (некачественного, несвоевременного) Исполнителем обязательств по муниципальному контракту, Исполнитель обязан оплатить суммы штрафа в течение 7 (Семи) календарных дней со дня получения от Заказчика требования".
Таким образом, в нарушении статьи 34 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлена иная форма ответственности не предусмотренная законодательством о контрактной системе.
5. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Проанализировав проект контракта, Комиссией Управления было установлено, что проект контракта не содержит информацию о сроках оплаты товара, работы или услуги.
При этом Комиссия Управления отмечает, что срок действия контракта не является сроком оплаты.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления в действиях Заказчика, Уполномоченного органа установлено нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав техническое задание, Комиссией Управления было установлено, что из сведений и информации содержащейся в техническом задании невозможно определить объем оказываемых услуг.
При этом Комиссия Управления отмечает, что информация о протяженности автомобильных дорог не позволяет выявить объем оказываемых услуг, а лишь определяет территорию необходимую к содержанию и обслуживанию.
Таким образом, Комиссией Управления в действиях Заказчика, Уполномоченного органа установлено нарушение части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
7. Согласно части 18 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Таким образом, отсутствие в проекте муниципального контракта обязанности Заказчика согласовать ежедневный план оказания услуг, и обязанности направить согласованный ежедневный план по электронной почте либо нарочно в адрес Исполнителя в срок и время, предшествующего дню выполнения работ, предусмотренной аукционной документацией, не противоречит законодательству о контрактной системе, поскольку проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации.
8. Проанализировав техническое задание Комиссией Управления установлено, что в пунктах 8 и 9 технического задания Заказчиком, Уполномоченным органом установлены коэффициенты понижения оплаты при оказании услуг, не обеспечивающих качественное содержание автомобильных дорог, применяются (в зимний период/ в летний период).
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что в контракт включаются обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Статья 34 Закона о контрактной системе устанавливает ряд обязательных требований к условиям об ответственности сторон по контракту.
При этом требования, установленные в аукционной документации о применении коэффициента понижения оплаты при оказании услуг, не обеспечивающих качественное содержание автомобильных дорог, не соответствуют требованиям, установленным статьей 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушении статьи 34 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлена иная форма ответственности не предусмотренная законодательством о контрактной системе.
9. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В пункте 7 технического задания аукционной документации Заказчиком, Уполномоченным органом, помимо прочих, установлены следующие требования:
- организацию круглосуточной диспетчерской службы и оборудование ее техническими средствами связи;
- предоставлять Муниципальному заказчику, МКУ МО г. Нягань "Единой дежурно-диспетчерской службе" ежедневно до 9.00 часов сведения о количестве транспортных средств, задействованных для оказания услуг в соответствии с планом выполнения оказанных услуг по содержанию улично-дорожной сети г. Нягани;
- оборудовать в течение 10 (десяти) календарных дней с момента заключения муниципального контракта все технические средства (автомашины, трактора, специализированные машины), используемые для оказания услуг по содержанию дорог и дорожной инфраструктуры в зимний и летний периоды, бортовой системой спутникового мониторинга транспортных средств с установкой клиентской версии и представление доступа к системе на оборудовании муниципального заказчика. Заказчик вправе не принимать работы, выполненные транспортными средствами Исполнителя, не оборудованными системой спутникового мониторинга.
Проанализировав вышеуказанные требования, Комиссия Управления пришла к выводу, что данные требования нарушают положения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
10. В соответствии с Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" содержание и обслуживание дорожной инфраструктуры входят в состав работ по содержанию автомобильных дорог.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя об объединении Заказчиком в один лот работ по содержанию и обслуживанию автомобильных дорог и работ по содержанию и обслуживанию дорожной инфраструктуры (включая выполнение работ по содержанию остановочных комплексов и дорожных знаков), является ограничением конкуренции, не нашел своего подтверждения.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Управления было установлено следующее.
В пункте 7 технического задания Заказчиком, Уполномоченным органом установлено следующее требование: "Исполнитель несёт административную, и уголовную ответственность, связанную с возмещением вреда (в том числе морального вреда) за вред причиненный дорожно-транспортными происшествиями, которые возникли в связи с не оказанными услугами, перечень которых определен муниципальным контрактом на содержание дорог и дорожной инфраструктуры в микрорайонах Центральный, Южный, Приурал, промзоне муниципального образования город Нягань".
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что в контракт включаются обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Статья 34 Закона о контрактной системе устанавливает ряд обязательных требований к условиям об ответственности сторон по контракту.
При этом требования, установленные в аукционной документации о применении коэффициента понижения оплаты при оказании услуг, не обеспечивающих качественное содержание автомобильных дорог, не соответствуют требованиям, установленным статьей 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушении статьи 34 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлена иная форма ответственности не предусмотренная законодательством о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу Комарова А. С. от 30.12.2016 N2311-ж на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Нягань "Управление городского хозяйства", Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования город Нягань при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по содержанию и обслуживанию автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры в микрорайонах Восточный, Западный, Геология муниципального образования г. Нягань в 2017 году (извещение N 0187300008116000526) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Нягань "Управление городского хозяйства", Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования город Нягань нарушение статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Нягань "Управление городского хозяйства", Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования город Нягань нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Нягань "Управление городского хозяйства", Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования город Нягань нарушение части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Нягань "Управление городского хозяйства", Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования город Нягань нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
7. Выдать Заказчика - Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Нягань "Управление городского хозяйства", Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования город Нягань обязательное для исполнения предписание.
8. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
9. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Капаклы А.Д.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/КА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г.Москва, ул.Большая Якиманка, д.23 Заявитель: Комаров Анатолий Сергеевич 628187, г. Нягань, ул. Пионерская 80, кв. 1 Заказчик: Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Нягань "Управление городского хозяйства" 628181, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Нягань, 1 мкрн., д. 50. Уполномоченный орган: Администрация муниципального образования город Нягань 628186, ХМАО-Югра, г. Нягань, ул. 30 лет Победы, 8 |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
13.01.2017 г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
на основании своего решения от 13.01.2017 о рассмотрении жалобы Комарова А. С. от 30.12.2016 N2311-ж на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Нягань "Управление городского хозяйства", Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования город Нягань при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по содержанию и обслуживанию автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры в микрорайонах Восточный, Западный, Геология муниципального образования г. Нягань в 2017 году (извещение N 0187300008116000526), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Нягань "Управление городского хозяйства", Уполномоченному органу - Администрация муниципального образования город Нягань совершить следующие действия:
1. Отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого оказание услуг по содержанию и обслуживанию автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры в микрорайонах Восточный, Западный, Геология муниципального образования г. Нягань в 2017 году (извещение N 0187300008116000526).
2. С учетом принятого решения от 13.01.2017 по рассмотрению жалобы Комарова А. С. от 30.12.2016 N2311-ж:
- разместить информацию об отмене протоколов в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки;
- внести изменения в документацию с учетом требований части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 и части 3 статьи 33, статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
3. В срок до 02.02.2017 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 03.02.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной (единой) комиссией пунктов 1, 2 и 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Капаклы А.Д.
Базанов М.Е.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 января 2017 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2017