Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 января 2017 г. N 03/КА
Резолютивная часть объявлена 13.01.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 18.01.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчиков - Братчиков Е.В. по доверенности от 13.01.2017, Скобиоалэ Д.В. по доверенности от 13.01.2017;
от Уполномоченного органа - Читнева К.А. по доверенности N1 от 09.01.2017.
рассмотрев жалобу ООО "Базис" (далее - Заявитель) от 30.12.2016 N2315-ж на действия Заказчиков, Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата Йопромид (извещение N0387200009116005523) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
В Техническом задании Заказчик установил следующие характеристики к закупаемому товару (лекарственному препарату по МНН Йопромид):
N п/п |
МНН, химическое, группировочное наименование |
Функциональные, качественные характеристики, лекарственная форма, дозировка, комплектность, требования к упаковке |
Ед.изм. |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Йопромид |
раствор для инъекций 300 мг йода/мл 100 мл флаконы N10. Отсутствие ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом. Период выведения через почки в течении 12 часов не менее 93% от введенной дозы. |
уп. |
150 |
2 |
Йопромид |
раствор для инъекций 300 мг йода/мл 100 мл кратриджи N10. Отсутствие ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом. Период выведения через почки в течении 12 часов не менее 93% от введенной дозы. |
уп. |
100 |
3 |
Йопромид |
раствор для инъекций 300 мг йода/мл 500 мл N8. Отсутствие ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом. Период выведения через почки в течении 12 часов не менее 93% от введенной дозы. |
уп. |
65 |
4 |
Йопромид |
раствор для инъекций 370 мг йода/мл 500 мл флаконы N 8. Отсутствие ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом. Период выведения через почки в течении 12 часов не менее 93% от введенной дозы. |
уп. |
100 |
5 |
Йопромид |
раствор для инъекций 370 мг йода/мл 100 мл флаконы N 10. Отсутствие ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом. Период выведения через почки в течении 12 часов не менее 93% от введенной дозы. |
уп. |
60 |
Заявитель указывает, что требование - "Отсутствие ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом. Период выведения через почки в течение 12 часов не менее 93% от введенной дозы", не отражается в разделе "Показания к применению" и не влияют на снижение или увеличение эффективности или безопасности препарата.
В техническом задании не расшифровано понятие "отсутствие ограничений", а так же отсутствует обоснование потребности закупки препарата с указанными характеристиками . Таким образом, возникает двусмысленность в толковании данного понятия: данную характеристику следует соотносить с разделом "противопоказания", или с разделом "с осторожностью" инструкций по медицинскому применению препаратов.
В соответствии с Государственным реестром лекарственных средств, опубликованном на официальном сайте http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx, МНН "Йопромид" имеют 4 лекарственных препарата, это - ТН "Ультравист" производства Байер Фарма АГ/Германия (N РУ: П N002600), "Йопромид ТР" производства ООО "Тиарекс"/Россия (ЛП-003110), ТН "Йопромид" производства "Новалек Фармасьютикалс Пвт.Лтд"/Индия (N РУ ЛП-002892) и ТН "Йопромид-Биарвист" производства "Илсунг Фармасьютикалс Ко.Лтд"/Корея (N РУ ЛП-003696).
Поскольку в инструкциях по медицинскому применению ни у одного из вышеперечисленных препаратов не содержится противопоказаний для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом, а у трех, из четырех вышеуказанных препаратов по МНН "Йопромид" имеется указание на применение препарата для категории пациентов с аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом в разделе "С осторожностью" (ТН "Йопромид ТР" производства ООО "Тиарекс"/Россия (ЛП-003110), ТН "Йопромид" производства "Новалек Фармасьютикалс Пвт.Лтд"/Индия (N РУ ЛП-002892) и ТН "Йопромид-Биарвист" производства "Илсунг Фармасьютикалс Ко.Лтд"/Корея (N РУ ЛП-003696)), Заявитель считает, что Заказчик намеренно указал избыточные требования к описанию объекта закупки, которым в совокупности соответствует единственный из зарегистрированных в Российской Федерации препаратов - "Ультравист" производства Байер Фарма АГ/Германия (N РУ: П N002600), и тем самым ограничил количество участников закупки, готовых предложить взаимозаменяемые по МНН препараты.
Йопромид - является диагностическим рентгеноконтрастным средством, которое повышает контрастность изображения.
Заявленная Заказчиком характеристика "через 12 часов после введения должно выводится не менее 93% от введенной дозы", не влияет на терапевтический эффект и его применение при диагностике.
Указав в техническом задании требования, соответствующие единственному препарату - "Ультравист" производства Байер Фарма АГ/Германия (N РУ: П N002600), Заказчик нарушил правила описания объекта закупки, установленные статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон о контрактной системе), а также ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, установление в документации о закупке требований к отсутствию ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией необоснованно ограничивает количество участников размещения заказа, сужает конкурентное пространство, что свидетельствует о прямом нарушении статей 8, 33, 64 Закона о контрактной системе, а так же ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата Йопромид (извещение N0387200009116005523) размещены на официальном сайте единой информационной системы 13.12.2016.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия Управления отмечает, что оборот лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств), согласно части 1 статьи 13 которого лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, лекарственный препарат, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации, является товаром в контексте антимонопольного законодательства.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что в случае указания в инструкции по применению препарата для категории пациентов с аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом в разделе "С осторожностью", данный лекарственный препарат, также будет соответствовать требованиям аукционной документации, поскольку использование слов "С осторожностью" допускает использование препарата для категории пациентов с аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом.
Также на Заседании Комиссии Управления, представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили, что иное время (т.е. более 12 часов) выведения Йопромида через почки, указанное в инструкции по медицинскому применению, может иметь принципиальное значение не для времени выполнения снимков, в этом вопросе имеются абсолютно одинаковые инструкции для всех препаратов группы Йопромид, а для:
определения времени повторного введения контрастного средства в течении одних суток при возникшей клинической необходимости;
оценки возможного интервала времени выполнения снимков сосудов и тканей после введения контрастного средства;
меньшего риска лекарственных взаимодействий.
Данные условия важны, так как в ЛПУ компьютерная томография проводится ослабленным пациентам, в том числе с тяжелой хирургической патологией, тяжелыми аутоиммунными заболеваниями. В связи с этим, часто встречаются нефропатии, токсические изменения в печени, кардиотоксичность, изменения реологических свойств крови, изменения стенок сосудов. Исследования на компьютерной томографии проводятся неоднократно для определения динамики процесса на фоне проводимого лечения, в 5-10% случаев возникает необходимость провести повторное исследование в течение одних суток.
Таким образом, Комиссией Управления доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Управления было установлено следующее.
По позиции N2 технического задания Заказчиком, Уполномоченным органом установлено следующее требование: "Йопромид - раствор для инъекций 300 мг йода/мл 100 мл картриджи N10. Отсутствие ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом. Период выведения через почки в течение 12 часов не менее 93% от введенной дозы".
Проанализировав информацию, содержащуюся в Государственном реестрм лекарственных средств, опубликованном на официальном сайте http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx, Комиссией Управления было установлено, что в позиции N2, Заказчиком, Уполномоченным органом указано требования к характеристикам товара (требование к упаковке - картриджи), которым соответствует единственный из зарегистрированных в Российской Федерации препаратов - "Ультравист", производства Байер Шеринг Фарма АГ/Германия, что является ограничением количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления, ни представителями Заказчика, ни представителями Уполномоченного органа не было представлено доказательств свидетельствующих необходимость закупить лекарственный препарат МНН Йопромид в упаковке в виде картриджей.
Согласно письму ФАС России от 9 июня 2015 г. N АК/28644/15 "О рассмотрении обращении" наиболее типичным примером ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, в том числе:
- указание формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например: "ампула", "флакон", "блистер") без возможности поставки аналогичных препаратов в иной форме выпуска (упаковке);
- закупка лекарственных препаратов в формах выпуска "шприц", "преднаполненный шприц", "шприц тюбик" и т.п. без возможности поставки эквивалентных препаратов в формах выпуска "ампула", "флакон" и т.д. совместно со шприцами соответствующего объема;
- закупка лекарственных препаратов в форме выпуска "картридж" (например, закупка инсулинов в картриджах, совместимых с определенными шприц-ручками), без возможности поставщиков аналогичных инсулинов в картриджах, совместимых с иными шприц-ручками, принять участие в торгах на условиях поставки инсулинов с безвозмездной передачей шприц-ручек, совместимых с предлагаемыми к поставке картриджами;
- объединение в один лот лекарственных препаратов, имеющих в пределах одного МНН несколько торговых наименований, с уникальными лекарственными препаратами, имеющими только одно торговое наименование в пределах соответствующего МНН (с учетом лекарственных форм и дозировок).
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления в действиях Заказчиков, Уполномоченного органа установлено нарушение части 2 статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Базис" от 30.12.2016 N2315-ж на действия Заказчиков, Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата Йопромид (извещение N0387200009116005523) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчиков, Уполномоченного органа нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам, Уполномоченному органу, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Капаклы А.Д.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/КА- . |
Оператор электронной площадки: ООО "РТС-тендер" 127006, г.Москва, ул. Долгоруковская, д. 38, стр. 1 Заявитель: ООО "Базис" 115280, Москва, ул. Мастеркова, д.1, кв.192 Заказчик 1: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовский онкологический диспансер". 628615, ХМАО - Югра, г. Нижневартовск, ул. Спортивная, дом 9 "а". Заказчик 2: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная клиническая больница". 628606, ХМАО - Югра, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 18. Заказчик 3: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Няганская городская поликлиника"; 628187, ХМАО - Югра, г. Нягань, ул. Уральская, д. 1 Заказчик 4: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница" 628012, ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Калинина д.40. Уполномоченный орган: Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" 628408, ХМАО - Югра, г. Сургут, ул. Сергея Безверхова, д. 4/5 |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
18.01.2017 г.Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист - эксперт Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
на основании своего решения от 13.01.2017 о рассмотрении жалобы ООО "Базис" от 30.12.2016 N2315-ж на действия Заказчиков, Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата Йопромид (извещение N0387200009116005523), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчикам, Уполномоченному органу - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр лекарственного мониторинга", аукционной комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата Йопромид (извещение N0387200009116005523).
2. С учетом принятого решения от 13.01.2017 по рассмотрению жалобы ООО "Базис" от 30.12.2016 N2315-ж:
- разместить информацию об отмене протоколов в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки;
- внести изменения в документацию с учетом требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
3. В срок до 02.02.2017 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 03.02.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиками, Уполномоченным органом, аукционной комиссией пунктов 1, 2 и 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Капаклы А.Д.
Воронцова А.Ю.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 января 2017 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2017